Найти в Дзене
РОЛЬФ

Что такое катализатор и почему его удаляют из автомобиля?

Оглавление

Поломка нейтрализатора выхлопных газов — настоящая головная боль водителя. Ремонт стоит дорого, а продолжать езду невозможно — ходовые характеристики автомобиля ухудшаются и возникает риск дополнительных повреждений. Поэтому у многих возникает вопрос, что будет, если удалить катализатор? Разбираемся в преимуществах и недостатках этой операции.

Зачем нужен каталитический нейтрализатор?

-2

Всё дело в растущих экологических требованиях. Загрязнение окружающей среды движется семимильными шагами и правительства большинства стран мира стараются его остановить. Такая инициатива существует и в России, поэтому при техосмотре машины проверяют на соответствие нормам выбросов.

Катализатор влияет на токсичность выхлопных газов. Даже при самом эффективном процессе сгорания в них остаются микроскопические частицы топлива и масла. Попадая в атмосферу, они образуют вредные соединения — оксиды азота, кислоты и сажу.

В автомобильном катализаторе проходят реакции окисления. Сажа превращается в углекислый газ, а оксиды и кислоты — в водяной пар и молекулярный азот. Эти вещества — естественные компоненты земной атмосферы, относительно безопасные для человека.

Без катализатора автомобиль может соответствовать второму экологическому классу или Евро-2. При безупречной работе двигателя его можно повысить и до четвёртого класса, но малейшие отклонения будут увеличивать токсичность выхлопа. Достичь уровня Евро-5 и Евро-6 без нейтрализатора почти невозможно.

Как устроен катализатор?

-3

Внешне эта деталь представляет собой расширение выхлопной трубы — своеобразную «бочку». В старых автомобилях она находится примерно в середине выпускного тракта, а в новых — ближе к двигателю. По обе стороны от неё располагаются кислородные датчики (лямбда-зонды), которые контролируют состав отработанных газов.

Внутри нейтрализатора находятся «соты», которые увеличивают площадь рассеяния выхлопа и уменьшают скорость его выброса. В большинстве автомобилей они изготовлены из керамики, но встречаются и металлические модели. Такое строение катализатора позволяет газам вступать в реакцию с кислородом. Для ускорения этого процесса используются редкоземельные металлы — платина, родий, церий и другие.

Симптомы поломки нейтрализатора

Повреждённый катализатор даёт ощутимые изменения в поведении автомобиля. Первый признак — включение контрольной лампы Check Engine на приборной панели. При компьютерной диагностике ошибки недвусмысленно указывают на поломку детали.

Если игнорировать такую проблему, пропускная способность катализатора уменьшится, что повлияет на ходовые характеристики автомобиля. Снижается мощность, замедляется разгон, повышается расход топлива, затрудняется пуск двигателя. Машина может вовсе перейти в аварийный режим, ограничив скорость передвижения или обороты мотора.

Если ничего не делать с поломанным катализатором, он окончательно разрушится. Повреждённые соты начнут подпрыгивать во время движения, вызывая сильный грохот. Появится опасность закупорки выхлопного тракта, которая приведёт к поломке двигателя.

Нормативный срок службы катализатора зависит от модели автомобиля. Обычно он очень велик — до 150–300 тысяч километров. Но бывают случаи, когда деталь приходится менять чаще. Её быстро «убивают» поломки зажигания, впрыска топлива и масляной системы. Если в нейтрализатор поступает много нефтепродуктов, процессы горения ускоряются, температура повышается, и сотовая структура спекается в монолит.

Пути решения проблемы

  1. Производители и регулирующие органы допускают только один способ ремонта машины — установку нового оригинального катализатора. Деталь стоит дорого, но при поломке в течение гарантийного срока её обычно меняют бесплатно.
  2. Неофициальные СТО предлагают альтернативу — удалить катализатор и вставить на его место неоригинальную запчасть. Это может быть универсальный нейтрализатор или более доступная модель от отечественной машины.
  3. Встречаются и предложения вырезать катализатор без замены. Вместо него вставляется кусок выхлопной трубы. Некоторые СТО выбивают «начинку» нейтрализаторов, устанавливая вместо неё пламегасители для снижения уровня шума.

Плюсы и минусы удаления катализатора

Главное преимущество — существенная экономия, которая измеряется десятками тысяч рублей. Многие СТО скупают автомобильные катализаторы, получая из них редкоземельные металлы. Поэтому процедура не просто бесплатна — владелец получает некоторую сумму наличными. Ещё один вариант — замена заводского нейтрализатора на универсальный. Такая услуга стоит очень дёшево, ведь в совместимой детали намного меньше ценных материалов.

Некоторые владельцы отмечают повышение мощности и сокращение расхода топлива после удаления катализатора. Но такое же преимущество вы получите при установке новой оригинальной детали. Оно связано со снижением сопротивления на выпуске.

Ещё одно сомнительное преимущество связано с упрощением обслуживания. Если долго игнорировать проблемы с нейтрализатором, частицы керамики могут попасть в камеры сгорания. Это приведёт к появлению задиров на стенках цилиндров. Вырезая катализатор, водители позволяют себе менее ответственное отношение к ТО.

Но перед тем, как вырезать катализатор, нужно учесть все минусы:

  • повысится токсичность выхлопа. Это повлияет на здоровье водителя, пассажиров, соседей по дому и других участников дорожного движения;
  • появится неприятный запах. Большинство владельцев отмечают, что аромат выхлопа становится резким и кислым;
  • на приборной панели будет гореть лампочка Check Engine. Чтобы убрать предупреждение, придётся вмешиваться в работу электронного блока управления двигателем;
  • вы не сможете пройти техосмотр. Процедура проверки токсичности отработанных газов входит в обязательную программу процедуры. Если машина не соответствует заявленному экологическому классу, вам не выдадут диагностическую карту;
  • нарушится нормальная работа двигателя. Заводские настройки рассчитаны на определённое сопротивление движению выхлопных газов. Электроника попытается адаптироваться к новым условиям, но её возможности тоже не безграничны;
  • если автомобиль всё ещё стоит на гарантии, вы её лишитесь. А это повлечёт за собой повышение расходов, которое может обойтись дороже ремонта нейтрализатора.

Ответственность за удаление катализатора

-4

О главной проблеме мы уже сказали выше — машина больше не сможет пройти техосмотр. Вырезав катализатор, вы гарантированно попадёте под внимание инспектора ГИБДД. Случайности в этом нет — «умные камеры» уже давно научились выявлять автомобили нарушителей в потоке.

Штраф за отсутствие техосмотра невелик — 500 рублей. Но сотрудник ДПС даст вам 10 дней на прохождение процедуры. Если забыть об этом, при следующей остановке будет составлен протокол о неповиновении требованиям полицейского. А это уже штраф до 4000 рублей или административный арест до 15 суток. Далее будет решаться вопрос о принудительном снятии машины с учёта и запрете на её эксплуатацию.

Теоретически, штраф за удаление катализатора на автомобиле можно получить и без техосмотра. Внося изменения в конструкцию выхлопной системы, вы нарушаете законы Российской Федерации, а также правила Таможенного Союза и ЕЭК ООН. Наказание за это — штраф в 500 рублей и требование привести машину в надлежащий вид. Но в реальности инспектор не сможет проверить состояние нейтрализатора — особенно если в его корпусе установлена «обманка» с пламегасителем. ​

Авто
5,66 млн интересуются