Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Как немцы торпедировали советский пароход у берегов Америки, а англичане решили его немного пограбить

Я англичан, кстати, не осуждаю, чего было добру зря пропадать, советская команда с судна на тот момент съехала. Но когда их прихватили на горячем, они как истинные джентльмены, добро вернули. И как оказалось, зря, буквально сразу после этого американцы судно добили окончательно.

Но давайте обо всём поподробнее, я люблю такие истории, где одно цепляется за другое и нередко всплывают персонажи и корабли, о которых уже шла речь в других статьях.

Речь пойдёт о пароходе "Ашхабад". С прискорбием должен сообщить, что не могу привести его фотографию со стопроцентной уверенностью. Дело в том, что второй "Ашхабад" получил своё имя сразу после гибели первого, и хотя это были конечно, разные по внешнему виду корабли, но вот со снимками засада.

Первый был построен в Англии, спущен на воду 16 октября 1917 года под названием War Hostage (Заложник войны). В декабре вошёл в строй. Это был проект, строившийся массовой серией, чтобы возместить потери Первой мировой войны. Длина 122,1 метра, ширина 15,9. Во множестве источников приводится его снимок 1942 года:

29.04.1942 г. торпедирован германской ПЛ "U-402".

Его имя перешло другому пароходу, спущенному на воду в США в августе 1920 года. Длина 98,8 метра, ширина 14,1.

28.07.1942 г. принят от американской военной судовой администрации (WSA) советской закупочной комиссией по программе ленд-лиза. Вот снимок "Ашхабада" (2):

-2

А давайте развернём снимок первого "Ашхабада" по горизонтали, чтобы легче было сравнивать:

-3

Хоть убейте, разницы не вижу. Более того. Первый "Ашхабад" неоднократно менял хозяев и имена. До 1919 г. "War Hostage", до 1924 г. "Milazzo", до 1925 г. "Aldersgate", до 1934 г. "Mistley Hall", до 1935 г. "Кутаис", до 1938 г. "Днепрострой". Я "Днепрострой" не просто так выделил.

Вот очередной снимок:

-4

Подпись: Советский грузовой пароход «Днепрострой» в заливе Гуантанамо (Куба). Бывший американский грузовой пароход «Dallas». Дата съёмки: 03.08.1942. Передняя мачта явно отличается.

А на сайте Дальневосточного пароходства написано: В феврале 1930 года Dallas был продан Советскому Союзу, переименован в "Днепрострой" и приписан к порту Владивосток.

Короче, сам чёрт ногу сломит. Так что я предпочитаю снимок, размещённый на сайте uboat.net в статье о его потоплении. Здесь он явно ещё до переоборудования на военный лад:

-5

Переоборудование произошло в Новом Орлеане, куда судно пришло 19 ноября 1941 года из Владивостока. Были установлены носовые и кормовые орудия, на крыльях мостика и шлюпочной палубе - зенитные пулеметы, комплект противолодочных глубинных бомб и устройство противоминной защиты. Специально выделенные члены экипажа прошли подготовку по обслуживанию и применению этого вооружения.

После этого пароход с грузом бензина в бочках совершил в составе большого конвоя переход в Британию и далее в Мурманск. Затем «Ашхабад» в конвое QР-12 через Рейкьявик вернулся в Нью-Йорк, а оттуда 27 апреля 1942 года снялся в балласте на Кубу. Его сопровождал британский противолодочный траулер ASW (Anti-Submarine Warfare) HMS Lady Elsa. Именно его фото я не нашёл, но это было нечто вроде такого судёнышка, 216 единиц которых боролись с немецкими подводными лодками:

-6
-7

Капитаном "Ашхабада" на тот момент был А.П. Яскевич, которого в англоязычных источниках упорно называют не иначе, как Алексеем Павловичем. Различать фамилию и отчество в русских именах видимо представляет для иностранцев трудность ещё с тех времён, когда об Иване Грозном они писали: "Иван IV, прозванный Васильевичем за свою жестокость". Хотя подлинного автора этого титула пока установить не удалось.

-8

В 21.50 29 апреля раздался мощный взрыв в кормовой части судна в районе диптанка, свет по судну выключился, звонок боевой тревоги не сработал. Однако и без этого экипаж уже занимал свои места по тревоге. Судно быстро погружалось кормой с большим креном. Почти сразу же после взрыва торпеды старший помощник Л. Татаринов, второй механик Д. Трофимов, боцман Ф. Штыков и матрос В. Архипов, находившиеся у носового орудия, сделали три выстрела по всплывшей в расстоянии полумили лодке. Однако ввиду большого дифферента и крена судна прицельного огня вести не удалось, тем не менее, после третьего выстрела лодка погрузилась и исчезла.

Американцы пишут, что и "Леди Эльза" разок пальнула, но лодка уже погрузилась. Примерно через 15-20 минут судно осело на грунт с дифферентом на корму и креном на правый борт таким образом, что на поверхности остались только полубак и часть носовой палубы.

-9

Непосредственно после торпедирования радист Д. Панков передал в эфир сообщение об атаке подводной лодки. Вскоре после того, как команда организованно покинула судно на шлюпках и плотах, она была подобрана "Леди Эльзой" и доставлена не берег. А теперь перевод с английского:

В 10:00 следующего дня экипаж британского траулера HMT Hertfordshire поднялся на борт Ашхабада и забрал ценное навигационное оборудование и одежду. Русские вернулись на свой корабль в 15:00 и увидели, что он был разграблен. На следующий день русские снова вернулись на свой корабль как раз вовремя, чтобы поймать команду Хертфордшира, снимающую с корабля еще несколько незакрепленных вещей. Как только им сказали, что судно не брошено и спасательный буксир уже в пути, британцы вернули захваченные предметы.

HMT Hertfordshire. Водоизмещение 458 тонн.
Вооружение: одна 4-дюймовая пушка.

В марте 1942 года он был передан ВМС США, но по-прежнему был укомплектован британским экипажем, для помощи недавно сформированным американским противолодочным силам. В октябре 1942 года он был возвращен под контроль Королевского флота.

А "Леди Эльза" за время войны отметилась эвакуацией команд ещё с трёх транспортов. В январе 1946 года она была возвращена владельцу и переоборудована для коммерческого использования. "Леди Эльза" была переименована в "Лорда Тэя" в 1950 году. Повреждена пожаром 3 сентября 1964 года. Списана 20 ноября 1964 года.

А что же "Ашхабад"? К нему был послан буксир USS Relief с целью произвести спасательные работы.

-10

Однако 3 мая 1942 г. эсминец USS Semmes наткнулся на полузатонувший транспорт и его командир решил, что он представляет опасность для навигации, поскольку ожидалось прохождение большого конвоя.

Это фото однотипного корабля.
Это фото однотипного корабля.

Эсминец произвел три выстрела по "Ашхабаду", в результате чего его надстройка загорелась.

-12

Добил же его британский HMS St. Zeno, ещё один противолодочный траулер.

Теперь останки транспорта на глубине 17-18 метров являются излюбленным местом посещения дайверами:

-13

Алексей Павлович Яскевич стал капитаном первого судна типа «либерти», принятого советской стороной в США и названного «Красногвардеец». На этом судне Яскевич ходил до окончания Великой Отечественной войны. Во время войны с Японией «Красногвардеец» участвовал в высадке десанта на острова Курильской гряды, а также переброске воинских грузов и подразделений в порты Кореи и Китая.

А кто же торпедировал "Ашхабад"? Это был один из известных немецких подводников, командир U-402 корветтенкапитан Зигфрид Фрайхерр фон Форстнер. Вот он празднует получение Рыцарского креста на глубине 30 метров:

-14

До его гибели 13 октября 1943 года им было потоплено 15 судов (71 036 тонн) и повреждено 3 корабля (28 682 тонны). Особенно он отличился в борьбе с авиацией союзников. Это я описал в статье

Зимний сад на немецкой подводной лодке и чем он опасен для самолётов
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ11 мая 2020

.................................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь