В мире не так много средств механизации труда, которые могут похвастаться историей, как говорится, уходящей в глубину веков. Одним из таких изобретений является всем знакомый экскаватор – «землеройная машина для выемки и отвала грунта», как трактуют словари.
Не вспомнить, как все начиналось
Почему-то принято вести отсчет летописи экскаваторов с 1420 года со ссылкой на некий «Кодекс Джованни Фонтана», где упоминается «ковшедолбежная землечерпалка» для чистки венецианских каналов. Затем любознательных отсылают в следующий век, прямиком к великому Леонарду ди сер Пьеро да Винчи, который наряду с макетами и чертежами летательного аппаратов, телескопов и даже зажигалок изобрел и экскаватор на ручной и лошадиной «тяге». Причем в отличие от остальных проектов этот был воплощен в жизнь.
Но землеройные машины использовались и раньше – на берегах Нила, в Римской империи… Более того, структура древних рудников возрастом в десятки тысяч лет, которые обнаружены на территории многих стран и континентов, в том числе и России, наводит на мысль, что грунт выбирался с помощью механизмов, напоминающих современный роторный экскаватор.
Но, как говорится, свечку не держали, документов не видали, поэтому легче проследить эволюцию «ковшедолбежной землечерпалки» с того момента, как на агрегат установили механическую силовую установку. А произошло это ровно 225 лет назад, в 1796 году, в Англии, в Сандерленде, где к обычной драге (город расположен в устье реки, впадающей в Северное море) был приспособлен ременной привод от паровой машины. Производительность землечерпалки выросла в четыре раза.
Хотя и тут заокеанские историки не согласны: по мнению американцев, изобретен первый экскаватор был именно их предками и даже называют имя конструктора – Тоберт Фултон (тот самый, что создал первый пароход). Вывод сделан на том основании, что проект был сделан в 1795 году. А то, что реализовать его получилось лишь в 1865-м, - не важно.
«Крановая лопата»
Дальнейшее развитие экскаваторной мысли пошло опережающими время темпами. В 1837 году опять же американские инженеры Уильям Отис и Джозеф Харрисон создают в Филадельфии первый паровой экскаватор, который стал использоваться в промышленных масштабах. Машина была запатентована под названием «Кран-экскаватор для раскапывания земли», но сам Отис (кстати, прожил он несправедливо недолго – всего 26 лет) предпочитал называть свое детище «Крановая лопата». После смерти изобретателя за агрегатом прочно закрепилось именование «Лопата Отиса».
Всего было построено семь таких экскаваторов, переживших своего создателя на многие годы. Один из них применялся на строительстве железных дорог аж в 1905 году.
И это несмотря на очевидное несовершенство техники. Так, стрела имела сильно ограниченный сектор поворота, мощность машины не превышала 20 л. с., а передвигаться она могла только по рельсам. Тем не менее производительность в 100 кубометров в час, по подсчетам, заменяла до 120 душ рабочей силы. Известно, что одна из семи лопат Отиса была куплена Великобританией, а еще одна Россией для строительства Николаевской железной дороги Санкт-Петербург – Москва. Потом машина была транспортирована на Урал и использовалась под Нижним Тагилом на рудных карьерах. Кроме того, в России в конце XIX – начале XXвека широко использовались экскаваторы английской фирмы Ruston.
Разворот на 360 градусов
С изобретением в 1904 году Бенджамином Холтом машин на гусеничном ходу экскаваторы стали автономными и самодостаточными, избавившись от рельсов, а попутно (но постепенно) от паровой тяги, которую заменили двигатели внутреннего сгорания и электромоторы.
Следующей революции в совершенствовании землеройных машин пришлось ждать долго – до 1948 года, когда братья-итальянцы Брунери применили гидравлику для управления механизмами экскаваторов, которая стала отличной альтернативой тросовым конструкциям. Заодно изобретатели заменили гусеничное шасси на автомобильную платформу. Так появился колесный экскаватор. Осталось устранить такой недостаток как ограниченный угол поворота ковшового механизма. В 1950 году частично решить проблему удалось конструкторам немецкой фирмы Atlas, которые довели сектор поворота до 270о, а годом спустя английская Hymac добилась полного поворота ковша при неподвижной платформе.
Сегодня в номенклатуре парка экскаваторов можно заблудиться. Они различаются по типу шасси (гусеничные, колесные, шагающие, рельсовые, плавающие и др.), по принципу действия (ковшовые, роторные, траншейные и т. д.), по предназначению (строительные, карьерные, вскрышные), по силовому агрегату (ДВС или электродвигатель). Не стоит удивляться, если этот список расширится.
Если Вам нужны права для управления экскаватором, Учебный Центр АРГО быстро и недорого поможет Вам их получить.