Многие автолюбители сталкиваются с неисправной работой катализатора.
Некоторые чувствуют изменения в работе выхлопной системы на профессиональном или подсознательном уровне, а те кто имеет специальные приборы могут обнаружить появившуюся ошибку Р0420. Ошибка свидетельствует о том, что эффективность действующего катализатора значительно снижена (сведена к минимуму). Что делать в этом случае?
На СТО, естественно, посоветуют самый простой из всех имеющихся способов – удаление катализатора. Но оправдан ли данный способ, не разобравшись в сути проблемы? Конечно же нет. У катализатора, как и у других деталей и узлов автомобиля могут возникнуть неисправности, при появлении которых совсем не обязательно его сразу менять, удалять, ставить обманку или делать перепрошивку.
Никому не надо напоминать, что катализатор каждого автомобиля предназначен удерживать токсичные вещества из выхлопных газов, поэтому работа всех автомобильных катализаторов идентичная.
Выхлоп попадает внутрь катализатора, заполняет в нем специально оборудованные керамические соты. Эти соты изготовлены из драгоценных металлов (палладий, платина), которые являются непосредственными катализаторами выхлопных газов.
Именно драгметаллы провоцируют реакцию окисления выхлопа (несгоревшие углеводороды СН + угарный газ СО), преобразуя их в обычный водяной пар + углекислый газ.
Также в состав сот включен родий – восстановительный металл. Он преобразует оксид азота в безвредный для атмосферы азот. Одним словом, драгоценные металлы очищают выхлоп настолько, что на выходе из него получается вполне очищенный практически безвредный отработанный газ.
Но главным преимуществом эффективности катализатора является его способность накапливать резерв кислорода.
Избыток кислорода, который участвует в процессе горения, до определенного момента насыщения будет накапливаться в нейтрализаторе, но как только появится недостаток кислорода (дефицит), он сразу начнет высвобождаться из сот, чтобы поддержать реакцию окисления.
К сожалению, по прошествии какого-то времени катализатор начинает терять способность накапливать кислород, что сказывается на потере его химических свойств, хотя он по-прежнему будет в отличном физическом состоянии, с незабитыми сотами и прекрасной проходимостью.
Вот мы и подошли к первой неисправности катализатора – потере химических свойств. Из-за чего может случиться, что катализатор уже не в состоянии накапливать необходимое количество кислорода?
- Из-за некорректной работы датчика кислорода.
Как известно, электронный блок управления (ЭБУ) диагностирует катализатор по поступившим показаниям с датчиков(ка) лямбда-зондов(а), все зависит от того, сколькими магистралями оборудован автомобиль.
Если машина имеет одну выхлопную магистраль, то в ней присутствует 2 датчика кислорода. Один (управляющий) перед катализатором, другой (диагностирующий) после ката. Блок управления ведет оценку сигналов с датчиков, а именно, сигнал второго лямбда относительно первого, либо относительно других параметров, если лямбда-зонд один. Нельзя, чтобы второй датчик повторял сигнал первого, это и будет являться неисправностью катализатора (появлением ошибки Р0420).
Как не ошибиться в правильности диагноза катализатора? Надо проверить сигналы первого и второго лямбда-зондов при различных режимах и при заправке разным топливом. Если сигнал второго во всех случаях повторяется, это говорит, что катализатор неэффективен.
Но с такой неисправностью катализатор может прослужить еще не одну сотню тысяч километров пробега, главное в этом деле, чтобы катализатор был физически целым (хоть и неэффективным), а разрушится он еще нескоро.
Как можно попытаться исправить ситуацию? Заменой первого (управляющего) датчика. Обычно его советуют менять после пробега в 100тыс.км., но в связи с использованием некачественного топлива, датчик, вроде и работает, но начинает генерировать напряжение в неполном диапазоне (в идеале должны быть 0.1-0.9В). Поэтому, время отклика лямбда-зонда увеличивается (при правильном подогреве датчика, сам прогрев и включение в работу затормаживаются), что влияет на увеличение расхода топлива и износе катализатора.
- Из-за некачественного топлива. Как и было написано ранее, катализатор может перестать накапливать необходимый запас кислорода из-за плохого топлива. Поэтому, если всплыла ошибка Р0420, необходимо поменять АЗС, если пользовались только на одной, либо, наоборот, упорядочить заправку с подбором хорошего бензина.
- Из-за неправильной эксплуатации автомобиля. Потеря катализатором химических свойств может возникнуть из-за его постоянного неполного прогрева. Такое происходит при непродолжительных и нечастых поездках, во время которых в кате начинают собираться сажевые отложения. Чтобы такого не происходило, надо периодически делать прогонку автомобиля по трассе, чтобы катализатор поработал при полном прогреве.
Второй неисправностью катализатора по эффективности можно считать полную или частичную забитость керамических сот.
Признаком этому является потеря динамики автомобиля, а также увеличенный расход топлива. Но, как ни странно, ошибка Р0420 при этом не диагностируется. Данный момент часто вводит в заблуждение, потому что многие автолюбители (даже диагносты СТО) полагают, что если бы катализатор забился и автомобиль из-за этого не "тянул", то выскочила бы ошибка Р0420 – эффективность катализатора. Раз ее нет, значит дело в чем-то другом, поэтому занимаются поиском других причин.
Все дело в том, если катализатор забился частично, тогда оставшиеся соты могут вполне справляться со своими обязанностями накапливать кислород при низкой проходной способности катализатора. В этом случае ошибки Р0420 диагностироваться не будет, видео эндоскоп ее не покажет, т. к. катализатор надо просматривать на просвет. Определить наличие проблемы сможет лишь замер противодавления. Эксплуатировать такой катализатор можно до тех пор, пока не забьются все соты.
Третьей неисправностью катализатора считается его физическое разрушение (соты сплавились). В худшем случае частицы керамических сот могут попасть в двигатель, что повлечет плохие последствия, вплоть до капремонта последнего. Ошибка при этом, так же как и в предыдущем случае не диагностируется. Автомобиль просто потеряет динамику и перестанет запускаться. В данном случае единственным правильным решением станет удаление катализатора.
Но чтобы убедиться в истиной картине происходящего надо выкрутить первый лямбда-зонд и на его место установить датчик давления, затем измерить противодавление выхлопных газов. Но это могут сделать лишь диагносты СТО. Поставьте «лайк» и подпишитесь на канал «АвтоГараж».