В Ленинградской области к 2025 году планируют построить первую в стране трассу для движения поезда на магнитной подушке. Такие составы способны развивать скорость самолета и, соответственно, на некоторых направлениях составить конкуренцию последнему.
В 2022-м, по словам генерального конструктора АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) Юрия Соломонова, специалисты приступили к разработке необходимой документации. Достигнуты и соответствующие договоренности с регионом. Годом ранее сообщалось о создании поезда, который сможет курсировать по маршруту в беспилотном режиме.
Пока речь идет об экспериментальной линии. Где именно она пройдет и сколько средств будет затрачено на ее создание — неизвестно. Примечательно, что в середине прошлого десятилетия говорили о намерениях реализовать похожий проект на участке Усть-Луга – Бронка. Тогда строительство трассы протяженностью около 60 км оценивалось в 50 млрд руб. Но эта задумка не воплотилась в жизнь.
Инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов о перспективах магнитолевитационного транспорта в России
— Почему скоростной железнодорожный транспорт в России, да и многих других странах, пока не получил должного развития?
— Первые опыты со скоростными поездами были проведены более ста лет назад в Германии, и они показали, что поезда могут двигаться очень быстро. Вопрос был больше в том, что такой скоростной транспорт надо изолировать от других видов транспорта. Вот тут и кроется первая проблема скоростных поездов — для них нужны отдельные трассы, а это трудно решить организационно и требует больших инфраструктурных затрат. Такие инвестиции могут окупиться, но только при больших пассажиропотоках.
— Есть ли успешные примеры в этом отношении?
— Больше всего таких поездов в Китае — там и проблема с отчуждением земли решается быстрее, и пассажиропотоки очень большие. Похожая ситуация в Японии, с которой и началась современная история скоростных поездов. В Европе тяжелее и с получением земли, и с пассажиропотоками. Но в той же Испании и Франции развитие идет, хоть и медленно.
— Что представляют собой поезда на магнитной подушке и насколько выгодна реализация подобных проектов с экономической точки зрения?
— Поезда на магнитной подушке или как их чаще называют магнитной левитации (Маглев) — это один из вариантов высокоскоростного железнодорожного транспорта, который может двигаться еще быстрее, и вообще более современный, но затраты на него выше. Даже в Китае такие линии единичны и служат скорее PR целям. Так что пока эти проекты невыгодны, особенно в РФ с малой плотностью населения. Тем не менее они имеют явный потенциал и хорошо, что у нас работают в этом направлении.
— Где в России могла бы появиться такая линия?
— Сейчас есть мощный импульс по декарбонизации транспорта. Из всех видов транспорта труднее всего электрифицировать самолеты. И высокоскоростные железнодорожные линии как раз могут успешно конкурировать с авиацией на маршрутах с большим потоком пассажиров. Тот же маршрут Москва-Санкт – Петербург имеет хороший потенциал окупиться и вытеснить самолеты. Но для того чтобы оценить точную экономику и перспективы, как раз и нужны такие экспериментальные трассы, на которых и будут обкатаны технологии.
Советский проект
Отечественные специалисты в свое время уже проводили испытания данного вида транспорта — экспериментальный опытный участок длиной менее 1 км в 1979-м появился в подмосковном Раменском. А в 1987-м в Армянской ССР началось строительство линии, на которой уже в полной мере собирались протестировать Маглев. По планам практически бесшумные поезда, не касаясь рельс, должны были разгоняться до 250 км/ч на участке от Еревана до озера Севан (60 км), проходя через город Абовян.
Из выступления Саркисяна Ф. Т. // Третья сессия Верховного Совета Армянской ССР: Стенографический отчет (11-12 июля 1986 г.). — Ереван, 1986. — С. 78-79:
«В двенадцатой пятилетке особое внимание будет обращено на развитие транспортных связей в горных и предгорных районах. Предусмотрено начать строительство первой очереди опытно-экспериментальной пассажирской транспортной системы с подвижным составом на магнитной подушке».
Проект предполагалось реализовать к 1991 году. Однако из-за разрушительного землетрясения 1988-го в Спитаке и Ленинакане (Гюмри), а затем и распада Союза, транспорту будущего суждено было уйти в прошлое. Надолго ли — покажет время.