Про углеродную нейтральность, которая защитит мир от изменения климата, нам неустанно рассказывают по ТВ, об этом мы читаем в газетах и даже в соцсетях.
Конечно, сейчас мы относимся к этому явлению как к чему-то далёкому, и доля правды в этом есть: авиаотрасль в целом ставит перед собой цель перестать выбрасывать парниковые газы к 2050 году, и даже самые ответственные перевозчики принимают на себя амбициозные обязательства, называя в качестве "даты Х" 2040-2045 годы.
С другой стороны, климат уже поменялся, и процесс потепления только разгоняется. Поэтому авиакомпании уже сейчас тестируют решения, позволяющие улучшить углеродный баланс. И одним из ключевых инструментов, позволяющих заметно сократить выбросы CO2, точнее, парировать их поглощением углекислого газа, связан с использованием SAF – Sustainable Aviation Fuel.
Первой российской авиакомпанией, попробовавшей на себе биотопливную диету, стала S7 Airlines. Новенький самолёт Airbus A320neo, перелетавший вчера с завода-изготовителя в Тулузе, был заправлен смесью обычного реактивного топлива и биотоплива.
В смеси только 10% пришлось на биотопливо. Однако этого было достаточно для того, чтобы снизить выбросы парниковых газов на 7%. В пересчёте на рейс Тулуза – Москва (Домодедово) вышло 1,7 тонны!
Для Airbus использование SAF – не в новинку. Во-первых, все самолёты этого производителя сертифицированы для выполнения полётов на смеси 50:50%, а до конца десятилетия компания рассчитывает получить одобрение использования в качестве топлива 100% SAF.
К слову сказать, нынешний рейс – первый для российской авиакомпании, выполненный с использованием SAF. Но Airbus регулярно передаёт своим клиентам лайнеры, заправленные биотопливом. Таких "зелёных" поставок выполнено более 75.
Как рассказала Олеся Машкова, заместитель генерального директора по экономике и финансам S7 Group, для A320neo был приготовлен рацион с добавками кукурузного крахмала. Конечно, на самом деле она сказала иначе: топливо произведено компанией Total, в качестве сырья использован кукурузный крахмал.
От обычных аэробусов семейства neo этот борт не отличается. Те же "Шарклеты"…
…те же двигатели Pratt & Whitney…
…но есть одна надпись, которая всё меняет!
Внутри, как говорят, тоже есть своя специфика, но она относится к салону. У Airbus есть новый интерьер Cabin Flex. Ранее S7 Airlines получила A321neo с таким обновлением, а этот борт стал первым A320neo с новым салоном.
Всего же в парке авиакомпании теперь 37 самолётов A320neo и A321neo.
Вот ещё несколько деталей, а я пока расскажу о светло-зелёном будущем. 13 декабря был создан Евразийский SAF-альянс, в который вошли Airbus, российские научные институты, авиакомпании S7, "Аэрофлот" и "Волга-Днепр", а также нефтяная компания "Газпром нефть". Цель альянса – содействовать распространению SAF в России. Для этого нужно легализовать использование топлива, сформировать нормативную базу, сертифицировать это топливо. Кроме того, нужно освоить выпуск SAF из отечественного сырья.
Евразийский SAF-альянс открыт для новых членов, и как говорят, вскоре к нему присоединится "Лукойл".
А вот цены на SAF, напротив, тормозят увеличение количества компаний, использующих биотопливо. Сегодня в тестовом режиме и применением биотоплива полёты выполнили 45 авиакомпаний. Однако на долю SAF сейчас приходится всего 0,03% потребления. Не мудрено – биодиета обходится в 3-4 раза дороже, чем традиционная, керосиновая.
И всё же за биотопливом – будущее. Только оно позволяет при использовании существующего парка сократить выбросы CO2 почти на 80%. Поэтому первый "зелёный" полёт в российской гражданской авиации – событие историческое.
И ждём 2024 год. Именно к этому времени участники SAF-альянса пообещали выполнить первый рейс с применением российского биотоплива.
Вот такая красота!
Камерный споттинг в аэропорту Анапы