Все так привыкли видеть эти бренды, что начинающему инвестору может показаться, что знакомый логотип — достаточный повод для покупки акций. Продолжаем цикл статей о том, какие факторы стоит взвесить на самом деле.
О чем идет речь
Каждого человека окружают вещи разных брендов. Многие из них нравятся лично нам, и мы отдаем им предпочтения. Наш первый материал на эту тему начался с бренда фастфуда — McDonald’s. Мы рассказали, на какие параметры нужно обращать внимание при выборе акций из ресторанного сектора.
Сегодня рассмотрим автомобильную индустрию: на что следует обратить внимание инвестору, кроме собственных предпочтений. Для примера возьмем акции Volkswagen.
К делу
«Volkswagen Polo — машина для таксистов. На ней, наверно, и в Германии уже не ездят».
Инвестору нельзя быть предвзятым. От того, что такой бизнес как такси использует автомобили Volkswagen или Hyundai, сами компании хуже не становятся. Нужно ориентироваться на то, сколько автомобилей производитель выпускает и поставляет, в каких регионах лидирует. Кстати, в Германии на «машине для таксистов» ездят, да еще как — Volkswagen Polo находится на третьем месте по популярности среди всех автомобилей, по данным за июль 2021 г. Более того, первые два места по продажам на немецком рынке тоже занимают модели Volkswagen.
Так как оценивать инвестиционную привлекательность? Например, Volkswagen продает очень много автомобилей, в 2021 г. продажи составили 8,9 млн авто, при этом результат стал самым низким за последние 10 лет. А вот BMW добилась рекордных поставок — 2,1 млн авто. Абсолютные числа нам почти ничего не говорят, так как авто отличаются по множеству параметров.
«Volkswagen продает больше, чем BMW — значит, и прибыль у нее больше».
Отчасти это верное суждение. За 9 месяцев 2021 г. Volkswagen выручила 186,6 млрд евро, а прибыль составила 11,4 млрд евро. У BMW за тот же период выручка составила 82 млрд евро, а прибыль — 10,2 млрд евро. Добавив к сравнению других автопроизводителей, мы поймем, что сравнивать объем производства, выручку и чистую прибыль в абсолютных значениях некорректно. Стоит обратиться к относительным показателям: валовая маржа и маржа чистой прибыли.
Как мы видим на графике, среди крупнейших автопроизводителей по валовой марже лидирует Tesla. То есть, у компании Илона Маска остается больше средств от полученной выручки за минусом себестоимости. Далее идет Daimler AG, материнская компания Mercedes-Benz, и лишь потом BMW. А вот Volkswagen — где-то в конце. Это может быть связано не только с плохим управлением или с трудностями в производстве, но и с переходом на более эффективную модель бизнеса.
Понять, кто зарабатывает больше, поможет показатель маржи чистой прибыли: сколько прибыли имеет компания на $1 продаж. В III квартале 2021 г. в лидеры выбилась Tesla, хотя недавно лидировали BMW и Toyota.
Конечно, можно сравнивать и другие показатели, и более детально. Например, сопоставить продажи по отдельным регионам, в которых компании осуществляют наибольшие доли продаж. Можно сравнивать расходы, себестоимость и другие показатели. На практике это займет много времени, особенно если вникать во все тонкости. Поэтому для начала достаточно динамики финансовых показателей и относительных величин. Для инвестора важно, как быстро растут доходы и куда стремится компания в долгосрочной перспективе.
«Точно, есть же Tesla, да и за электромобилями будущее, берем?»
Абсолютно верно, в последние годы трендом автомобильного рынка стали электромобили и другие альтернативы классическим двигателям. В настоящее время именно Tesla — одна из самых преуспевающих компаний в этой сфере. Но в прошлом году большинство остальных автопроизводителей также заявили о намерении полностью или частично перейти на электромобили. Это подарило новую надежду акциям Ford, General Motors, Volkswagen, Toyota и другим.
Сможет ли Tesla держать темп наращивания производства, покажет время. А вот ее акции уже заметно переоценены, в отличие от других производителей. Это вполне оправданное явление, но в будущем все может поменяться.
«Ну вот японцы делают вещи, в отличие от немцев или американцев. Значит, инвестируем в Toyota, и только потом — в Audi».
Опять же, все это субъективно. Вы можете ездить на Renault и копить на BMW — от этого хуже или лучше машины не станут. Для инвестиционных целей не нужно быть настоящим автомобильным экспертом и определять, какая модель выигрывает по техническим характеристикам. Все, что вам нужно, находится в финансовых отчетах. Важнее знать, какая компания работает эффективнее, чем сравнивать разгон с 0 до 100 у Toyota с Audi.
Инвестору необходимо «заглянуть под капот» компании и посмотреть, на чем именно она зарабатывает. Например, невозможно инвестировать отдельно в Lexus, так этот бренд принадлежит Toyota, и нужно оценивать компанию как единое целое. То же касается и Audi: она входит в концерн Volkswagen, как и Lamborghini, Bentley, Skoda и другие бренды.
«И какую компанию тогда покупать?»
В прошлом обзоре мы уже говорили, что методов оценки компаний достаточно много. Универсальным решением являются мультипликаторы и технический анализ.
При выборе автомобильной компании нужно посмотреть на ее текущую стоимость, оценку относительно конкурентов, показатели рентабельности, долговую нагрузку и денежный поток. Это поможет быстро понять, стоит ли сейчас компания дорого или она недооценена, много ли у нее денег для инвестиций и вознаграждения инвесторов или она погрязла в долгах.
Среди крупнейших автопроизводителей самой переоцененной можно назвать Tesla. Дороже рынка выглядят также акции Toyota и Ford. У большинства компаний высокая долговая нагрузка. На рынке большое количество автопроизводителей с многолетним устойчивым бизнесом, поэтому они способны выплачивать дивиденды.
Наш Volkswagen на фоне конкурентов выглядит немного недооцененным. При этом у него средние показатели рентабельности и доходности. А вот в части дивидендов акции выглядят привлекательно.
Конечно, это лишь поверхностный анализ. Можно строить различные модели, разобраться в долгах компании и ее планах. На практике в цене акций быстро закладываются все позитивные или негативные ожидания.
Например, акции Ford с прошлого года значительно выросли в цене на фоне ожиданий перехода на электромобили. Естественно, эти ожидания уже учтены в цене акций, и любые негативные новости и события могут быстро опустить стоимость компании.
Следует обратить внимание на несколько точек зрения на будущее компании: прочитать специальные материалы, аналитические отчеты и прогнозы. Важным является и консенсус-прогноз аналитиков: если многие из них не рекомендуют акции к покупке, то на это могут быть веские причины.
Не менее значимы прогнозы самой компании: какую выручку и прибыль она получит в будущих финансовых кварталах, что повлияет на доходы.
Итого
Чтобы выбрать акции для инвестиций в автопром, нужно быть непредвзятым к автомобилям на дорогах. Эмоциональное отношение к вашим любимым и нелюбимым маркам нужно забыть и обратиться к финансовым отчетам.
Комплексный анализ для долгосрочного инвестирования должен включать в себя:
• Финансовые показатели. Темпы роста выручки и прибыли, маржинальность.
• Объемы рынка, доля компании на нем в разрезе регионов.
• Перспективы и планы компании на будущее. Текущим трендом остаются электромобили.
• Прогнозы компании и аналитиков.
Не стоит забывать и о правилах диверсификации.
Что касается компании Volkswagen, то у нее хорошие перспективы. Она планирует расширить парк электромобилей и создает сеть электро-зарядных станций. Однако нужно не забывать, что акции могут оказаться под давлением, если основной бизнес будет демонстрировать слабые результаты, а планы компании не выполнятся в срок.