Сейчас наверно мало кто помнит, что "Уралвагонзавод" когда-то выпускал не только вагоны и танки, но и строительную технику – экскаваторы и мини-погрузчики. Пик производства строительных машин пришелся на 2000-е годы, когда в стране был строительный бум. В ту пору мне довелось побывать на этом предприятии и увидеть своими глазами, как рождаются нижнетагильские экскаваторы и погрузчики.
Причина, по которой УВЗ взялся за освоение новой непрофильной продукции, была вполне очевидна. В 90-е годы российские предприятия оборонной промышленности, оставшись без госзаказов, в массовом порядке взялись за конверсию производства. Кто-то начал выпускать кастрюли, кто-то электрочайники, а кто-то технику посерьезнее.
В тот период на УВЗ практически к нулю был сведен оборонный заказ, спрос на железнодорожную технику также стремительно падал. Чтобы не дать погибнуть градообразующему предприятию было решено производить строительную технику.
В 1991 году началось освоение мини-погрузчиков с бортовым поворотом ПУМ-500 грузоподъемностью 500 кг. На рубеже 1992-1993 гг. завод приступил к производству гусеничных экскаваторов ЭО-5126 эксплуатационной массой 32 т, а в 1994-м – колесных ЭО-33211 эксплуатационной массой 18 т. Оба экскаватора комплектовались ярославскими двигателями: ЭО-5126 – ЯМЗ-238ГМ2, ЭО-33211 – ЯМЗ-236М2.
Что с погрузчиками, что с экскаваторами на УВЗ решили не изобретать велосипед, а начали выпуск их в партнерстве с другими предприятиями. На тот момент ПУМы выпускал завод "Пневмостроймашина", а экскаваторы ЭО-5126 и ЭО-33211 – Воронежский экскаваторный завод. Завод "Пневмостроймашина" предоставил "Уралвагонзаводу" конструкторскую документацию на ПУМ-500, а также поставлял гидравлику, в свою очередь, за это получал из Нижнего Тагила металлоконструкции погрузчика. Похожая ситуация была с Воронежем. УВЗ получил от экскаваторного завода документацию взамен на поставку ему редукторов поворота и хода, а также стрел других металлоконструкций и рабочего оборудования.
В ходе производства конструкторская служба "Уралвагонзавода" дорабатывала конструкции этих машин, а также разработала новые модели мини-погрузчиков и экскаваторов.
В первой половине 2000-х годов был создан экскаватор-планировщик ЭТ-1. Эта 22-тонная машина состояла из силовой части и поворотной платформы серийного экскаватора ЭО-33211 и телескопической полноповоротной стрелы. Увы, в серию этот экскаватор не пошел.
Тогда же у колесного экскаватора появилась коммунальная модификация ЭО-33211К. При помощи этой машины можно было раскопать котлован, при повреждении магистрали откачать воду и заварить поврежденную трубу. Для этого конструкторы УВЗ оснастили стандартный ЭО-33211 насосом с комплектом рукавов и сварочным аппаратом. Все дополнительное оборудование сумели компактно разместить в задней части поворотной платформы под капотом.
В 2004 году нижнетагильские конструкторы разработали облегченную модель гусеничного экскаватора ЭО-4126 эксплуатационной массой 28,5 т. В 2004 году вышла партия из 8 машин ЭО-4126, в следующем году сделали еще 2 экскаватора. Однако до серийного производства дело так и не дошло.
Во второй половине 2000-х годов был создан гусеничный экскаватор ЭО-41211 массой 23 т, оснащенный двигатель DEUTZ мощностью 170 л.с. В серию эта машина также не пошла.
Еще в планах УВЗ также была скраповая машина для металлоперерабатывающих предприятий, базирующаяся на колесном шасси, оборудованная подъемной кабиной и длинной стрелой специальной конструкции.
Несмотря на все перспективные разработки в серийном производстве были только две базовых модели экскаваторов – гусеничный ЭО-5126 и колесный ЭО-33211 (позднее – ЭО-33211А). Единично выпускалась коммунальная модификация ЭО-33211АК.
Расцвет экскаваторного производства на "Уралвагонзаводе" пришелся на 2000-е годы. За этот период предприятие выпустило 70% экскаваторов с начала выпуска. От ежегодного объема в 200-300 машин в начале 2000-х к середине десятилетия завод вышел на годовое производство в 450 экскаваторов.
В период 1990-х и в начале 2000-х годов в структуре производства УВЗ преобладали гусеничные экскаваторы. Однако начиная с 2004 года доли выпуска гусеничной и колесной техники почти выровнялись. Например, в 2002 году на колесные пришлось 24% производства, а в 2004-м – уже 47%.
В 2008 году, с началом экономического кризиса в стране, завод сбавил темпы, изготовив 385 экскаваторов. А в 2009-м году и вовсе заморозил производство строительно-дорожной техники. В течении последующих несколько лет УВЗ собирал единичное количество машин, вероятно из имеющегося задела комплектующих.
По части мини-погрузчиков основной моделью был ПУМ-500. До середины 2000-х годов УВЗ ежегодно выпускал по 500 таких машин. Однако во второй половине десятилетия объемы стали резко снижаться, дойдя в 2008 году до 110 единиц. В дальнейшем выпуск упал до единичного и в первой половине 2010-х годов был полностью прекращен.
В процессе производства погрузчики ПУМ-500 модернизировались. В частности взамен отечественного дизеля Д-120 стал устанавливаться немецкий Hatz, что позволило улучшить потребительские качества машины.
Помимо ПУМ-500, завод выпустил партию около 300 штук погрузчиков ПУМ-800 и ПУМ-1000, грузоподъемностью 800 кг и 1000 кг соответственно.
Также завод разработал новые модели мини-погрузчиков – ПУМ-600 грузоподъемностью 600 кг и ПУМ-1250 грузоподъемностью 1250 кг. У этих машин был улучшен дизайн, эргономика и гидравлика. На них предусматривалось применение как отечественных моторов и гидросистем, так и импортных. Затем появились еще две версии г/п 600 кг - ПмК-6 (колесная) и ПмГ-6 (гусеничная). В серию перечисленные машины не пошли.
После прекращения в конце нулевых производства строительно-дорожной техники, во второй половине 2010-х годов УВЗ намеревался вернуться к этой тематике. Было объявлено о планах начать в 2017 году выпуск новых моделей экскаваторов – колесного ЭО-33222А массой 19 т и гусеничного ЭО-41211А массой 23 т. Обе машины оснащались новым ярославским рядным 4-цилиндровым дизелем ЯМЗ-534 мощностью 135 кВт и современной гидросистемой. Многие узлы этих экскаваторов имели высокую степень унификации.
В тот же период УВЗ представил мини-экскаватор ЭО-1121 массой 1,5-1,8 т. На нем применялся двигатель Kubota и импортная гидравлика.
Увы, планы по возобновлению на "Уралвагозаводе" производства строительно-дорожной техники так и не были реализованы.
Поделитесь своим мнением. Возможно кому-то из вас довелось встречать в эксплуатации экскаваторы и погрузчики УВЗ, работать на них или вы трудились на производстве строительной техники на УВЗ?
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ И ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ