Найти тему
История транспорта

История эксплуатации Ту-154 в Восточной Сибири

Поступление Ту-154 взамен устаревающих Ту-104 в Иркутский ОАО было запланировано в 1974 году. Тогда же летный и наземный персонал отправился на обучение на новый тип воздушного лайнера.

Параллельно в связи с постепенным выводом из эксплуатации Ту-104, готовился к приему Ту-154 аэропорт Братска. Осенью и в начале зимы 1974 года в Братский аэропорт было совершено несколько технических рейсов на Ту-154 с целью проверки аэродромного комплекса готовности принимать тип.

Ту-154А СССР-85068 Аэропорт Братск, 1974 г. Фото Виктора Попова.
Ту-154А СССР-85068 Аэропорт Братск, 1974 г. Фото Виктора Попова.

1 января 1975 года рейсом 143 Внуковского авиапредприятия начались регулярные пассажирские рейсы по расписанию по маршруту Москва (Внуково) — Омск — Братск.

Свой первый Ту-154А СССР-85093 иркутские авиаторы получили 7 марта 1975 года. Вот что писала об этом событии газета «Восточно-Сибирский Аэрофлотец» в №10 от 12 марта 1975 г:

«Этого дня авиаторы Восточной Сибири ждали давно. 7 марта в Иркутск прибыл первый самолет «Ту-154», предназначенный для работы в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. На перроне аэровокзала — праздник. Медь оркестра, звуки марша. В утреннем небе появляется серебристая точка, она приближается к аэропорту и вот проносится над летным полем. А уже через несколько минут к могучему красавцу лайнеру подъезжают трапы. Лучшим авиаторам доверили сибиряки привести в Иркутск самую скоростную машину Аэрофлота.

Г.И. Шильников, А.М. Кондратьев, А.Н. Таскаев — все они отличники гражданской авиации, пилоты и штурманы первого класса. Начальник ЛШО Г.С. Лепешков рапортует начальнику Восточно-Сибирского управления гражданской авиации Н.С. Миронову. В ближайшее время самолет «Ту-154» выйдет на воздушные трассы, связывающие Иркутск с Москвой, с городами Черноморского побережья».

Экипаж, приведший первый Ту-154 в Иркутск 7 марта 1975 года на фоне СССР-85093. Скан из заметки в газете «Восточно-Сибирский Аэрофлотец» №10 от  12.03.1975 г.
Экипаж, приведший первый Ту-154 в Иркутск 7 марта 1975 года на фоне СССР-85093. Скан из заметки в газете «Восточно-Сибирский Аэрофлотец» №10 от 12.03.1975 г.

В период с 20 по 25 марта иркутские летчикаи произвели несколько тренировочных полетов на Ту-154. В начале апреля был получен втрой Ту-154А — 85060. И, наконец, как пишет газета «Восточно-Сибирский Аэрофлотец» в номере 13 от 09.04.1975 г:

«По Иркутскому аэропорту разносится голос диктора:

- У выхода номер один производится посадка пассажиров на рейс 124 Иркутск — Москва...

Четвертого апреля нынешнего года этот рейс впервые был выполнен авиаторами нашего управления на самолете Ту-154. Пилотировал самолет экипаж в составе начальника ЛШО Г.С. Лепешкова, заместителя командира летного коллектива И.М. Антрощенко, старшего штурмана подразделения реактивных самолетов А.Н. Таскаева, штурмана В.В. Сивилова, бортинженера Э.И. Сарафанова и А.М. Парахина, бортрадистов А.М. Кондратьева и А.П. Решетникова».

В ночь с 1 на 2 июня 1975 года самолет Ту-154А открыл второй рейс в Москву №129/130. В течение июля в авиапредприятие из ЦУМВС поступает сразу три Ту-154: 85024, 85037 и 85038.

1 июля рейсом 3723 началась эксплуатация Ту-154 по маршруту Иркутск — Челябинск — Сочи. До этого, в связи с тем, что аэропорт Адлер не принимал самолеты типа Ту-104, линию Иркутск — Сочи обслуживали красноярские пилоты на своих Ил-18.

21 августа 1975 года в предприятие поступил Ту-154 СССР-85021, а 22 ноября — СССР-85041. Таким образом, на 31.12.1975 г. Восточно-Сибирское управление располагало пятью самолетами Ту-154 и Ту-154А (два самолета — 85060 и 85093 в течение 1975 года передали в другие управления страны), которые выполняли из Иркутска три ежедневных рейса.

Ту-154 СССР-85021 в том виде, в котором он поступил в Иркутск из Москвы за пару месяцев до передачи. 1975 год, источник фото aviaforum.ru.
Ту-154 СССР-85021 в том виде, в котором он поступил в Иркутск из Москвы за пару месяцев до передачи. 1975 год, источник фото aviaforum.ru.

15 апреля 1976 года с завода в Иркутск поступил первый Ту-154Б СССР-85145. 1 июля того же года к нему добавился 85155, 14 сентября — 85167, 1 октября — 85172. И к 1 января 1977 года флот Ту-154 ВСУ ГА состоял из девяти самолетов трех модификаций.

15 апреля 1976 года с завода в Иркутск поступил первый Ту-154Б СССР-85145. 1 июля того же года к нему добавился 85155, 14 сентября — 85167, 1 октября — 85172. И к 1 января 1977 года флот Ту-154 ВСУ ГА состоял из девяти самолетов трех модификаций.

К началу летней навигации 1976 года из Иркутска выполнялось уже рейсов, в том числе: 122/121 и 130/129 Иркутск — Омск — Москва (Домодедово), 3723/3724 Иркутск — Челябинск — Сочи, 3733/3734 Иркутск — Челябинск — Минеральные Воды.

10 ноября 1976 года Ту-154 заменил Ту-104 на рейсе 3739/3740 Иркутск — Свердловск — Ленинград.

2 января 1977 года открылся новый пассажирский рейс 3679/3680 Иркутск — Якутск, а 2 августа ВСУ ГА впервые стали выполнять рейс не из Иркутска. Рейсом 110/109 Чита — Омск — Москва (Домодедово) была разрушена более чем десятилетняя монополия Ту-104 на выполнение рейсов из Читы в Москву. Рейс выполнялся по схеме: Иркутск — Москва — Чита — Москва — Иркутск.

Ту-154 СССР-85038 и Ту-154Б СССР-85167 на перроне аэропорта Чита. Источник фото aviaforum.ru, пользователь ARIA.
Ту-154 СССР-85038 и Ту-154Б СССР-85167 на перроне аэропорта Чита. Источник фото aviaforum.ru, пользователь ARIA.

16 мая 1978 года Ту-154 вытеснил Ту-104 на рейсе 3729/3730 Иркутск — Симферополь. В зимнее время он выполнялся с двумя посадками, в Челябинске и Минеральных Водах, а в летнее с одной посадкой в Челябинске.

Ту-154Б СССР-85123, 1978 год. Авиареклама.
Ту-154Б СССР-85123, 1978 год. Авиареклама.

В 1979 году эксплуатация Ту-104 в Аэрофлоте была повсеместно прекращена. Все рейсы ВСУ ГА из Иркутска и Читы стали выполняться на Ту-154. 13 февраля1979 года отряд получил свой первый Ту-154Б-2 СССР-85323. Ввиду значительной удаленности аэропортов Иркутск и Чита от основных городов СССР, все Ту-154 Восточно-Сибирского управления ГА имели компоновку на 164 пассажирских кресла с буфетом-кухней на борту. До июля 1983 года Иркутск получил ещё 12 самолетов Ту-154Б-2.

Ту-154Б-2 на перроне Иркутского аэропорта, 1983 год. Фото Бориса Корзина.
Ту-154Б-2 на перроне Иркутского аэропорта, 1983 год. Фото Бориса Корзина.

К лету 1980 года в ВСУ ГА эксплуатировалось уже Ту-154, которые связали Иркутск с городами: Алма-Ата, Ленинград, Минеральные Воды, Москва, Новосибирск, Омск, Свердловск, Симферополь, Сочи, Ташкент, Челябинск, Хабаровск, Якутск. Чита была связана с Москвой, Новосибирском и Омском. В 1980 году началась эксплуатация Ту-154 в Читинском авиапредприятии методом кооперации: читинские экипажи летали на взятых в аренду у иркутян Ту-154.

Взлетает Ту-154Б-1 СССР-85280. Фото взято в социальной сети «Одноклассники».
Взлетает Ту-154Б-1 СССР-85280. Фото взято в социальной сети «Одноклассники».

В 1981 году Ту-154 стал принимать четвертый аэропорт Восточно-Сибирского УГА — Улан-Удэ. Ту-154 «родного», Восточно-Сибирского управления в Улан-Удэ в советский период не летали, прямые рейсы в Улан-Удэ выполняли пилоты Московского, Западно-Сибирского и Ленинградского, проходящие — Дальневосточного управлений ГА.

Летом 1988 года аэропорт пятый аэропорт ВСУ ГА, Усть-Илимск, был допущен к приему самолетов Ту-154. Первый Ту-154Б-2 СССР-85453 приземлился там 25 августа 1988 года. А через некоторое время Усть-Илимск был связан прямым воздушным рейсом с Москвой.

Ту-154Б-2 СССР-85453 совершил первую посадку в Усть-Илимском аэропорту 25.08.1988 г. Источник фото aviaforum.ru.
Ту-154Б-2 СССР-85453 совершил первую посадку в Усть-Илимском аэропорту 25.08.1988 г. Источник фото aviaforum.ru.

Знаковое событие произошло 27 февраля 1989 года, когда иркутские авиаторы получили в свое распоряжение первый самолет Ту-154М. Обладавший большей дальностью, Ту-154М впервые с момента основания иркутского аэропорта позволил связать Иркутск с Москвой беспосадочными рейсами. Всего до 22 апреля 1991 года ВСУ ГА получило десять Ту-154М, которые помимо московского направления ставили на самые протяженные маршруты управления: во Владивосток, Ленинград, Львов и Симферополь.

Ту-154М СССР-85613 на перроне аэропорта Симферополь, лето 1991 года. Источник фото aviaforum.ru.
Ту-154М СССР-85613 на перроне аэропорта Симферополь, лето 1991 года. Источник фото aviaforum.ru.

За всю советскую историю через Восточное-Сибирское УГА прошли 41 Ту-154 всех пассажирских модификаций.

Приложения.

Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Иркутске с 1975 по 1991 гг:

85021, 85024, 85037, 85038, 85041, 85043, 85060, 85093, 85123, 85145, 85146, 85155, 85167, 85172, 85204, 85217, 85280, 85285, 85323, 85332, 85339, 85348, 85358, 85388, 85413, 85429, 85453, 85462, 85470, 85503, 85512, 85613, 85652, 85654, 85656, 85657, 85660, 85684, 85689, 85690, 85695.

Хронология открытия рейсов ВСУ ГА из Иркутска:

Направление/годы работы

Братск 1983 -

Владивосток 1990 -

Днепропетровск через Челябинск 1983 - 1989

Ленинград через Свердловск 1976 - 1987

Ленинград через Курган 1987 -

Ленинград через Тюмень 1988 -

Львов через Омск, Днепропетровск 1990 -

Минеральные Воды через Челябинск 1976 - 1979

Минеральные воды через Омск 1980 -

Минеральные Воды через Курган 1986 -

Москва (Домодедово) через Омск 1975 - 1989

Москва (Домодедово) через Новосибирск 1979 -

Москва (Домодедово) 1989 -

Москва (Домодедово) через Усть-Илимск, Свердловск 1988 -

Симферополь через Челябинск, Минеральные Воды (в зимнее время) 1978 -

Симферополь через Челябинск (в летнее время) 1978 -

Симферополь через Целиноград, Краснодар 1985 -

Симферополь через Курган 1986 -

Сочи через Челябинск 1975 -1978

Сочи через Свердловск 1979 -

Сочи через Братск, Свердловск 1984 -

Ташкент через Алма-Ату 1979 -

Ташкент через Братск 1988 -

Ташкент 1990 -

Хабаровск 1979 -

Якутск 1977 -

Якутск через Читу 1984 -

Хронология открытия рейсов ВСУ ГА из Читы:

Направление/годы работы

Москва (Домодедово) через Омск 1977 -

Москва (Домодедово) через Новосибирск 1979 -

Москва (Домодедово) через Томск 1990 -

Москва (Домодедово) через Братск, Омск 1991 -

Новосибирск через Иркутск 1981 -

Свердловск через Иркутск 1981 -

Симферополь через Караганду 1990 -