1973 год. Бескрайние просторы Советского Союза. Грузовики Минского автозавода. Мы снова возвращаемся к автопробегу перспективных (на тот момент) авто МАЗ второго поколения по республикам СССР. Тем более что бесконечное путешествие по горам Памира наконец-то сменилось чем-то новеньким.
Интересно, а мог ли кто-то из участников пробега предположить, что спустя почти полвека едущие по тем же дорогам водители смогут легко опознать места, о которых идет речь в нашем повествовании. И не просто узнать, а подтвердить – верим, было сложно. Просто потому, что и сейчас стало ненамного легче. Впрочем, это мы отвлеклись…
Первым крупным городом на пути участников пробега после покорения Памира стала столица Таджикистана, Душанбе. По планам здесь минчан ждал трехдневный отдых в виде… непрерывного общения с местными перевозчиками. На тот момент дизельных грузовиков в регионе было «раз, два и.. обчелся». И толком не понятны причины такого игнорирования – то ли считалось, что «дизель» не перенесет местной жары, то ли не было веры, что он сможет уверенно работать на большой высоте, а может, и еще что-то, но к дизельным МАЗам был огромнейший интерес.
И, естественно, хлопкоробы много внимания уделили прицепам и полуприцепам. Хлопок – не чугун, тут вместительность нужна, а не мощь. Если уж «Колхиды» справлялись, то МАЗы и подавно. А вот как зацепить больше прицепов за один тягач - этот вопрос таджиков очень интересовал. Благо, на машинах стояли новые беззазорные сцепки и «седла», так что мазовцам было что ответить. Тем более, только-только спустились с гор, где автопоезда показали себя великолепно.
От Душанбе, оставив в стороне Байсун, колонна пошла в район Термеза, в Голодную степь. Температура воздуха не ниже 35℃, над дорогой марево тончайшей пыли. На фоне выжженной солнцем степи всех впечатлил Шерабад – каналы, сады, хлопчатники. Красота, да и только. Свернув на север, к ночи МАЗы добрались до Бухары.
А дальше их ждала переправа через Амударью возле города Чарджоу.
Прекрасно помня, сколько проблем принесла переправа через Уфимку, все заранее настраивались, что просто не будет. Собственно, так оно и оказалось.
Потому ли, что Амударья - достаточно стремительная река, часто меняющая свое русло, или по какой другой причине, но никакой пристани здесь не было и в помине. Причаливание парома, если это можно так назвать, осуществлялось простым тычком в прибрежный песок, с подачей на берег тросов. А там эти «швартовые» цеплялись за буксирный крюк грузовика помощнее, который ждал очереди на переправу, и он, включив передачу заднего хода, буксуя в песке, удерживал паром на месте. Занавес…
Здесь же на переправе сразу познакомились и с коварством песка. Чуть съехав с укатанной колеи, чтобы сподручнее было заезжать на паром, сразу же увяз МАЗ-516Б. Попытка выбраться самостоятельно только еще глубже засадила машину. Пришлось воспользоваться помощью местных – из плена МАЗ вызволил «Урал».
Еще одна проблема – берег на этой стороне на полметра выше парома. МАЗ-504В попробовали загнать ходом. Получилось, но в какой-то момент показалось, что сейчас седло просто вырвет с мясом. Поэтому с более тяжелым МАЗ-515Б, за который к тому же был зацеплен полуприцеп длиной на три метра больше, решили эксперимент не повторять. Впрочем, автопоезд сам решил все вопросы – своим весом он нагреб перед собой кучу песка, сделав естественный пандус, и без проблем съехал на паром.
Западный берег был ниже парома. Но там как раз подъехал КрАЗ, и, используя его как якорь, удалось спокойно спустить МАЗы по металлическим трапам.
Далеко от переправы отъехать не получилось. Так как путь предстоял неблизкий и не факт, что получится всегда идти по колее, выбрав с виду твердый участок песка, попробовали пройти по нему на МАЗ-504В. Через десять метров тягач уверенно закопался. Пока занимались «раскопками», выяснили: копать бессмысленно – все мгновенно засыпается обратно, доски в песках бесполезны – их просто крутит как угодно и в итоге загоняет в пространство между скатами, грозя пропороть покрышку.
Переночевав на берегу, утром встретили два МАЗ-500А. Водители охотно рассказали про дорогу на Мары, предупредив, что на пути встретится большой бархан «Лысая гора». Рискнуть можно, но успех они не гарантируют – все же одиночная «пятисотка» и автопоезда из пробега – разные вещи.
Попутно они поделились и маленькими хитростями, про которые, судя по всему, минчане не знали. Вместо досок они порекомендовали взять с собой «шалманы» — 4-метровые бревна. Перед съездом в пески обязательно снизить давление в шинах. Ну, и ехать посоветовали ночью – когда песок немного увлажняется и становится плотнее.
Но попробовать «на зуб» «Лысую гору» МАЗам не удалось. По совету знатоков было решено спуститься на юг Туркмении, до Керки, а потом с разрешения пройти вдоль Каракумского канала, от колодца к колодцу. Правда, «погранцы» шибко удивились, что тут оказывается «проще проехать», но искренне пожелали удачи и пропустили.
Руководство пробега, сходив вместе с водителями в разведку, на «летучке» даже предложило повернуть назад. В конце концов, в колонне не было ни одной машины, предназначенной для работы в песках. Однако в советские времена поворачивать назад не было принято, и единогласным решением движение продолжили.
Колонну построили таким образом: впереди «летучка» на МАЗ-5334, следом – МАЗ-516Б, за ним - седельные тягачи МАЗ-504В и МАЗ-515Б. А замыкали конвой автопоезда МАЗ- 53352 и МАЗ-514.
Часть пути до моста через Каракумский канал «голова» пробега вроде прошла хорошо. Только экипаж МАЗ-515Б стал переживать за поперечину – из-за сильной тряски она могла лопнуть. А вот автопоезда с задачей не справились.
Вернувшись назад все на той же «летучке», обнаружили оба грузовика безнадежно засевшими. Как и предполагалось, держаться строго в колее не получилось. Длинный прицеп (по сути, полуприцеп с передней подкатной осью), зацепленный за МАЗ-53352, все время выходил из колеи, тормозя автопоезд и разбивая дорогу. А МАЗ-514, перед которым прошли все, уже банально не справлялся не смотря на два ведущих моста.
И началось «веселье»: расцепился-положил «шалманы»-выехал-вытащил тросом прицеп-выкопал из песка бревна-сцепился и до следующего застревания. За четыре часа таким образом прошли всего два километра. Вот тебе и пустыня. Только утром общими усилиями всем участникам автопробега удалось выйти на более твердый участок и продолжить путь.
Еще одну шутку пустыня показала недалеко от Ашхабада. Легкий дождик умудрился превратить мелкий песок в подобие льда. Машины начало реально заносить в поворотах. А когда экипажи выбрались из кабин наружу, выяснилось, что по песку теперь можно запросто кататься на подошвах, как по льду.
На фоне всего вышеописанного, посещение столицы Турмкенистана Ашхабада прошло как рядовое событие.
Путь от Ашхабада до Красноводска всего 500 километров. Но на этом промежутке мазовцам было обещано встретить и асфальт, и гравий, и песок. А сотню километров предстояло пройти по такыру - рельефу, образуемому при высыхании засолённых почв. И заверения, что это покрытие легко выдерживает грузовики, как-то не впечатлили. «Газончики» и «зилки» четыре сантиметра засохшей тверди может и держат, а вот МАЗы…
Так и оказалось. Для начала по такыру оказалось невозможно двигаться колонной. Пыль не просто висела в воздухе. Она «стекала» по лобовым стеклам струйками, как вода. В задраенных наглухо кабинах испытатели не раз вспомнили идею оснащать МАЗы кондиционерами. Вот только в СССР никто за их производство так и не взялся.
Попытка отпускать впередиидущую машину подальше и только потом ехать вслед тоже оказалась не очень удачной. Корка под МАЗами проламывалась, и тягачи застревали ничуть не меньше, чем в зыбучих песках. В итоге ушедшим вперед приходилось возвращаться и с использованием «шалманов» повторять все, что делали в Кара-Кумах.
Два долгих дня заняла у минчан дорога от Ашхабада до Каспия, где притулился к скалам Красноводск.
Из приятного, что в итоге показало движение по пустыне - МАЗы оказались очень выносливыми. На МАЗ-515Б все же пришлось заваривать поперечину, а у МАЗ-504В обрезало шпильку коллектора и на нем появилась трещинка (оргвыводы - сварной коллектор непригоден для сложных трасс, надо ставить литой). Все остальное было мелочевкой, которую устранили за пару часов.
Про первую, вторую, третью и четвертую части пробега можно почитать по ссылкам.