Дело в том, что в стародавние времена спускаться в погреб за бутылкой было очень большим риском.
Немного истории. В подвалах Шампани была довольно низкая температура, из-за чего процесс брожения вина мог просто остановиться, ведь дрожжам нужна определенная температура для работы. Когда приходил срок, вино разливали по бочкам и отправляли покупателям. Попав в теплое место, дрожжи просыпались и начинали усиленно работать.
В условиях закупоренной бочки главному продукту брожения — углекислому газу было некуда деваться, и он был вынужден растворяться в вине. Когда вино открывали, из него вовсю лезли пузырьки.
Поначалу такое вино считалось просто браком. Существует легенда о том, что в XVII веке монах бенедиктинского аббатства Овиле — Пьер Периньон, «изобрел» шампанское, но на деле это совсем не так. Он как раз изучал способы борьбы с этим явлением. Но, как говорится, если явление нельзя побороть, то его нужно использовать. Фраза монаха Периньона «Я пью звезды» относилась именно к шампанскому. Непонятно только, что он имел в виду, пузырьки в бокале до процесса употребления или мушки в глазах после.
С тех пор вино с пузырьками стало визитной карточкой провинции Шампань, а жители этой провинции не устают высокомерно повторять, что «шампанским» можно называть только их продукцию, а все остальное — всего лишь «игристое вино». При этом в России еще в царские времена производилось такое шампанское, что сами французы его покупали, пили и завидовали.
Так вот, когда выяснилось, что пузырьки — это не брак, а наоборот — круто, вино стали разливать по бутылкам, поначалу самым обычным винным. При созревании продукта в бутылке создается высокое давление. Пока бутылка лежит себе тихо, давление внутри высокое, но не критичное. А вот в момент, когда бутылку хватали и тащили в теплое место на свет, содержимое возмущалось, и в лучшем случае могла выстрелить пробка, а в худшем — взрывалась сама бутылка.
Плюс в подвале еще и крысы частенько прогрызали пробки и скрутки, которые удерживали эти пробки. Именно поэтому при каждом спуске в погреб за вином надевали специальный фартук, краги, маску и все, что только могло уберечь от осколков. Без специальной обуви в подвал даже зайти было нельзя, так как весь пол был усеян осколками бутылок, их даже убирать толком не успевали.
Сомелье тех лет частенько ходили без одного глаза, а то и сразу без двух. Руки их были изрезаны вдоль и поперек, а на некоторых не хватало пальцев.
С тех пор и родилось выражение "Кто не рискует, тот не пьёт шампанского".
Конечно же, долго так продолжаться не могло. Со временем для шампанского стали отливать специальные толстостенные бутылки, выдерживающие большое давление, а скрутку заменили на металлическую цельную или скрученную проволочную, которую крысам было сложно перегрызть. Но фраза осталась по сей день!
А не сходить ли нам, рискнуть здоровьем?