Морская карта у многих ассоциируется в основном с поиском КЛАДА С СОКРОВИЩАМИ💰💰💰!!! И место клада обязательно должно быть обозначено красным крестиком :)))
Из этого следует первая функция карты🗺 - выбор направления на "клад с сокровищами", т. е. на конечный пункт прибытия. Это направление называется азимутом, а у моряков - курсом судна. Кагарица, вышли на открытую воду и погнали всем ветрам наперекор! И так длилось долго веков эдак шесть: суда садились на мель, а в худшем случае - вдребезги разбивались о прибрежные рельсы рифы :((
Вторая функция карты🗺 - "противо-посадка" на мель (anti-grounding). Начиная со второй половины XIX-го века на морские карты стали наносить глубИны морей и океанов. А всё потому что скорости передвижения по морю возрастали, и в прибрежной зоне плавания чтобы быстро и безопасно проследовать в порт необходимо знать фарватер прохода и пользоваться им в дальнейшем.
Пионером систематического изучению рельефа морского дна и не только было британское исследовательское судно "Челленджер". Изыскания в ходе экспедиции этого судна в 1872-76 годах дало начало новой науке - океанографии. Изначально замеры производились лотом - грузом, привязанным к длинной верёвке или металлической проволоке (лотлинь) с разметками. Это был очень трудоёмкий и весьма неточный способ промера, но надо ж с чего-то начинать! Кстати, после измерения глубин таким первичным способом в Северной Атлантике был проложен первый трансконтинентальный телеграфный кабель🔌!!!
Шло время и наконец-то в 1913-м году был изобретён и запатентован эхолот - прибор, для замера расстояния или глубины с помощью регистрировании посланного и отражённых от препятствия звукового сигнала. Процесс 3D-моделирования морского дна был запущен!
Ознакомтесь с основными этапами зондирования морского дна по способу замера, технической оснащённости и во времени⏳!
⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓
1.Примерно до 1865-го года
Обследования были в основном связаны с закреплением береговой линии, чем с проведением зондирования. Промеры, которые вообще присутствовали, как правило, были редкими, с нерегулярными промежутками между ними. В общем, плотность зондирования никакая!
⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓
2. 1865 - 1935 гг.
Паруса постепенно сменяются паровыми двигателями, что позволяет точнее удерживать судно на курсе, повышая плотность зондирования. Всё ещё используется лотлинь и лот, но появляется регулярность сего процесса; изначально промеряются фарватеры подхода к портам.
⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓
3. 1935 - 2000 гг.
Итак, с 1935-го года на постоянной основе используется эхолот. Гидроакустика, пришедшая с подводных лодок, нашла и мирное применение!!! Промеры по прямому курсу следования стали производится уже не точечно, а сплошной линией. Но! Вплоть до 21-го века менялся только способ определения места судна (от привязки к береговым ориентирам до спутникового позиционирования). Что дало возможность зондировать дно в значительном отдалении от берега.
⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓⚓
4. 2000 г. - по н.в.
Система мультилучевой (полосной) эхо-локации заменяет однолучевые эхолоты и гидролокаторы. Системы полос позволяют обнаруживать препятствия между линиями съемки и определять глубину над ними. Получается в итоге такой "бесшовный" способ промера дна Мирового океана!
Ко всему прочему в настоящее время используется система LIDAR (Llght Detection And Ranging) - сканирование лазерным импульсом с борта самолёта. Максимальная глубина промера таким способом в чистой воде составляет около 70 метров, однако при этом можно покрыть большие площади за короткий промежуток времени.
В этой статье описано как и для чего оборудование промера глубин используется. А вот из чего оно состоит вы можете найти на канале Яндекс.Дзен "Ruslan Tarasevich"! Руслан - радио-электроник, он рассказывает о разных полезных приспособлениях в этой области. Делится собственными техническими решениями простым и понятным языком.
Кидали ли Вы камушек в колодец и ждали когда он булькнет в воду?
ВСЕМ СВЕТ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ!!!
Так же на моём канале :
ПОЖАР НА ПАРОХОДЕ. Чем тушить-то?!?!
Это какой-то климатически аномальный год!!! Потому как...
Морское судно после долгих морских переходов обязательно заходит в ПОРТ...
РАЙОНЫ МИРОВОГО ОКЕАНА в системе Глобальной морской связи при бедствии.
31 ОКТЯБРЯ - День Чёрного Моря
#эхолот #гидроакустика #зондирование #рельеф морского дна #фарватер #промеры глубины #моря и океаны #морской шельф #мелководье #глубоководные исследования