Найти в Дзене

Как развивать эмоциональный интеллект класса

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Меня часто спрашивают, что делать педагогу, чтобы предотвратить травлю и обеспечить эмоционально безопасную среду в школе? Делать нужно много чего, но укрупнённо всё сводится к пяти пунктам:

1. Наличие ценностей, регламентов и правил (в идеале на уровне школы, но хотя бы на уровне класса)

2. Внеурочная деятельность (походы, праздники, социальные активности и пр.) Этот пункт обычно у педагогов вызывает меньше всего вопросов

3. Развитие эмоционального интеллекта класса

4. Технологии командообразования (сейчас правильнее уже говорить классообразования) без академической нагрузки. Это всем известные командобразующие игры и приёмы, в ходе выполнения которых все хохочут, шумят, веселятся, но не затрагивают учебную программу.

5. Технологии кооперативного обучения (или структурированная групповая работа) с академической нагрузкой. Когда педагог прямо во время урока, ни на секунду не отвлекаясь от плана, от своих учебных задач, от ФГОС, так даёт задания, что одновременно развивает навыки кооперации. Об этом подробнее писала тут и тут.

В этой статье я остановлюсь на пункте 3. Как развивать эмоциональный интеллект всего класса. Сразу скажу, что перечень, который я предложу, это мой личный перечень, который работает для меня, в детских коллективах, с которыми приходится работать, и с моими личными детьми дома. Если вы педагог или родитель, и у вас есть свои рабочие приёмы, пишите в комментариях, расширяйте мой список.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Понимать свои эмоции

Круто, когда в школе есть специальные уроки по эмоциональному интеллекту, где учат понимать свои эмоции. И в ряде стран такие уроки есть. У нас это пока частная инициатива отдельных директоров, конечно же, немуниципальных школ. Но и в обычной школе, в обычном классе можно найти способы. Я всем советую для этого использовать мультфильм «Головоломка». Причём, я советую его и взрослым тоже. Это очень качественная методичка по эмоциям, сделанная на очень простом языке. Мультфильм делали пять лет. Были привлечены лучшие умы из области психологии, нейрофизиологии и нейробиологии. Я считаю, что эту работу вместе со своими детьми нужно засмотреть до дыр. С детальным разбором, останавливая видео в нужных моментах, задавая детям вопросы. Кстати, в сети вы найдёте много качественных разборов этой работы от отечественных психологов.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Уметь контролировать эмоции

Учите детей проговаривать буквально: «Сейчас я чувствую злость, радость, удивление, потому что...» Вообще, чаще задавайте прямо на уроке вопросы про эмоции: «Какие эмоции вызывает в вас эта история, эта повесть?», «Что вы чувствуете после такой батареи уравнений?» и т. д. Мы привыкли задавать на уроке детям вопросы, на которые чаще всего сами знаем ответы. Крайне мало задаём вопросы, которые требуют включить критическое мышление, а уж вопросы про то, что у детей внутри прямо сейчас и подавно. А почему бы нет? Почему бы не спросить об этом после сложного задания, после интересного задания?

Разрешать расстраиваться

Снимите табу на чувства печали. Как и на чувства злости (не путать с позволением насилия). Все эмоции нужны и выполняют свои функции. В вашем классе вообще не должны звучать фразы: «Ну что ты нюни развёл?», когда ребёнку требуется отгоревать какую-то свою потерю, неважно большую или маленькую. Как и «Ребята, давайте жить дружно!» в момент конфликта и здоровой агрессии звучит оторванно от реальной жизни.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Быть эмпатичными

Уметь, как поёт Дэйв Гаан из Depeche Mode «пройтись в чужой обуви». Понять, что чувствует другой. Если вы преподаёте гуманитарные науки, у вас есть все инструменты. «Как вы думаете, что чувствовал муж Анны Карениной? А сын Карениной? Давайте поговорим о сыне, его вообще никогда не вспоминают».

Мне очень нравится, как известный учитель словесности Сергей Волков цепляется за такие мелочи в тексте, которые никто не замечает. Предлагает всем детям померить пульс с помощью мобильного приложения, выясняется, что в среднем по классу пульс 66. Потом спрашивает, а какой был пульс у Германа, когда он входил к старухе в «Пиковой даме»? Что показало бы приложение? И вот дети уже размышляют над эмоциями Германа.

То же самое можно делать на уроках истории, обществознания. На самом деле, если очень захотеть, можно и на предметах по точным наукам найти способ прочувствовать другого.

Быть волонтёром

Речь здесь не только и не столько про то, как переводить бабушку через дорогу или собирать новогодние подарки для детских домов. Быть волонтёром, таким «помогатором» у себя же в классе. Не бояться просить помощи. Встроить эту ценность в культуру класса, в лексику, которой вы пользуетесь каждый день. «О, Миша, кажется, на полу лежит бумажка, подними её, пожалуйста. Да, это не ты уронил, но это наш класс, почти наш дом, кто бы ни уронил, видим бумажку — выбрасываем». «В ходе выполнения этого задания убедитесь, что каждый в вашей группе справляется, если нет, сообщите о том, что вам нужна помощь. Группа, помогите тому, кому нужна помощь». «Как прошло задание? Были ли у кого-то сложности? Если были, как вам кажется, вы помогли?» «Что мы делаем, когда выходим из автобуса? Правильно! Мальчики подают руку девочкам». Любимая учительница моего сына, у которой он учился в 3 и 4 классах, ввела правило: когда кто-то болеет, одноклассники ему пишут, звонят, спрашивают, как дела, нужна ли помощь.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Разрешать ошибаться

Это очень большая тема, по которой у меня есть отдельные статьи, вот тут, например. Главная мысль: ошибка — это показатель того, что ещё надо подучить, понять, над чем поработать. Она не должна быть знаком глупости или провала. Если дети в классе боятся ошибиться, они не учатся, потому что мозг, который боится ошибиться, не строит гипотезы, не проявляет любопытство, запечатывает критическое мышление. Так получаются люди с негибким сознанием. И только педагог может сделать среду в классе безопасной для пытливого мозга, для гибкого сознания.

Задавать вопросы

Мы привыкли, что учителя задают вопросы детям. Но вопросы должны задавать сами дети тоже. Как и с предыдущим пунктом, если дети (как и взрослые во время обучения) не задают вопросы, значит, они не учатся. Нет, это не значит, что они уже все знают. Один из признаков критического мышления — установка, что я не знаю всего. Никто не знает всего. Хороший эксперт по любой теме, это тот, кто понимает, что чем больше он копается в теме, тем больше неизведанного. Только педагог может сделать среду безопасной для задавания вопросов.

Принимать право других иметь другие точки зрения

В школах и в классах, в которых разработаны правила, это очень часто одно из самых первых правил. У моего сына в школе, например, есть такая ценность: «Уважение к людям, которые могут выглядеть, думать или чувствовать не так, как ты». Я в группах, которые обучаю, всегда ввожу правило «Уважаем другое мнение, даже если несогласны». Дальше из лозунга это важно перевести в ежедневное поведение. Сам учитель должен быть настроен на принятие других точек зрения. И задания обязательно давать такие, где дети могут услышать разные точки зрения.

Приветствовать друг друга

Как чаще всего начинается урок? «Здравствуйте, дети! Сегодня мы изучаем реформы Петра. Открыли учебник на 35 странице». А дети разве не могут друг друга поприветствовать? Почему не сказать детям: «Я так рада вас всех видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь во все 32 зуба и скажите: «Я так рад тебя видеть!» Улыбки и позитивный настрой, как минимум на первые 10 минут урока обеспечены. Только на 10 минут? А что делать дальше? Об этом следующий пункт.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Благодарить друг друга после завершения работы

Если дети работают самостоятельно каждый в своём листочке, тут можно поблагодарить только самого себя. И этому тоже, кстати, можно учить. А как только выполнили работу в парах или в группах, обязательно введите в привычку: «А теперь повернитесь к соседу по парте (или к соседу слева) и скажите: «Спасибо за работу! Мне так приятно было работать с тобой!» Пусть скажут то же самое в конце урока. Вы им, они друг другу. И вот они уже из класса выходят с улыбками на лице.

Ещё раз повторю, что это приёмы, которые я использую сама, и они работают. Причём как на малышах, так и на взрослых. И даже на противном возрасте 12-16 лет. Пробовала. И даже на чопорных группах, где я обучаю руководителей. Пробовала везде. Работает, если я сама, как педагог, во всё это верю и преподношу органично, не наигранно. Работает, если у меня самой развит эмоциональный интеллект. А что, если делать так каждый день с первого класса? А если так делает весь педагогический коллектив школы? Подумайте об этом.

А закончу цитатой Кэтрин Корри, которая ещё в 2003 году сказала:

Класс с высоким уровнем эмоционального интеллекта — это класс, в котором слёзы и любые другие эмоции понимаются и позволяются, где энтузиазм подбадривается, любые вопросы приветствуются, как источник познания, где все чувства, ценности и мнения важны, где каждый ребёнок и/или взрослый принимается таким, какой он есть.

Приглашаю вас писать в комментариях ваши приёмы по развитию эмоционального интеллекта в классе или в семье.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.