Найти в Дзене
Строительный мир

Транспорт будущего из прошлого: трассу с поездом на магнитной подушке построят в Ленобласти к 2025 году

Оглавление

В Ленинградской области к 2025 году планируют построить первую в стране трассу для движения поезда на магнитной подушке. Такие составы способны развивать скорость самолета и, соответственно, на некоторых направлениях составить конкуренцию последнему.

В 2022-м, по словам генерального конструктора АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) Юрия Соломонова, специалисты приступили к разработке необходимой документации. Достигнуты и соответствующие договоренности с регионом. Годом ранее сообщалось о создании поезда, который сможет курсировать по маршруту в беспилотном режиме.

© Állatka / public domain (Экспериментальная трасса для поезда Маглев на участке между Дерпеном и Латеном в Германии. Линию протяженностью 31,5 км построили в 1984-м. Максимальная скорость, которую удалось достичь составу — 501 км/ч. В данный момент дорога не эксплуатируется)
© Állatka / public domain (Экспериментальная трасса для поезда Маглев на участке между Дерпеном и Латеном в Германии. Линию протяженностью 31,5 км построили в 1984-м. Максимальная скорость, которую удалось достичь составу — 501 км/ч. В данный момент дорога не эксплуатируется)

Пока речь идет об экспериментальной линии. Где именно она пройдет и сколько средств будет затрачено на ее создание — неизвестно. Примечательно, что в середине прошлого десятилетия говорили о намерениях реализовать похожий проект на участке Усть-Луга – Бронка. Тогда строительство трассы протяженностью около 60 км оценивалось в 50 млрд руб. Но эта задумка не воплотилась в жизнь.

Инженер ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрий Пелегов о перспективах магнитолевитационного транспорта в России

— Почему скоростной железнодорожный транспорт в России, да и многих других странах, пока не получил должного развития?

— Первые опыты со скоростными поездами были проведены более ста лет назад в Германии, и они показали, что поезда могут двигаться очень быстро. Вопрос был больше в том, что такой скоростной транспорт надо изолировать от других видов транспорта. Вот тут и кроется первая проблема скоростных поездов — для них нужны отдельные трассы, а это трудно решить организационно и требует больших инфраструктурных затрат. Такие инвестиции могут окупиться, но только при больших пассажиропотоках.

— Есть ли успешные примеры в этом отношении?

— Больше всего таких поездов в Китае — там и проблема с отчуждением земли решается быстрее, и пассажиропотоки очень большие. Похожая ситуация в Японии, с которой и началась современная история скоростных поездов. В Европе тяжелее и с получением земли, и с пассажиропотоками. Но в той же Испании и Франции развитие идет, хоть и медленно.

© Alex Needham / public domain (Поезд Transrapid Шанхайского маглева. Линия открыта в 2004 г. Расстояние в 30 км от Международного аэропорта Пудун до станции Шанхайского метро поезд преодолевает примерно за 7-8 минут)
© Alex Needham / public domain (Поезд Transrapid Шанхайского маглева. Линия открыта в 2004 г. Расстояние в 30 км от Международного аэропорта Пудун до станции Шанхайского метро поезд преодолевает примерно за 7-8 минут)

— Что представляют собой поезда на магнитной подушке и насколько выгодна реализация подобных проектов с экономической точки зрения?

— Поезда на магнитной подушке или как их чаще называют магнитной левитации (Маглев) — это один из вариантов высокоскоростного железнодорожного транспорта, который может двигаться еще быстрее, и вообще более современный, но затраты на него выше. Даже в Китае такие линии единичны и служат скорее PR целям. Так что пока эти проекты невыгодны, особенно в РФ с малой плотностью населения. Тем не менее они имеют явный потенциал и хорошо, что у нас работают в этом направлении.

— Где в России могла бы появиться такая линия?

— Сейчас есть мощный импульс по декарбонизации транспорта. Из всех видов транспорта труднее всего электрифицировать самолеты. И высокоскоростные железнодорожные линии как раз могут успешно конкурировать с авиацией на маршрутах с большим потоком пассажиров. Тот же маршрут Москва-Санкт – Петербург имеет хороший потенциал окупиться и вытеснить самолеты. Но для того чтобы оценить точную экономику и перспективы, как раз и нужны такие экспериментальные трассы, на которых и будут обкатаны технологии.

Советский проект

Отечественные специалисты в свое время уже проводили испытания данного вида транспорта — экспериментальный опытный участок длиной менее 1 км в 1979-м появился в подмосковном Раменском. А в 1987-м в Армянской ССР началось строительство линии, на которой уже в полной мере собирались протестировать Маглев. По планам практически бесшумные поезда, не касаясь рельс, должны были разгоняться до 250 км/ч на участке от Еревана до озера Севан (60 км), проходя через город Абовян.

© Andrej Galenko / CC BY-SA 4.0 (Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском)
© Andrej Galenko / CC BY-SA 4.0 (Экспериментальный вагон «ТП-05» в Раменском)

Из выступления Саркисяна Ф. Т. // Третья сессия Верховного Совета Армянской ССР: Стенографический отчет (11-12 июля 1986 г.). — Ереван, 1986. — С. 78-79:

«В двенадцатой пятилетке особое внимание будет обращено на развитие транспортных связей в горных и предгорных районах. Предусмотрено начать строительство первой очереди опытно-экспериментальной пассажирской транспортной системы с подвижным составом на магнитной подушке».

Проект предполагалось реализовать к 1991 году. Однако из-за разрушительного землетрясения 1988-го в Спитаке и Ленинакане (Гюмри), а затем и распада Союза, транспорту будущего суждено было уйти в прошлое. Надолго ли — покажет время.