Найти тему
AUTOTELEGRAM

Автобизнес в нокауте. Кто сможет выжить?

Как и прогнозировал неделю назад, еще до горячей фазы конфликта, прекращены поставки в Россию автомобилей практически всех автокорпораций. А также остановлены основные производства. Резкий дефицит предложения моментально привел к новому скачку цен. В итоге совсем скоро увидим обвал продаж абсолютно во всех сегментах – от бюджетного до премиального.

И если государство не найдет средств на спасение дилеров, как минимум треть обанкротится уже в этом году – закредитованность запредельная. В подобных условиях даже обслуживать кредиты станет невозможно. Жалко мне дилеров? Совсем нет – в последний год они (за редким исключением) нагло шантажировали клиентов. Полностью уничтожив репутацию, которая создавалась в течение трех десятилетий, с начала 90-х…

Покупать новые машины в экстремальной ситуации большинство россиян морально и материально не готовы. Во-первых, быстро привыкнуть к астрономическим ценам невозможно. Другая, не менее веская, причина: еще совсем недавно примерно половина автомобилей продавалась в кредит. Но после повышения ставки ЦБ до 20 процентов, занимать деньги у банков (под 25-30 процентов годовых) не имеет смысла. Вообще! Очень высокой получится переплата.

Все гадают: какие из иностранных корпораций останутся в стране даже в условиях длительных жестких санкций? На мой взгляд, за долю на российском рынке будут отчаянно биться корейцы, французы и Toyota. Возможно, еще и Volkswagen. Но нельзя исключать и самый негативный сценарий, при котором россияне смогут официально покупать только корейские и китайские новые автомобили. Надеюсь, модельный ряд все-таки будет чуть шире. Тем не менее, у китайцев уже есть реальные шансы захватить половину рынка.

-2

Впереди ценовые аномалии, в которые трудно поверить. Разумеется, на безумные движения в сегменте новых автомобилей не может не реагировать вторичка. Однако там рост точно не будет столь впечатляющим (если судить не по объявлениям, а по реальным сделкам). Две главных причины. Первая: на вторичке (частный сектор) важно машину продать, а не держать месяцами, теряя время. Вторая: сейчас начнутся массовые просрочки платежей по автокредитам. Они были и раньше (и многомиллиардный объем их пугал), но теперь процесс стремительно ускоряется. Огромный поток кредитных машин снова хлынет на рынок, частично уравновесив предложение.

Еще раз повторю. Покупать именно сейчас (имея на руках и валютные запасы, и даже рубли) – безумие. Потери гарантируются. А какая стратегия выгодная? Какие антикризисные действия наиболее эффективные? Об этом сделаю серию публикаций после прекращения военных действий.