Советская модель приобретения и владения автомобилями в России становится всё более актуальной.
Итак, за действия, которые нельзя называть определенными словами, страны Запада выкатили России санкции. Эффект от санкций достанется всем независимо от гражданской позиции. Еще точнее сказать, что это уже происходит.
Что по автомобилям? Разбираемся.
Частный автомобиль в России с тех пор, как загнулся СССР, - не роскошь, а средство передвижения. В самом прямом, банальном и прикладном смысле. Для десятков миллионов граждан РФ.
Россияне за 30 лет с момента развала СССР сильно привыкли к такому положению дел, особенно молодежь.
Россияне привыкли, к тому что
- машину может купить любая семья, где люди работают хотя бы со средними и выше средних зарплатами;
- машин в семье может быть не одна;
- машину можно купить в кредит;
- количество такси* велико и вызывается нажатием двух кнопок на смартфоне или одним звонком - куда угодно.
* При чем тут такси? Да при том, что для рынка такси наличие разных доступных машин тоже имеет огромное значение.
До 1 марта 2022 года в России можно было купить практически любой автомобиль любого ценового и качественного уровня.
Люксовый, бизнес-класс, эконом-класс.
Новый, старый, подержанный.
Дешевый, средний по цене, дорогой, ультра-дорогой.
Купить за "живые деньги", купить в кредит, взять в лизинг.
Теперь эта ситуация, по сути, закончилась.
Перед нами - новая реальность.
Ключевых вопросов в отношении любого авторынка ТРИ.
Первый: кто и на что машины покупает.
Второй: кто и какие машины продает.
Третий: сколько машины стоят.
Начнем с первого.
Сколько покупателей и на какие деньги покупают?
В 2021 году в России был всплеск спроса на автомобили. Как пояснили эксперты, на продажи давили в том числе деньги, которые из-за ограничений по причине понятно чего люди не потратили на другие цели. А именно на поездки в отпуск, в первую очередь за границу, на концерты, фестивали, мероприятия и т.п., которые были либо отменены совсем, либо ограничены.
В ситуации, когда деньги есть, люди пытаются их куда-то "приткнуть". Ставки по вкладам в банках в прошлом году были низкими. Вложения в недвижимость требуют бОльших денег, чем в автомобиль. Поэтому часть россиян со свободными деньгами устремила взгляды в сторону автомобилей.
При этом в поставках автомобилей были проблемы, поскольку из-за известной болезни и связанных с ней ограничений по всему миру были очень большие проблемы с поставками комплектующих. В том числе на заводы России.
То есть, деньги у части населения РФ были, кредиты им на машины тоже открывали. А с предложением был дефицит. (Без санкций!)
Это вызвало рост спроса (в т.ч. потому, что наш народ на все, что хоть отдаленно кажется дефицитным, по привычке начинает смотреть с огромным интересом) и рост стоимости новых машин в салонах. А рост цен на новые машины, как не сложно догадаться, довольно быстро приводит и к росту цен на рынке машин с пробегом.
В последние дни февраля и первые дни марта 2022 года народ снова рванул покупать автомобили, понимая, что "следующего раза может и не быть".
Ситуация дестабилизируется каждый день, рубль валится, доходы - вместе с ним.
Что будет дальше?
Про автокредиты по прежним ставкам можно на неизвестное время смело забыть.
Центробанк РФ повысил ключевую ставку. Это ставка, по которой ЦБ дает деньги в кредит коммерческим банкам. Ставки самих банков по кредитам ниже ставки ЦБ не бывают.
Что касается покупок машин не в кредит, а "за живые деньги", то это смогут делать те, у кого не будут падать доходы в новой ситуации. У кого не будут падать доходы? Это интересный вопрос. На него пока нет ответа.
Кстати, как отмечали аналитики, в 2021 году впервые в истории наблюдения более 50% всех заявок на автокредиты было подано на покупку подержанных машин.
Число кредитных заявок на подержанные автомобили за год выросло на 123%, а на новые авто, напротив, снизилось на 22,9%.
То есть, обеднение россиян даже по авторынку было видно уже в прошлом году.
Переходим ко второму вопросу:
кто и что в России на авторынке будет продавать.
В норме машины на рынке продают официальные дилеры крупных заводов, российских и иностранных, а также частники на вторичном рынке.
По новым автомобилям в обозримом будущем будет всё ОЧЕНЬ плохо.
Почему? А вот почему, перечисляем то, что уже попало в новости.
- Mercedes-Benz приостановит производство и поставки автомобилей в России
- Японские автоконцерны Honda и Mazda останавливают экспорт в Россию (РИА Новости со ссылкой на японскую газету Nikkei).
- Автоконцерн Mitsubishi рассматривает вероятность остановки производства в Калуге из-за проблем с поставками деталей из Японии, завод могут закрыть уже в марте.
- Японский автоконцерн Toyota Motor с 4 марта приостанавливает производство автомобилей на территории России.
- Ford Motor Company приостанавливает деятельность в России, включая совместное предприятие с группой "Соллерс Авто" по выпуску LCV Ford Transit в Татарстане.
- Концерн BMW уже объявил о приостановке производства автомобилей бренда на мощностях предприятия "Автотор" Калининграде и прекращении поставок автомобилей BMW на российский рынок.
- Альянс Jaguar Land Rover приостановил поставки новых автомобилей в Россию.
- И концерн Volkswagen - тоже, в него входят бренды Audi, Skoda, Volkswagen.
- Daimler Truck прекращает сотрудничество с КАМАЗом
- Завод Volvo Trucks в Калуге останавливается. Последние грузовики будут собраны на этой неделе, с 7 марта начнется консервация предприятия. Если рабочих уволят, то шансов на последующее возобновление сборки тягачей Volvo в Калуге почти нет.
Российским заводам под санкциям выпускать продукцию тоже будет сложно или невозможно. Например, для сборки в Москве модели Renault завод получает детали из Румынии. А поставка этих деталей велась через Украину и Польшу. Теперь эти поставки встали.
Что всё это такое, если обобщать?
Это сокращение продаж и разнообразия новых машин в России В РАЗЫ
А сокращение разнообразия новых машин "сегодня" и "завтра" означает сокращение разнообразия и предложения на вторичном рынке "послезавтра".
То есть, это только очень глупые граждане в такой ситуации могут радоваться "Ооооо! Богатые пострадают! Им новых машин теперь не будет!".
"Нет, ребята, всё не так", как пел Высоцкий. Те новые машины, которые не привезли и не продали вчера, покупатель с доходами ниже не сможет купить с пробегом завтра.
Это не просто сокращение разнообразия. Это сокращения предложения в целом.
Ну, и третий вопрос. Сколько машины теперь будут стоить?
В 2021 году цены уже сильно выросли. Без всякий санкций, по другим причинам, описанным выше.
Новые импортные машины, которые остались в салонах, могут быть проданы в прямом смысле за любые деньги. Потому что с полным запретом поставок в Россию новых машин их цена становится личным выбором директора салона (дилера).
Российские машины тоже подорожают. Точнее, уже дорожают - "АвтоВАЗ" с 1 марта повысил цены на Lada в среднем на 15%.
Логично предположить, что отсутствие в нормальном объеме новых машин автоматически взвинтит цены на любые автомобили в хорошем состоянии на вторичном рынке.
Плюс на рынок в обозримые годы будет постоянно давить количество людей, которые будут истерически пытаться вложить деньги в машины, чтобы они не обесценились.
***
Что касается оптимизма из серии "им самим не выгодно, вернуться как миленькие".
Во-первых, для многих автопроизводителей российский рынок вообще не основной даже близко. И даже не особо крупный. А мир велик.
Во-вторых, может и вернутся. Но когда?
У нас уже есть пример производителя, который ушел в прошлый раз, и он заставляет задуматься.
После присоединения Крыма, последовавших за этим санкций и обрушения курса рубля из России ушла международная компания General Motors. Это произошло в 2015 году.
Вернулась в Россию она только через ПЯТЬ лет.
Причем это произошло в ситуации, когда другие производители никуда особо не уходили и никаких массовых согласованных санкционных действий не предпринимали.
Сейчас ситуация радикально другая.
Нет, не так - РАДИКАЛЬНО другая.
Шутки о том, что будет счастьем, если на ВАЗе осталось оборудование для выпуска "восьмерок" и "девяток", уже не кажутся такими уж смешными.
Начиная с 1991 года автопроизводители в Россию, за редким исключением, только приходили. Никогда не было такого, чтобы они массово (!) останавливали поставки и уходили из страны.
Теперь это реальность. Причем ситуация еще только разворачивается и худшие ее проявления - впереди.
==> Прощай, свободный доступ к рекам и озерам: Госдума во главе с "ЕР" разрешила приватизировать участки у водоемов
==> Ростовщики потирают руки: многие россияне безнадёжно увязли в микрозаймовом рабстве. Государство безучастно
==> Как и почему Россия теряет лидерство в космосе, и при чем тут Илон Маск (а еще Китай). Вердикт ученого