Сейчас найти советский трактор "Кировец" без такого вот самодельного каркаса из труб довольно сложно. Потому что трактор склонен к опрокидыванию при определённых условиях, ошибок он не прощает, и поэтому трактористы заказывают всевозможные каркасы безопасности поверх кабины, которые должны защищать её от смятия в случае опрокидывания трактора.
На фото можно видеть два "Кировца" - один с каркасом безопасности, а другой без:
При этом не секрет, что трактор весит 13 тонн, и при опрокидывании этот вес фактически полностью переносится на кабину.
Вопрос: что будет с типичным каркасом из труб, если он окажется под 13-тонным трактором?
С этим вопросом пришлось обратиться к опытному трактористу, которому довелось поработать на многих колёсных сельхоз тракторах.
- Даже правильно сваренный каркас из труб с толстыми стенками и большого диаметра нечего не гарантирует. Лично мне не доводилось наблюдать перевёрнутый "Кировец" с таким каркасом.
Однако когда я увидел, как эти каркасы производятся, то обратил внимание на показания трубогиба. Оборудование в цеху по производству каркасов стояло дорогое, и там было табло с цифрами. Среди них были показания по усилию, которое требуется для сгиба трубы в дугу с нужным радиусом. И оно было чуть меньше пяти тонн-сил. Соответственно столько же нужно, чтобы разогнуть её обратно. Над кабиной трактора две дуги, и соответственно это 10 тонн. А трактор весит 13 тонн.
Как же так?
Мне ответили, сами же рабочие, что этот каркас нужен для самоуспокоения. Он не защищает кабину от смятия при опрокидывании, потому в что трактор слишком тяжёлый. А ещё некоторые в колёса заливают воду или незамерзайку для утяжеления и лучшего шацепа. Плюс навесное оборудование. Всё это увеличивает и без того немалый вес трактора. Так что каркасы, которые сейчас массово ставятся на "Кировцы" - это просто бизнес, тюнинг, и не более того. Чтобы они реально работали, трубы должны быть большего диаметра, с большей толщиной стенки. А такие каркасы просто складываются вместе с кабиной.
Тут ещё нужно понимать, что трактор обычно сначала ложится на бок, а потом только на кабину. Так вот, ходят слухи, что некоторые неправильно сваренные каркасы даже не сминаются, а просто отскакивают от своих точек болтового крепления.
А ещё можно встретить полностью сборные каркасы на болтовых соединениях. В случае опрокидывания болты просто срезаются, и каркас складывается вместе с кабиной.
Ещё проблема этих каркасов в том, что тракторист думает, что защищён и начинает управлять трактором, ощущая свою вседозволенность. Пользуясь случаем, хотелось бы предостеречь коллег от необдуманных манёвров на "Кировце". Этот трактор не прощает ошибок, а каркас вас не защищает.