Спустя 60 лет после того, как СССР стал первой страной, отправившей человека в космос, России постепенно сдает позиции на мировом рынке космических запусков.
Поведение главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, который ведёт себя в соцсетях мягко говоря странно, нарастающее отставание от лидеров никак не компенсирует. А скорее усугубляет.
Если смотреть государственное ТВ России (тем более, что новостное телевидение давно уже только такое), то может сложиться впечатление, что Россия - достойный преемник Советского Союза, который был настоящим лидером освоения космоса и успешно конкурировал с самыми передовыми странами в этой теме.
Однако на самом деле и текущее состояние дел, и дальнейшие перспективы выглядят тревожно, если опираться не на "ура!"-сюжеты на гос-ТВ, а читать аналитику по теме.
В качестве примера для того, чтобы справиться с "головокружением от успехов" можно обратить внимание, например, на статью под названием "Стратегический потенциал космической промышленности России" исследователя и преподавателя Российского экономического университета имени Плеханова Михаила Романова.
Статья опубликована №4-1, 2021 научно-практического журнала "Индустриальная экономика".
[Журнал основан в 2000 году, включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), индексируется в Научной электронной библиотеке eLIBRARU.RU (Россия), ULRICHSWEB™ GLOBAL SERIALS DIREСTORY (США), JOURNAL INDEX.net (США), INDEX COPERNICUS INTERNATIONAL (Польша), EBSCO Publishing (США).
Решением ВАК при Минобрнауки включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней.]
Развитием космической отрасли в нашей стране занимается Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Она была создана в 2015 году путем преобразования Федерального космического агентства "Роскосмос". В управление компании было передано 69 акционерных обществ, 8 государственных унитарных предприятий, 2 федеральных унитарных предприятия, 3 некоммерческие организации.
Автор статьи указывает, что "Роскосмос" как госкорпорация имеет те же черты, что и другие российские структуры, представленные на глобальных рынках наукоемкой продукции.
Первая черта: подавляющее большинство из них были созданы в СССР в условиях плановой экономики. Потому действовали "в условиях отсутствия конкуренции с внешними силами". И это "в целом негативно" сказывается "на мотивации интенсивного развития".
Вторая черта: переход к рынку для таких компаний стал "началом десятилетия тяжелого финансового и организационного кризиса". Структуры теряли единое управление и платежеспособный спрос, зачастую приостанавливали свою деятельность, теряли кадры. И это особенно актуально было для наукоемких отраслей, заказчиком которых во многом являлось государство.
Третья черта: "технологический задел" (то есть "накопленный опыт технологических решений, разработок, патентов") в некоторых отраслях был настолько мощным, что это позволило даже в новых условиях не только нормально работать, но и занимать значимое место на рынке. Вот как раз одной из таких компаний и являлась долгое время структура "Роскосмос", указывает автор.
Он приходит к выводу, что корпорации "удается поддерживать прибыльность на фоне роста объемов деловой активности". В 2019 г. полученная компанией выручка сокращается, но чистая прибыль является максимальной. А "основной спрос корпорации обеспечивается в результате не конкурентной борьбы, а мер государственной поддержки".
(При этом "сама компания в результате проверок Счетной палатой Российской Федерации становится объектом расследования коррупционных преступлений на суммы свыше 1,6 млрд рублей").
Куда более сложная и важная тема - положение российской космической отрасли в международной системе конкуренции.
В 1980-1990-е в России происходило "объяснимое снижение количества запусков", которое было связано с кризисами в экономике, уходом в небытие СССР, перестройкой всех форм работы.
Однако затем снова начался рост. Период максимального количества запусков - это 2010–2019 годы ("речь идет о декларируемых компанией запусках, отраженных в международной статистике, выборка может быть неполной с учетом запусков военных спутников").
"С 1992 по 2015 г. Россия являлась мировым лидером по количеству ежегодных успешных запусков ракет, в общей сложности 19 лет, лишь 5 лет (с 1996 по 1999 г., 2003 г.) уступая США. Компании удавалось удерживать примерно по 30–40 % мирового рынка пусковых услуг.
Однако в 2010-х гг. ситуация критически меняется с приходом на рынок коммерческих запусков американской компании SpaceX", подчеркивает автор.
Основные угрозы доминирующему положению "Роскосмоса" со стороны конкурирующих сил - это проекты Falcon 9 и Falcon Heavy американской компании SpaceX и китайские проекты развития аэрокосмической отрасли правительства КНР – семейства ракет-носителей Long March Rockets и "Куайчжоу" (Kuaizhou).
"В 2016 г. Китай впервые обогнал Россию по числу коммерческих запусков, и в перспективе с высокой степенью уверенности можно говорить о сохранении подобной тенденции".
И вот вердикт:
"Несложно заметить, что наиболее активно используются разработанные еще до 2000-х годов технологии.
А с начала 2000-х гг. фактически не было создано и выведено на рынок существенных по объемам запусков ракет-носителей.
Для сравнения, период разработки до первого запуска ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX составил менее 5 лет, а результаты ее коммерческого использования включают более 90 запусков".
В чем причина? Автор статьи в журнале считает, что "структурной проблемой" участия "Роскосмоса" на мировом рынке наукоемкой продукции является "отсутствие постоянной модернизации и повышения конкурентоспособности продукции".
И это становится особенно показательным, если сравнить базовые параметры основных российских ракет-носителей с продукцией компании SpaceX. Американские ракеты позволяют выводить на орбиту более объемные грузы, использовать новейшие технологии (в том числе подачу сверхохлажденного топлива с увеличением полезной нагрузки) и повторное использовать первые ступени. "Роскосмос" этим похвастаться, увы, не может.
Исследователь Романов указывает, что в средне- и долгосрочной перспективе рынок космических запусков "будет демонстрировать безусловный рост спроса". При этом "в секторе коммерческих запусков в сегменте ракет-носителей и связанных с ним сегменте услуг запуска перспективы «Роскосмоса» преимущественно неблагоприятны", считает он.
"До определенной степени конкурентные позиции России будут защищены надежностью и испытанностью технологий, а также базой лояльных клиентов.
В дальнейшем по мере формирования лояльных клиентов у SpaceX этот фактор для "Роскосмоса" свою значимость утратит", предупреждает ученый.
А "при снижении конфликтности в отношениях США с КНР" он прогнозирует, что в космосе начнут усиливаться еще и позиции китайских компаний.
"В сегменте инфраструктуры для коммерческих запусков позиции «Роскосмоса» теснит Китай: в 2019 г. из 102 запусков 34 были совершены с объектов КНР против 9 у России."
"Россия является монополистом в сегменте автоматических космических аппаратов, предоставляющих возможность проводить продолжительные биологические эксперименты на низкой околоземной орбите с дальнейшим возвращением всех образцов на Землю. Вот только этот рынок не обладает большой емкостью", пишет эксперт.
А в "сегменте спутников связи и дистанционного зондирования поверхности позиции «Роскосмоса» крайне слабы – более 50 % всех аппаратов, созданных и запущенных в интересах иностранных заказчиков, не смогли отработать гарантийный срок или были утеряны сразу при выводе на расчетные орбиты".
Выводы не утешительны:
"Россия лишилась крупнейшей доходной статьи, поскольку сегодня в процессе цифровой трансформации мировой экономики большая часть инвестиций в коммерческой космонавтике приходится на создание крупных спутниковых группировок, способных обеспечить широкополосной связью и обменом больших массивов данных компании в разных секторах экономики.
Таким образом, позиции космической промышленности России на текущий момент несущественны, по некоторым сегментам остаются заметными, тем не менее при сохранении текущей тенденции достигнутое ранее конкурентное положение в долгосрочной перспективе может быть совсем утрачено".
Как видите, ученый выбирает довольно аккуратные формулировки. И это понятно - статья-то научная.
А вот автор статьи на ту же тему в журнале "Форбс" пишет намного более жестко.
Он начинает с констатации, что "потеря Россией рынка коммерческих запусков выглядит необратимой".
Крупный раздел посвящен разбору идей главы "Роскосмоса" Дмитрия Рогозина о том, что Илон Маск использует деньги от дорогих пусков, оплаченных Пентагоном, чтобы занижать цены на гражданские запуски компании SpaceX. Однако "простейшие расчеты" показывают, что демпинговать таким образом у SpaceX не получилось бы": на 60 стартов заокеанского конкурента лишь четыре оплачены Пентагоном.
В общем, пересказывать подробный анализ ситуации в статье с горой примеров нет смысла. Доказательная база выглядит вполне убедительно.
Важно другое: "Настоящие причины, по которым Маск запускает коммерческие ракеты дешевле, представители «Роскосмоса» называли еще три года назад, и они лежат в области технологий, а не демпинга", уверен автор.
В SpaceX работает 7000 человек, в ракетостроительных подразделениях «Роскосмоса» работает в несколько раз больше людей. "Будем справедливы, не все 20 000 сотрудников ГКНПЦ им М.В. Хруничева работают над ракетами, но и в SpaceX кроме Falсon 9 делают корабли Dragon, а с недавних пор еще и его пилотируемую версию, а также спутники, сверхтяжелый Falcon Heavy и перспективную BFR.
Так что разница в числе работников именно по «рыночной» ракете все равно выходит очень большой. Если одна компания имеет мало рабочих, но делает ракеты десятками, а в другой людей работает больше, но ракет она делает мало, то стоимость единицы продукции у первой компании получается в разы дешевле", логично рассуждает автор.
Кроме того, американцы бьются за эффективность и экономность: Falcon 9 v1.1, летавший в 2013-2016 годах, выводил на орбиту всего 13,15 тонны, а Falcon 9 FT — уже 22,8 тонны (в одноразовом варианте). "Это значит, что из средней ракеты продукция SpaceX стала тяжелой, сравнявшись с «Протоном» по полезной нагрузке. При этом диаметр головного обтекателя «Протона» — лишь 4,35 метра, а Falcon 9 — 5,2 метра, что означает возможность возить в космосе более объемные спутники и грузы. «Протон» весит 705 тонн, а Falcon 9 — 549 тонн, это значительная разница и опять не в пользу российской ракеты".
Автор подчеркивает, что такой разрыв "был бы невозможен только за счет оптимизации конструкции ракеты". Он был реализован именно за счет новых технологий.
Вывод автора печален, но предсказуем:
"вопрос о том, "как именно Маск выдавливает Россию с космического рынка", имеет только один ответ. Никак."
Одним словом, Россия сама отдаёт космический рынок конкурентам. Потому что на данном этапе руководство страны именно такое, какое есть. По этому поводу великий русский баснописец Крылов всё давно уже сказал в своей басне про зеркало.
Жми лайк, если тебя тоже возмущает поведение госчиновников России, из-за которых наша страна теряет деньги и конкурентоспособность.
И подписывайся на канал
==> Прорыв подкрался незаметно: в России в 2023 году "полностью исчезла база" для опытно-конструкторских работ
==> Денег в бюджете всё меньше. Поэтому Минфин уже планирует выпуск "патриотических" облигаций для населения, как в СССР
==> Почему Россия окончательно проиграла борьбу за научное лидерство в будущем: цифры и факты, которые выглядят очень тревожно