Венская компания Грэф энд Штифт (Gräf& Stift) в 1917 году предложила военным 100-сильный артиллерийский тягач, который должен был составить конкуренцию, или выпускаться вместе с уже известными производителями тягачей - Austro-Daimler, Skoda Plzen и Praga. Чем занимался Грэфф энд Штифт в годы Первой мировой войны рассказ в этой публикации.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Венская компания Грэф энд Штифт (Gräf & Stift) вошла навсегда в мировую историю с легковым автомобилем Gräf&Stift 28/32PS, который принял пассивное участие в первом акте мировой трагедии Великой Войны 1914-1921 годов, именно в этом автомобиле попали под пули наследник австро-венгерского престола Франц Фердинанд (Franz-Ferdinand-Karl-Luis-Maria Habsburg-Lotaringen d'Este) и его супруга - герцогиня Софии Хотек (Sophie Maria Josephine Albina Gräfin Chotek von Chotkow und Wognin). Но в Вене не только делали легковые автомобили, компания была известным поставщиком специальных решений для имперской армии.
Gräf& Stift-Subventionstype Sub 5/Грэф энд Штифт Субвенциальный тип Суб 5
Страна: Österreichisch-Ungarische Monarchie
Производитель: Gräf & Stift AG, Wien
Годы выпуска: 1912-1917
Кол-во выпущенных: 240 + 300 (4-х тонные)
Размеры: 6,15х1,88х2,70 м
Полная масса: 7.290 kg
Масса пустого: 4.214 kg
Грузоподъемность: 3.076 kg
Двигатель: 40 л.с. на 800 об/мин
Есть шутка, что самые лучшие маркетологи - австрийцы, они смогли убедить весь мир в том, что Моцарт австриец, а некая личность, возглавившая Третий Рейх - немец. Так же и с военной историей, за прошедшие сто лет мощная и интересная армия с одной из лучших в мире на тот момент пехотой и артиллерией превратилась в головах потомков в слабую и никчемную, по крайней мере такое мнение очень популярно во внешнем мире. Австро-венгерская монархия, так же как и российская была разорвана изнутри. И хотя в ряде направлений, особенно связанных с бронетанковой техники австро-венгры были не сильны, но так же были не сильны и пруссаки и американцы, да и итальянцы. Механизация сухопутной армии k.u.k. Armee (Kaiserliche und königliche Armee) началась раньше чем у всех остальных будущих участников мировой бойни. Такие системы как артиллерийские-автомобильные комплексы с колесными тягачами, воздушной разведкой и полностью механизированные части были на вооружении уже к первым выстрелам великой войны. Тяжёлые полноприводные тягачи от Австро-Даймлера были просто лучшими машинами этого типа.
Подход к вооружению k.u.k. Armee средствами механизации в Австро-Венгрии не чем принципиально не отличался от британского или германского, не имея ресурсов, а в силу политического устройства реально двуединой монархии скорее не имея возможности провести решения о выделении денег на поставки технику в армию через два парламента, пошла по пути субвенций. В Австро-Венгерской империи ещё до войны были выбраны поставщики основных типов грузовых и легковых автомобилей и их производство и закупка в "народное хозяйство" финансировались на треть из госбюджета и закупались за фиксированную сумму. Так например стоимость 5-ти тонного грузовика определялась в 26500 крон, из них 10 000 крон субсидировала армия, 16500 платил будущий владелец-частник. Раз в год машину могли вызывать на смотр, и в общем мобилизовать сроком на 6 лет. Испытать эту систему не удалось, по тому что уже через несколько лет началась война. В 1914 все "субвенционные" грузовики были реквизированы у собственников и поступили в распоряжение Армии. Чисто теоретически к 1920-му году в армии и частной собственности должен был бы быть в наличии полный мобилизационный состав.
3-х и 5-ти тонные грузовики подразумевались к поставкам с прицепом. Так автомобили трёхтонной грузоподъемности должны были транспортировать 3-х тонные прицепы, именно по этому они шли как Sub 5 - 2+3 тонны, две на собственной платформе + 3 тонны на прицепе. 10-ти тонный класс грузовиков тягачей был субвентирован у. Основными поставщиками военной транспортной техники были лицензионные производства иностранных автомобилей - швейцарских, германских и итальянских - Austro-Fiat (ÖAF), Büssing-Fross, Österreichische Saurerwerke AG, Österreichische Berna Motorwagenfabrik Ing. Perl & Co. Наиболее серьезным поставщиком был Австро-Фиат, который поставлял всю номенклатуру грузовиков, в 3-х тонной группе доминировали машины богемской První českomoravská továrna na stroje - Praga V и её венгерская копия - Raba. В рамках одной группы грузоподъемности все автомобили были оснащены унифицированными по размеру и оснащению кузовами.
Венский Gräf & Stift кроме главного поставщиков легковых автомобилей был выбран в качестве основного поставщика для королевско-кайзеровской армии 4-х тонных грузовиков-тягачей Subventionslastzüge и 3-х тонных Subventionslastwagen. Всего было поставлено для армии 240 (3-х тонных) и 300 (4-х тонные) грузовых автомобилей, отличавшихся вполне традиционной конструкцией и достаточно высокого качества. Вместе с тем среди нескольких тысяч грузовых Австро-Фиатов и Праг эти неплохие автомобили были не слишком заметны.
В отличие от поставок обычных транспортных грузовиков Gräf & Stift, где была огромная конкуренция и которых было чем больше, тем лучше, венское предприятие заняла монопольную позицию по поставкам автомобилей - мастерских - автомобилей МТО - Материально-технического обеспечения. Всего было поставлено Gräf & Stift 220 специализированных мастерских, такую же монопольную позицию занимал например Puch в поставке в армию санитарных автомобилей.
Открытых материалов по этим машинам очень мало, а их наименования упоминаются только в одном-двух местах и потом копируются. В австрийской армии такая техника называлась Werkstättenauto - машины-мастерские разных лет производства. Касательно мастерских 1915 года встречались наименования - "45/75PS M15, Elefant 1600/1200", их часто относят например к артиллерийским тягачам - Zugwagen. В этой публикации будет использоваться наименование Werkstättenauto, так как всё остальное не имеет другого подтверждения, кроме нескольких публикаций в сети.
Первые специализированные Werkstättenauto М.09 были разработаны в 1909 году и от стандартных 3-х тонных грузовиков 28/32PS с цепным приводом, ничем не отличались, кроме специального оснащения прицепов и кузова, ориентированных на обеспечение ремонтных работ в полевых условиях. Первыми эти машины поступали в составе механизированных батарей 305-мм осадных мортир, которые были полностью на колёсах от самих мортир до автомобилей-лебедок в отделениях воздушного наблюдения и машин мастерских. В 1912 году после начала производства новой серии грузовиков на производстве в Вене были обновлены и грузовики-мастерские - Werkstättenauto М.12.
В 1912 году на автомобили-мастерские Gräf & Stift Werkstättenauto М.12 добавили лебёдки и увеличили дорожный просвет для работы вне дорог. Ремонтные принадлежности и оборудованные мастерские позволяли ремонтировать как автомобильную технику, так и вспомогательную технику - сами орудия, лебедки, наблюдательные аэростаты, системы связи и механизации.
Повышение требуемой сложности работ с механическими агрегатами и самое главное новые требования военных, возникшие в ходе первого года боевых действий, что было связано с изменением ожидаемой тактики - переход от ожидаемой мобильной войны вдоль дорог к войне в любом месте, где может пройти пехотинец, привели к необходимости создания специальной версии машины-мастерской - во первых повышенной грузоподъемности и оснащённости, а во вторых повышенной проходимости.
По итогам первого года войны конструкция автомобилей-мастерских была модифицирована, увеличении массы ремонтируемых объектов и ведение боевых действий во всё более худших условиях потребовало увеличение подвижности на слабых грунтах, увеличенный тяговый момент на крюке и на лебедке. В итоге Werkstättenauto М.15 стал заметно отличаться визуально от всех других автомобилей в Австро-Венгерской монархии своими увеличенными задними ведущими колёсами.
Werkstättenauto M.15/Автомобиль-мастерская обр 1915 года
Страна: Österreichisch-Ungarische Monarchie
Производитель: Gräf & Stift AG, Wien
Годы выпуска: 1915-1917
Кол-во выпущенных: 220
Размеры: 6,77х2,06х2,90 м
Полная масса: 9.770 kg
Масса пустого: 6.770 kg
Грузоподъемность: 3.000 kg
Двигатель: 55 л.с. на 1000 об/мин
Стандартизированный кузов самого грузовика использовался для перевозке амуниции и запасных частей. Специальный прицеп Werkstättenanhänger M.15 так же выпускался фирмой Gräf & Stift AG и представлял собой готовую механическую мастерскую с установленным на нём верстаками, станками для металлообработки и мерительным и контрольным инструментом. Прицеп мог отцепляться на тыловой позиции артиллерийской батареи, сам тягач использоваться для транспортировки поврежденной техники и доставки запасных частей.
После окончания мировой войны Gräf & Stift Werkstättenanhänger M.15 не были уничтожены, как реальное боевое оружие. Без пушек они по мнению победивших союзников, которые проследили за уничтожением артиллерии в Австрии, и распоясавшихся румын, которые ограбили Венгрию после поражения в Румынско-Венгерской войне, были не опасны. Последнее использованием машин-мастерских прослеживается в республиканской Австрии до её аншлюса.
В 1917-м году австро-венгерские вооруженные силы планировали существенно увеличить парк "автопушек" в своей артиллерии разработав механизированные системы для максимально большого количества калибров, в том числе и для полевых пушек среднего калибра. Кроме качества, которое было достаточно высоким, проблемой в Австро-Венгрии были объемы производства, впрочем как и у союзников по Германской империи. Свои проекты 70-100 сильных специализированных тягачей, кроме уже стандартных поставщиков из Austro-Daimler, где главным конструктором работал Фердинанд Порше, предложили заводы Шкода Пльзень, ЧКД с маркой Прага и Gräf & Stift.
Еще одним направлением по которому активно взаимодействовал Грэф энт Штифт с армией была поставка специальных машин-генераторов для прожекторных станций. В Имперской армии к этому вопросу подошли по схожему варианту, как и с пушками - проектировали не просто прожектор отдельно, тягач отдельно, а сразу систему Auto-Scheinwerfe - Авто-прожектор с тягачом, генератором и прожектором на ходу, допускавшем механизированную возку.
Выпускались 90-мм, 120-см и 150-см прожекторы в исполнении Авто-прожектор. Ход прожекторов использовался по типу артиллерийских лафетов. Кроме непосредственно прожекторов в комплект авто-прожектора входили прицепы с принадлежностями, кабелями и вспомогательным мотор-генератором.
Основное назначение прожекторов в первую мировую войну было использование их как средств ПВО, а ночное освещение поля боя в основном в обороне для подсветки целей для артиллерийского и пулемётного огня, вскрытия попыток штурма и ночных атак.
Для работы в системах Авто-прожекторов Грэф энд Штифт поставлял специальные тягачи увеличенной мощности до 70 л.с - Gräf & Stift Special-70-PS Lichtmaschinwagen, кузов был оборудован по типу пожарных линеек местами для перевозки расчёта прожектора, тягачи оснащались лебедками. Венский поставщик автомобилей был "эксклюзивным" производителем машин для прожекторных станций.
В 1917 году Gräf & Stift разработал специальный артиллерийских тягач с использованием решений, апробированных на примере Werkstättenauto M.15. Никакой другой информации об этой машине, носившей название "Elephant" - "Слон", кроме того, что двигатель был мощностью 100 л.с., это был специализированный тягач и он был самым компактным среди других машин-конкурентов, нет. Можно предположить, что именно компактность и стала главной проблемой для тягача. Несмотря на тракторную компоновку с огромными задними колёсами, ещё большими чем у Werkstättenauto M.15 со специализириованным прицепом Werkstättenanhänger M.15 и мощный двигатель, относительно легкая машина не должна была показывать выдающиеся тяговые характеристики из-за низкой нагрузки на ведущую ось, да и с управляемостью из-за разгруженных передних управляемых колес были бы проблемы.
Специальный артиллерийский тягач Graff & Stift 100PS Zugwagen M.17 "Elephant" не получил своего развития, главным конечно было отсутствие опыта в выпуске таких машин и не самая удачная конструкция, но и достаточно неожиданная гибель империи свою роль сыграли. Тем не менее наработки Graff & Stift не были потеряны полностью, продолжением лийнейкти специализированных Werkstättenauto M.15 стали шкодовские тягачи Traktor vz. 20 typ U (Skoda U), а арттягача Graff & Stift 100PS Zugwagen M.17 "Elephant" межвоенные тягачи Шкода Traktor vz. 20 typ Z (Skoda Z), которые компоновочно были похожи на военные грузовики ГрэфэндШтифтю А последними наследниками огромных и мощных тягачей империи в годы второй мировой колесные тягачи от Порше - Radschlepper Ost (RSO, Porsche Typ 175).
Почитать о других тягачах русских, австрийских и германских можно в статьях на этом канале:
Тягачи и автомобили
- Руссо-Балт Т 40/65. 1913. "Царь-тягач". Тягач артиллерийских мишеней.
- Train Tlaskal. 1904. Первый полноприводный на бензине. Train Tlaskal. 1904. Венгры начинают, и ничего...
- Austro-Daimler Morserzugwagen M.12. 1912 Тягачи от Порше. Часть 03. Austro-Daimler Morserzugwagen M.12. Первый артиллерийский комплекс большой мощности.
- Austro-Daimler Morserzugwagen M.12/16. 1916 Тягачи от Порше. Часть 05. Austro-Daimler Morserzugwagen M.12/16. Империя экономит, но пока не проигрывает.
- Austro-Daimler M.12/16 mit seitlichen Kettenlaufwerken. 1916 Тягачи от Порше. Часть 04. Austro-Daimler M.12/16 mit seitlichen Kettenlaufwerken. Испытания на колесно-гусеничном ходу.
- Skoda-Daimler Artilleriezugwagen M.17 Goliath. 1917 Тягачи от Порше. Часть 06. Skoda-Daimler Artilleriezugwagen M.17 Goliath. 305-мм кулак империи.
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916. Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
- Marienwagen II. 1918. Германский поворот. Часть 17. Marienwagen II. 1918. Первый серийный полугус
Источники:
http://www.jcnews.ru/news/istoriya_kompanii_graf_stift/16159 http://www.weltkriege.at/