Найти в Дзене

МТЗ 82.1.Болезни, недостатки и проблемы знаменитого Беларуса. Часть первая.

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад вас видеть на нашем канале снова! 

И так, в прошлый раз я поведал вам общую информацию про самый распространённый колёсный трактор в центральной России - МТЗ 82. Ссылку на данный материал я оставлю в конце статьи. 

Возникает вопрос. Раз он самый массовый, значит хороший? Неужели он настолько крут, что его выпускают без малого почти 50 лет с небольшими изменениями и всех всё устраивает? Конечно, сейчас завод пытается сделать скачок вперёд представив рынку МТЗ 82.3. Однако, на мой взгляд, это можно считать скачком лишь относительно старичка восемьдесят второго, которого мы всё привыкли видеть. А так с этим прорывом завод опоздал, минимум лет на 10-15. Посмотрим ещё, как он себя покажет. 

МТЗ 82.3. Молодой и перспективный(?). Где-то я уже видел этот передний мост. . . (Фото из свободных источников в интернете.)
МТЗ 82.3. Молодой и перспективный(?). Где-то я уже видел этот передний мост. . . (Фото из свободных источников в интернете.)

Речь собственно не о нëм. Как ни крути, но в ближайшее время так или иначе всё равно механизаторы будут сталкиваться с МТЗ 82.1 в разных его проявлениях. И при всех его плюсах, есть и свои минусы, недочëты, болезни. Вот о них сегодня я вам и расскажу. 

Всё мы не без греха. И этот трудяга тоже. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Всё мы не без греха. И этот трудяга тоже. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Основные болезни МТЗ 82.1

Пальцы рулевых тяг. 

Пальцы рулевых тяг на этих тракторах долго не ходят, регулярно появляется люфт. Требуют постоянного контроля и протяжки. Нет возможности добавить в них смазку хотя бы без частичной разборки. Шприцуются только пальцы гидроцилиндров на тракторах с ГОРУ. 

Ремкомплект пальца рулевых наконечников. Можно сказать, что для Беларуса это расходник. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Ремкомплект пальца рулевых наконечников. Можно сказать, что для Беларуса это расходник. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Расположение пальца рулевого наконечника на примере. (Фото взято на портале fermer. ru)
Расположение пальца рулевого наконечника на примере. (Фото взято на портале fermer. ru)

Промежуточная опора карданных валов. 

Это одно из самых слабых мест в восемьдесят втором. Из-за постоянной вибрации три болта, на которых держится промопора подвержены ослаблению. Может подвести в самый неподходящий момент. Так же из-за низкого качества запчастей часто попадается брак. То же самое касается и карданных валов. 

Промопора, подвесной, поросëнок. Одна из основных болезней восемьдесят вторых. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Промопора, подвесной, поросëнок. Одна из основных болезней восемьдесят вторых. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Промопора и два кардана ПВМ. Крестовины на карданах относительно быстро начинают люфтить. В худшем случае оборванный кардан может даже пробить поддон картера. Последствия печальны. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Промопора и два кардана ПВМ. Крестовины на карданах относительно быстро начинают люфтить. В худшем случае оборванный кардан может даже пробить поддон картера. Последствия печальны. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Тормоза. 

Казалось бы - какие проблемы? Никаких тебе гидро/пневмо усилителей! Подобрал диски по толщине, отрегулировал - и забыл. Но таки-нет! Тормоза напоминают о себе во влажную погоду, с утра. Немного набухая, накладки тормозных дисков немного расширяются и тормоза по началу начинают подклинивать. По мере их работы, а соответственно разогрева они снова нормально работают. 

Тормоз в сборе. На переднем плане внутри кожуха мы видим диск с фрикционными накладками. С другой стороны стоит абсалютно, такой же, нам его не видно. А между этими дисками стоит стальной нажимной диск, от которого на тут видна только одна пружинка. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Тормоз в сборе. На переднем плане внутри кожуха мы видим диск с фрикционными накладками. С другой стороны стоит абсалютно, такой же, нам его не видно. А между этими дисками стоит стальной нажимной диск, от которого на тут видна только одна пружинка. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Электрическая панель приборов. 

Смотрится относительно современно, не плохо. Но! Когда ты едешь, зная, естественно, что у тебя масло по, уровню, двигатель не поджирает, ни где не течëт. И вдруг - давление масла аж за шестëрку! Чуть меньше оборотов - становится в норме, опять дашь газу - и снова стрелка стремится убежать с датчика! Или наоборот, давление не показывает вообще. 

А может быть и так, что смотришь на прибор - давление на горячую чуть ли не единица. И одним выключением ближнего света и габаритов - раз! И давление уже двойка, а то и два с половиной. Чудеса! 

Конечно, можно попробовать к этому привыкнуть, но это напрягает. В этом плане старый механический прибор давления масла гораздо более точен и информативен. Там два варианта - либо он просто не работает и ничего не показывает, либо показывает ровно то, что на самом деле происходит в двигателе.

Современная комбинация приборов. Стильно, модно, молодёжно! Но не надëжно. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Современная комбинация приборов. Стильно, модно, молодёжно! Но не надëжно. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Панель приборов старого образца. Как бы сказал герой Анатолия Папанова : "Зато дëшево, надëжно и практично!"
Панель приборов старого образца. Как бы сказал герой Анатолия Папанова : "Зато дëшево, надëжно и практично!"

Сюда же можно отнести и прибор уровня топлива - одна из самых не продуманных и бестолковых вещей в восемьдесятках! Что на панелях старого, что нового образца. 

Как известно, в данных тракторах два бака по 60 литров. А датчик уровня топлива только в одном из них. Да и вообще, очень часто эти датчики выходят из строя и вообще не работают. 

Спаренные баки для восьмидесяток. Между ними на тракторе расположен гидроцилиндр подъëма задней навески. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Спаренные баки для восьмидесяток. Между ними на тракторе расположен гидроцилиндр подъëма задней навески. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Ему могут верить либо наивные, либо отчаянные. (Фото взято из свободных источников в интернете. )
Ему могут верить либо наивные, либо отчаянные. (Фото взято из свободных источников в интернете. )

Пластиковые крышки горловины топливного бака. 

Бывает так, приезжает механизатор довольный на заправку, сейчас зальëтся и в путь! Заправился, закручивает пробку, чуть по сильнее, чтобы не потерять, и срывает резьбу на этой крышке. Крутить их надо ну ооочень аккуратно. 

Можно её просто потерять, пока заправляешься. А как? Она же закреплена цепочкой для таких дураков, которые теряют, скажете Вы! Всё верно, закреплена цепочкой. Но закреплена не вся крышка, а внутренняя чёрная часть, которая стоит неподвижно относительно самой крышки. А сама жëлтая крышка бывает со временем в один прекрасный момент просто слетает. И, как правило, прячется так, что искать её будешь долго. 

Крышка топливного бака МТЗ 82.1. "Меня легко потерять, трудно найти и не возможно забыть." (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Крышка топливного бака МТЗ 82.1. "Меня легко потерять, трудно найти и не возможно забыть." (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Раньше делали металлические крышки - но на современные горловины они не подходят по резьбе, что очень печально. 

Четырëхгранные пробки уровня масла переднего моста и т.д. 

Такие пробки есть на переднем мосту, место для смазки выжимного подшипника, та же промопора, заливное отверстие в гидробаке, заливное отверстие КПП и т. д.

Четырëхгранные пробки. Никогда бы не поверил, что они могут быть сильнее рожкового и газового ключа. (Фото из свободных источников в интернете.)
Четырëхгранные пробки. Никогда бы не поверил, что они могут быть сильнее рожкового и газового ключа. (Фото из свободных источников в интернете.)

Головками открутить такое не получится. А если откручивать ключом не нулëвым, а хотя бы даже на немного проработавшим, то есть огромная вероятность того, что одну из граней (хорошо, если одну) на это пробке просто слижет. Потом начинаются танцы с газовым ключом, попытками наварить гайку на эту пробку и т. д. 

А с завода бывает закрутят пробки так сильно, что даже хороший нулëвый ключ слизывает напрочь эти грани. 

Почему нельзя сделать с завода пробки с шестью гранями, чтобы можно было их открутить накидным ключом или головкой, раз с завода любят их так сильно затягивать? 

Проблемы на переднем ведущем мосту. 

Подключаемый передний мост это дополнительные возможности. Лучшая проходимость зимой и по плохим дорогам. Где то увеличение тяги. Но и тут проблем хватает с лихвой. 

Прежде всего это проблема с неравномерным износом резины. 

Это настоящая болезнь восемьдесят вторых. Сжирает резину с одного определëнного края. И не угадаешь сразу, с какого и когда. Борются с ней по разному. Кто-то меняет местами колёса, чтобы сжирало менее изношенную покрышку, кто-то одевает на лето "ГАЗоновскую" резину, кто-то пытается регулировать, если это можно так назвать "развал-схождение". Однако болезнь не уходит. 

Неравномерный износ передних покрышек - настоящий бич для тракторов с портальным ПВМ. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Неравномерный износ передних покрышек - настоящий бич для тракторов с портальным ПВМ. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Пальцы, соединяющие полураму и передний мост.

Место шарнирного соединения ПВМ  с полурамой. Уже с пресс-маслëнкой. Здорово! Хотя мне такие не попадались. (Фото из свободных источников в интернете.)
Место шарнирного соединения ПВМ с полурамой. Уже с пресс-маслëнкой. Здорово! Хотя мне такие не попадались. (Фото из свободных источников в интернете.)
Собственно пальцы. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Собственно пальцы. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

 Что ни говори, а разбивает их достаточно часто. Чтобы их заменить, надо выкатить ПВМ вместе с передней частью полурамы, чтобы была возможность их выкрутить. 

Далее хочу затронуть проблему с ПВМ тракторов, которые работают с КУНом или другим тяжёлым передним оборудованием. Это конечно же пружины и стаканы. 

При длительной работе под тяжестью нагрузки пружины бортовых просто лопаются, а их поломка ведёт к поломке уже подшипников. 

Схематичное расположение пружины в бортовом редукторе ПВМ. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Схематичное расположение пружины в бортовом редукторе ПВМ. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Так же длительная работа с тяжёлым передним оборудованием влияет на работу стаканов ПВМ. От веса они, как бы сказать, немного сплющиваются, и это мешает нормальной работе поворота колëс. Руль становится тяжёлым, иногда в одну сторону колёса поворачивают нормально, а в другую тяжёло. Иногда просто клинят при повороте. Даже на тракторах с ГОРУ! 

Бортовой редуктор и сверху тот самый стакан, который в плохом состоянии может затруднять работу рулевого управления. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Бортовой редуктор и сверху тот самый стакан, который в плохом состоянии может затруднять работу рулевого управления. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Ещё хочу коснуться небольшой, но всë же проблемы, которая относится не только к портальным, но и к балочным мостам. Это течь масла через сапун при длительном перегоне. 

Маленькая штучка за 8 рублей. Мелочь, а не приятно. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Маленькая штучка за 8 рублей. Мелочь, а не приятно. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Попытки продуть, пробить - тщетно. Можно попробовать разобрать сапун, вместо шарика набить поролоном, возможно поможет. 

 И это ещё далеко не всё! Чтобы не утомлять Вас, мой дорогой читатель, я решил разделить статью о болезнях восемьдесят вторых на две части. Ссылку на вторую часть оставлю в конце статьи. 

А сейчас это всё. Подписывайтесь на наш канал! Всегда вам рады! 

Много общей интересной информации о герое нашей статьи :

Болезни, недостатки и проблемы. Часть вторая :