Найти тему
Андрей Мятиев

Московский велосипедный журнал 1890-1900-х годов "Циклист" - один из пионеров автомобильной прессы. По материалам Веломузея.

История велосипедной прессы, как и любых специальных средств массовой информации, начинается с повышенного интереса общества к этой теме. К концу XIX века велосипед и все, что с ним связано, становится в России очень популярным, это и повлекло за собой возникновение периодических изданий. Развитие специализированных журналов неразрывно связано также с велосипедной промышленностью и торговлей. Реклама производственных и торговых предприятий частично окупала расходы на содержание велосипедных периодических изданий, занимая несколько страниц в каждом выходящем номере. Но все же изначальной и главной целью этих средств массовой информации оставалась популяризация «технических видов спорта и усовершенствованных способов передвижения», как тогда писали.

Виньетка - элемент декоративного оформления одного из номеров "Циклиста" за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Виньетка - элемент декоративного оформления одного из номеров "Циклиста" за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В этой публикации я расскажу о московском велосипедном журнале «Циклист», издававшимся с 1895 по 1904 год.

В январе 1895 года вышел в свет первый номер иллюстрированного еже­не­дельного журнала «Циклист». Редактировал его личный почетный гражданин Дмитрий Петрович Голомзин, а издателем был Абрам Яковлевич Липскеров, который издавал ­также газету «Новости дня». Формат журнала составлял половину «Нивы», (формат средний между современными стандартами А-4 и А-5), и имел 32 полосы текста. Годовая подписка стоила 5 рублей и читатель получал 50 журналов в год. В 1897 году редакция предприняла попытку сделать журнал ежедневным, кроме выходных и праздничных дней, за прежнюю цену (в год получалось 275 номеров), но удержать взятый темп оказалось весьма сложно, да и номера значительно «похудели» и в информационном отношении много потеряли. В 1898 году издатели восстановили былую периодичность издания, оно снова стало выходить еженедельно.

Обложка одного из журналов "Циклист" за 1896 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка одного из журналов "Циклист" за 1896 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Титульный лист самого первого номера журнала "Циклист"! №1 за 1895 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Титульный лист самого первого номера журнала "Циклист"! №1 за 1895 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

«Циклист» отличался от петербургских веложурналов «Велосипед» и «Самокат», (о которых я еще расскажу), обилием рисунков на околовелосипедные темы. Тексты в журнале публиковались интересные, хотя и не всегда серьезные: фельетон играл в «Циклисте» главную роль, даже спортивные сообщения часто имели фельетонный характер. Технические статьи печатались редко. Хронику в «Циклист» писал талантливый, но не очень разбирающийся в спорте журналист под псевдонимомРуль. Его фельетоны пользовались у читателей большим успехом. Журнал был бело-синим, с ярко-красной нарядной обложкой. В некоторых номерах начиная с 1898 года публиковались многоцветные картинки, что было для своего времени весьма привлекательным фактом. С публикации в «Циклисте» фельетона под названием «Почему я купил велосипед» началась литературная деятельность известного писателя-сатирика Владимира Александровича ­Ашкенази, писавшего под псевдонимом Владимир Азов, одного из авторов знаменитого в 1910-х годах журнала «Сатирикон».

Обложка одного из журналов "Циклист" за 1902 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Обложка одного из журналов "Циклист" за 1902 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

О популярности «Циклиста» в Москве и далеко за ее пределами говорит тот факт, что в качестве своего печатного органа в конце 1890-х годов его избирают многие спортивные объединения: Московский Клуб Велосипедистов, основанный в 1888 году, Московский Кружок Велосипедной Езды, возникший в 1895 году, Московский Клуб Лыжников, основанный в том же 1895 году, члены которого летом меняли лыжи на велосипеды, и даже рижское отделение общества велосипедистов «Унион».

Реклама журнала "Циклист" в одной из московских газет за 1900 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Реклама журнала "Циклист" в одной из московских газет за 1900 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Самореклама" журнала "Циклист" в одном из номеров за 1901 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Самореклама" журнала "Циклист" в одном из номеров за 1901 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Некоторое время с «Циклистом» сотрудничало и Московское Общество Велоси­педистов-Любителей, но в 1897 году произошел серьезный конфликт правления общест­ва с редакцией журнала, в результате чего возникло еще одно велосипедное издание — «Вестник МОВЛ». Популярности «Циклиста» в немалой степени способствовало открытие в 1897 году известными московскими велосипедистами братьями Смирно­выми одноименного кафе в Петровском парке за Тверской заставой. По воскресеньям там собирались для общения московские велосипедисты и «лица, им сочувствующие»; на аллее Санкт-Петербург­ского шоссе, ставшей первой в стране официальной велодорожкой, лю­бимой велосипедистами за ровное покрытие, проводились состязания и гонки. Интересен факт, что на «Циклист» можно было подписаться в Париже, Берлине и Лондоне, где были представительства журнала и корреспондентские пункты!

Титульный лист номера 14 за 1902 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Титульный лист номера 14 за 1902 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

С первого но­мера 1901 года на титульном листе журнала появился подзаголовок «Орган велосипедного, автомобильного, атлетического, конькобежного, лыжного и других видов спорта». Это объяснялось, с одной стороны, упадком собственно велосипедного спорта, а с другой - желанием редакции компенсировать потерю читательской аудитории за счет привлечения любителей других видов спорта. С 1903 года «Циклист» стал выходить раз в две недели: велоспорт в стране переживал тяжелый кризис, и новостей стало много меньше. Десятый год издания - 1904-й - стал послед­ним в жизни этого журнала.

"Колонка" клубной информации в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Колонка" клубной информации в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

"Колонка" московских объявлений  в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Колонка" московских объявлений в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В наше время отдельные номера «Циклиста», не говоря уж о годовых подшивках, встречаются крайне редко и являются желанной добычей для библиофилов. В коллекции Веломузея хранятся 3 годовых, 4 полугодовых комплекта и около сотни разрозненных номеров этого раритетного веложурнала, а также некоторые уникальные документы переписки редакции с несколькими велосипедными клубами на фирменных бланках «Циклиста».

Посмотрите публикации, посвященные велосипедной культуре дореволюционного времени:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

"Колонка" московских объявлений  в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
"Колонка" московских объявлений в одном из номеров за 1898 год. Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.