Харьковский Тракторный Завод ХТЗ начали строить весной 1930 года под руководством главного инженера Леона Сваджяна гражданина США. Через год строительства завода, инструментальный цех начал изготавливать инструменты для самого завода.
В октябре 1931 года завод начал выпуск колесного трактора СХТЗ 15/30, который был разработан в США. Через пять лет освоили выпуск гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ разработанного в СССР.
С началом войны на ХТЗ начали производство ХТЗ-16 (броне-трактор). С наступлением немецких войск завод эвакуировали в Алтайский край в город Рубцовск.
История Харьковского Завода Тракторных Самоходных Шасси ХЗТСШ началась с передвижных авторемонтных мастерских. Во время войны предприятие становится крупным авторемонтным заводом. С 1944 года завод стал находится в Харькове, где ремонтировали автомобили и другую технику. В 1949 году авторемонтный завод переводят на производство тракторов.
Восстановление ХТЗ происходило успешно, производились гусеничные трактора и в 1947 году, на заводе по конструкции немецкого самоходного шасси «Ланц Бульдог» разрабатывают трактор ХТЗ-7.
Для восстановления экономики страны требовались трактора разного назначения. Из-за нехватки производственных мощностей завода, с 1950 года, одновременно на двух заводах начинают производить трактор ХТЗ-7.
Трактор имел двухцилиндровый бензиновый двигатель с водяным охлаждением, мощностью всего 12 л. с., заправлялся низкосортным бензином А-66. Запускался двигатель спереди трактора от ручки, на двигателе стояло магнето, которое могло обеспечить светом от фар. Карбюратор был примитивный, к нему бензин поступал самотеком. На двигателе были использованы шатуны и поршня от автомобиля М-20 Победа.
Впервые в СССР на тракторах были установлены пневматические колеса и гидравлическое оборудование с вала отбора мощности.
На тракторе нет рамы, вместо нее использованы корпуса агрегатов, КПП и двигателя. Механическое КПП с реверсом и трактор мог двигаться с одинаковой скоростью, как вперед, так и назад. Для удобства трактористу можно было переставить сиденье.
Трактор ХТЗ-7 0,4 класса имел массу всего 1400 килограмм, мог буксировать одноосный прицеп общей массой до 3-х тонн. Если трактор перегружали, то у него поднимались передние колеса, чтобы такое не происходило устанавливали противовесы на передние колеса. Для увеличения проходимости, на задние колеса устанавливали противовесы.
С 1950 до 1956 года было выпущено более 48 тысяч тракторов, из них 37 тысяч в ХЗТСШ.
Еще при выпуске трактора ХТЗ-7 отмечалась нехватка мощности двигателя. В 1955 году на ХТЗ начинают выпуск ДТ-14 с дизельным двигателем, а через три года выпускают ДТ-20. В дальнейшем, Т-25 разработанный в ХТЗ начинают выпускать во Владимире и выпуск продолжался до 2019 года.
В 1956 году, на ХЗТСШ с агрегатами трактора ДТ-14 было разработано самоходное шасси ДСШ-14. Конструкция самоходного шасси была удачной. До 1995 года, при последующей модернизации было выпущено три версии Т-16.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте "Авторемонт и техника"