После многих лет жестоких репрессий, убийства жены и смерти сына, он разочаровался в жизни и власти. Осознание того, что жители Коринфа ненавидят его даже больше, чем отца, доводило до безумия. Страх мести давно преследовал, но больше всего его пугало то, что он не может контролировать, а именно месть после смерти. Но он придумает. Ибо был мудр. И не потому, что он так решил, нет. Этот факт общепризнан. Ведь Тиранн Коринфа Периандр один из “Семи Мудрецов” Эллады.
А начиналась эта история так: Когда рыбаки из Коса в очередной раз вытащили сети, то в серебре рыб, к своему удивлению, обнаружили еще и жертвенный треножник. Он, конечно, старый, но золотой. Это можно было принять за благорасположение Богов, но дело в том, что все, что они могли выловить, было уже куплено торговцами Милета.
Так с внутренней борьбы между профессиональной честью и здравым смыслом бедного трудяги начиналась большая война. Справедливости ради надо отметить, что зерна этого конфликта были заложены задолго до того, как рыбаки, ударив в весла, отошли от берега.
Так повелось с начала начал, что в основе всего лежали вольности Богов, а конкретнее Гефеста. Именно он выковал золотой треножник. Чудной работы. А как иначе, ведь он же Бог. И подарил он его герою Пелопу, Царю Элиды, на его свадьбу с Гипподамией.
Правление его было долгим и непростым. Но об этом в другой раз. Если Боги Олимпа дозволят. А по окончанию земного пути и похорон на берегу Алфея, что рядом с Олимпией, были устроены игры. Несколько позже Геракл возобновил их как Олимпийские. Подарок Гефеста стал призом большого соревнования, и победу одержал царь Спарты Минелай.
Он всем был хорош, и это известно Элладе. Даже Елена выбрала именно его из других кандидатов. Но тут вмешались Боги, и ее постигло очарование Парисом. Сбежав с которым, она стала поводом к Троянской войне.
Что немаловажно для нашей сегодняшней истории, в дом любимого она прихватила не только страсть, но и кое-какое имущество. Среди которого и был золотой жертвенный гефестов треножник.
Раздоры всегда имеют повод. И он, как правило, очевиден. Имеют они и причину. Она не всегда видна обывателям, то есть тем, кто будет проливать свою и чужую кровь. А по сему люди предпочитают находить символы. Ну, например, “яблоко раздора” стало причиной ссоры трёх Богинь. Как следствие - супружеская измена Елены Минелаю. Которая, в свою очередь, стала поводом к Троянской войне.
Может, некое осознание вины за предстоящую катастрофу, а может и действительно предсказание оракула, но злосчастный треножник прекрасная царица Спарты выбросила за борт корабля, везущего ее в Трою, и препроводила его словами: “Быть за него борьбе”.
Как в воду глядела. Можно было бы сказать, но об этом ранее предупреждали оракулы. Причем здесь вода? Да при том, что она преподнесла рыбакам Косы искушение, которое довело их до войны с теми, с кем они столетиями дружили и торговали, то есть жили сами и давали жить другим, а именно с жителями Милета.
Правда, для начала они переругались между собой. В общем, началась война. Вернее, череда войн. Проклятия и кровь лили до тех пор, пока дельфийская пифия не посоветовала отдать треножник мудрейшему. Не кому-то конкретно, а вообще Мудрейшему. Вот сидите и думайте. Те аж прекратили воевать. Все думали.
Решили, что мудрее Фалеса, жившего тогда в Милете, никого нет. Во всяком случае, в ближайшей округе. Граждане Коса отдали дар морей ему. Мудрец на то и мудрец, что бы сомневаться в своих и ценить знания другого. Так и Фалес передал “подарок Гефеста” следующему мудрецу, а тот другому. А всего, как известно, их было семь. Так и вошли они в историю как "Семь Мудрецов".
Мудрецы, то есть философы, в эллинистическом мире ценились особо. Без сомнений, наравне с великими бойцами, воинами и правителями. Они участвовали в публичных дискуссиях, которые привлекали огромное количество слушателей не меньше, чем спортивные состязания или театральные постановки.
Греческие философы вели очень активную публичную жизнь, участвовали в войнах, заговорах. Их казнили и посылали в изгнания, продавали в рабство, избирали управлять странами. Они сходились в бойцовских поединках и даже руководили государствами.
Вот одним из этих "семи мудрецов" и был Периандр. А по совместительству он значился еще и Тиранном Коринфа, то есть единоличным правителем. Это потом, сократив слово на одну букву "н" оно стало нарицательным. А тогда "тиранн" - должность.
Тиранном был он, был и его отец Кипсел. VI век до н.э. сложно причислить к эпохе гуманизма, но способы правления отца привили Периандру некое неприятие методов, которые позже стали называть тиранией. Что же, это мудро. Но, собственно, в список интеллектуальной элиты его привело иное.
Он покровительствовал философам современности, общаясь, учился сам, что, во всяком случае, разумно. Его "Наставления" состоящие из двух тысяч стихов философского содержания, ценились современниками, ценятся и ныне.
- Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть. Периандр Коринфский.
Начальный период его правления отмечен разумными методами и довольно "благоприятным климатом" внутриполитической обстановки в Коринфе. Но это лишь в начале, ибо потом полилась кровь. Много крови, что никак не отменяло сложившейся репутации мудреца.
- Наслаждение бренно, честь бессмертна. Периандр Коринфский.
Эллины - загадочный народ. Умному человеку они могли простить многое. Вот Иоан Васильевич IV Грозный был образованнейшим человеком своего времени, не говоря о Московском государстве. В начале правления тоже отметился реформами. Однако за то, что было потом, прощать его не собираемся. Чем меньше знаем, тем более категорично осуждаем. Что, кстати, логично.
Так и Педиандр. Период нежного и благостного его правления был не долог. Затянувшееся недопонимание, а затем противостояние с корнифской аристократией и местными элитами испортят характер кому угодно, а уж тем более потомственному Тиранну.
Как повелось у молодого правителя, он советовался с мудрецом Фрасибулом, что по меньшей мере, не глупо. Как то, получив иносказательный ответ, он довольно вольно его истолковал и… И перерезал недорезанную отцом аристократию Коринфа, а заодно и наиболее влиятельных представителей деловых кругов. В мировой истории подобная практика не редкость.
- Власть народная крепче тираннии. Периандр Коринфский.
Но, как и в других случаях, ни мира, ни успокоения репрессии не приносят. Их не просто начать, но закончить еще сложнее. Процесс этот самодостаточный и жертв требует суверенно.
В Коринфе ужесточился порядок, увеличилась охрана чего бы то ни было. А значит, появились нарушители и преступники. Процесс въезда и выезда обюрократился. Разрешение любого миграционного вопроса решалось лично Периандром. Подозрительность и жестокость распространились не только на подданных, но и близких.
- Наказывай не только за проступок, но и за намерение. Периандр Коринфский.
Подозрительность имеет характер тотальный. И если вы тиран и всюду видите заговоры, то, вероятнее всего, увидите и супружескую неверность. И совершенно неважно, присутствуют и то и другое в действительности или нет.
Так Периандр поверил слухам, распространяемым по обыкновению своему слугами. И в запале ссоры убил свою жену Мелиссу. Есть данные, что любимую. Да еще и беременную. Ударил или ногой, или скамейкой. Но на похоронах горевал. Горевал так, что остались исторические свидетельства.
Ну, например, изнасиловал ее остывающее тело. Или, поплакав, принес в жертву служанок, распространявших слухи, порочащие покойную, просто спалив клеветниц на ритуальном костре.
Никакая мудрость уже не могла остановить поток горя, что накрыл Периандра. Он остался без наследника. Старший сын с рождения был слабоумным. Дочь, как то не воспринималась наследницей власти, а младший, вся надежда на продолжение тираннического наследия, не мог простить отцу убийства матери. За это он был изгнан на остров Керкир, где и умер при странных обстоятельствах.
- В счастье будь умерен, в несчастье - разумен. Периандр Коринфский.
Безумие настигло мудреца, и последствия его ужасны. В них сложно поверить, но вот что пишет Геродот: “Это вызвало страшный гнев престарелого тиранна. Решив отомстить керкирянам, Периандр напал на их остров, захватил 300 сыновей самых знатных родов и отправил в Лидию, в город Сарды, для оскопления.
После чего бедных мальчиков должны были продать в рабство. По пути корабль пристал к острову Самос, а самосцы, узнав, зачем детей везут в Сарды, сначала научили их искать убежища в святилище Артемиды, а затем не позволили насильно вытащить „умоляющих о защите“ из святилища…
А когда коринфяне не хотели давать детям пищи, то самосцы устроили праздник, который справляют еще и поныне. Каждый вечер, пока дети оставались в святилище, как умоляющие о защите, самосцы водили хороводы и пляски девушек и юношей. И во время плясок ввели в обычай приносить лепешки из сезама с медом, чтобы дети керкирян могли уносить их и есть.
Это продолжалось до тех пор, пока коринфские стражи не уехали с острова, оставив детей. Затем самосцы отвезли детей назад на Керкиру”.
Вот что думал о власти сам тиран Коринфа, мудрый Периандр: “Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей любовью”. Отречься от того, что составляло его жизнь и одновременно отравило ее, ему мешали опасения того, что одинаково опасны как отречение, так и низложение. Оставался один путь.
Двум, привыкшим убивать, он приказал определенной им ночью на определенной им дороге зарезать первого встречного и похоронить его недалеко от места убийства. Этих двух должны были лишить жизни четверо других, а тех, в свою очередь, другие. Отдав все приказания и дождавшись определенной им ночи, Тиранн Коринфа, философ Периандр, один из “Семи Мудрецов” Эллады, вышел на определенную им дорогу.
В лоне приморской земли сокрыл Периандрово тело
Отчий город Коринф. Златом и мудростью горд.
В памяти потомков остался ужас крови, сожаление о страхе и его мудрость: “Ничего не делай за деньги: Пусть нажива печется о наживе”.