Согласно официальной статистике с 1945 по 1991 в СССР было поставлено почти 500 тысяч легковых и грузовых автомобилей. Что же это были за машины? И почему они вообще появились в стране. Сегодня поговорим о машинах которые поставлялись в Союз в рамках СЭВ. И да, про magírus-deutz я не забыл. Кстати, наверное единственный фильм, где мелькают почти все "иномарки" это драма "Трасса". Вот ссыылка на статью.
Можно ли назвать официальными поставками появление трофейных грузовики Tatra 111 не знаю. Но лучший грузовик Второй мировой войны (модель 111 начали выпускать еще в в 1942) стали привозить к нам в 1948. Трёхосный, да еще и полноприводный самосвал имел хребтовую раму, независимую подвеску всех колес, огромный V-образный двенадцатицилиндровый силовой агрегат воздушного охлаждения, что было особенно ценным качеством, который развивал, в зависимости от года выпуска от 180 до 210 лошадиных сил. И мог увезти от 8 до 10 тонн груза.
Через 10 лет появилась новая модель #Tatra 138. Кабина стала просторнее, в ней теперь с комфортом размещалось три человека, увеличилась грузоподъемность. У грузовика с колесной формулой 6х6 она составляла 12 тонн. Были и другие новшества для отечественных водителей. В частности гидроусилитель рулевого управления и пневматический усилитель сцепления. Но главной изюминкой стал мотор. Не смотря на то, что теперь тут стоял V-образный восьмицилиндровый двенадцатилитровый "дизель" он развивал те же 180 сил, и имел один из самых высоких КПД в классе. Автомобилей было столько, что в #СССР даже стали готовить специалистов по ремонту и обслуживанию этих машин.
В 1969 году появляется новая модель с индексом 148. Это наверное чемпион по поставкам импортных грузовиков в Союз. Их привезли более 25 тысяч штук. Сидение водителя было подресссорено , поминалась и форма капота. Объем и мощность турбодизеля вновь повысили. Но самые главные изменения произошли в конструкции шасси. Так картеры ведущих мостов стали разъемными. Появились блокировки, как межосевые, так и межколесные. Из-за этого проходимость улучшилась. Именно поэтому в основном грузовики из ЧССР эксплуатировались в Сибири и на крайнем севере.
Ну а с 1983 года начался экспорт автомобилей совершенно нового семейства Тatra 815. Эти бескапотные машины благодаря модульной конструкции могли иметь колесные формулы от 4х4 до 12х12. Несколько вариантов двигателей, это были все те же "дизеля" воздушного охлаждения. Все та же, но вновь усовершенствованная хребтовая рама.
Вторым, по количеству поставленных автомобилей, конечно же можно назвать седельный тягач из той же ЧССР LIAZ. К отечественным ЛиАЗам он никакого отношения не имел. К тому же имя было сдвоенным Skoda-Liaz. Отечественная автомобильная промышленность тягачей подобного класса не производила. В основном модели 706 RTTN возили полуприцепы Alka и Orlican. Встречались и бортовые грузовики и самосвалы. Машины эти поставлялись в СССР более тридцати лет. Эти автомобили становились героями кинолент неоднократно. К примеру есть они в фильме "Королева бензоколонки" и "Кавказская пленница".
Приходили к нам и автобусы Skoda RTO. Они были практически полностью унифицированы с моделями 706. Правда на фоне автобусов из Венгрии их была капля в море. А вот троллейбусы из ЧССР #Skoda 9Tr активно эксплуатировались во многих республиках. Правда вот в Москву их никогда не привозили.
Еще один, довольно оригинальный грузовик из Чехословакии Praga V3S. Их было не много, в основном их закупали в качестве передвижных лабораторий для труднодоступных мест. Являясь аналогом #ЗИЛ 130 машина имела шестицилиндровый дизельный мотор. И очень смешной короткий капот.
Ну и последней машиной из ЧССР была Avia в зависимости от грузоподъемности она имела индексы А15, А20 и А30. Это был не оригинальный автомобиль, а производившийся по французской лицензии Renault SAVIEM.
Я уже упомянул о наверное самом известном импортируемом автобусе #Ikarus. Их было поставлено в СССР более 150 тысяч штук. Наверное больше не поставлялось ни в одну страну. Эти выносливые машины восполняли нехватку городских и туристических автобусов. Аналогов в СССР почти не было.
Еще один гость из Венгрии грузовик Csepel. Эти машины использовались в качестве техничек а так же использовались коммунальными службами. Совсем небольшой грузовик DR-50 названный Dutra был создан на основе колесного трактора, именно поэтому колеса у него были разной размерности. Из-за своих размеров такая машина могла работать в очень ограниченных пространствах. В Москве они работали на строительстве метро.
Из ПНР(Польской народной республики) к нам привозили легкие фургоны, грузоподъемностью до 900 килограммов #Zuk. В качестве силового агрегата использовался двигатель от автомобиля Варшава, читай #М20 Победа. От него же туда перекочевала и трансмиссия.
Так же мотор и трансмиссию от Победы использовал и другой польский микроавтобус #Nysa. Продукция завода разводных автомобилей. Правда с увеличением объемов и модификаций машины уже в 70-х под новым кузовом полукапотной компоновки скрывался другой верневальный силовой агрегат мощностью в 70 сил.
Приезжали к нам из Польши и большие грузовики грузовики использовавшиеся в основном в качестве передвижных автомастерских Jelcz. Изначально это был армейский грузовик Star 66, модель же Jelcz 660 его улучшенная версия. На таком убегает от бандитов робот из фильма "Приключения Электроника".
Из ГДР(Германской демократической республики) к нам поставляли микроавтобусы Barkas. Несущий кузов, независимая торсионная подвеска и привод на передние колеса. Правда вот моторчик был двухтактным от легковушки Wartburg.
Будет уместным вспомнить и грузовички Robur. Ввиду компактности их использовали в качестве разводных фургонов в городах.
Еще один автомобиль из ГДР IFA W50 наверное можно назвать самым популярным экспортируемым грузовиком среднего тоннажа.
Перед Олимпиадой-80 в Москве появились совсем крошечные машинки Multicar 25. Они работали уборщиками улиц, грузовичками(масса перевозимого груза могла достигать 2,3 тонн). Максимальная скорость не впечатляла 60 км/ч, но ему высокие показатели были ни к чему.
Говоря же о легковушках стоит конечно же отметить практически весь модельный ряд Tatra. Одна из первых машин с индексом 603 даже засветилась в фильме "Берегись автомобиля".
Модель Tatra 613 разгонявшуюся до 190 километров в час особенно полюбили спецслужбы. По своим мощностным и скоростным показателям с ней могли соперничать лишь Волги "догонялки" и роторные Жигули.
Так же из Чехословакии к нам привозили универсалы #Skoda 1201 построенные на базе седана 1200. С 1957 по 1968 годы к нам приехало более 15 тысяч экземпляров этой модели.
Если же вспомнить о мотоциклах, а это единственные импортные машины который мог себе позволить обычный житель СССР, то нужно в первую очередь назвать Jawa. И другой мотоцикл и Чехословакии #CZ. И как подсказали читатели, за что им огромное спасибо, я не упомянул мотоциклы из Венгрии Pannonia. А ведь из приезжало ежегодно больше 25000 штук.
Вот собственно и все. Вроде бы я ничего не забыл. Может вы вспомните больше? Пишите. И да, повторюсь, грузовики из капиталистических стран это отдельная тема. И вот статья на эту тему.