Найти в Дзене
море и пароходы

Химия и жизнь, или как и что химичат на пароходе

"Широко простирает химия свои руки в дела человеческие"...

Неточное цитирование какого-то мужика из-под Архангельска.*

Где брать темы для постов? Да нет особых проблем с темами, идеи для постов регулярно подбрасывают комментаторы. Так случилось и на этот раз. Пришёл, увидел, разорвал... В одном из постов про судовое топливо я упомянул химические присадки, которые добавляют в судовое топливо. Ну, вот комментатор совсем не согласился со мной, указал на мои ошибки, обозвал цирком методы внесения присадок в топливо... и вот тут я понял, что надо бы немного рассказать и о химпрепаратах которые применяют на борту морских судов. Что применяют, для чего, когда.

Впрочем, вопросы по химии и раньше возникали, но не в такой категоричной форме, как у вышеупомянутого комментатора. Ну, к тому комменту я ещё вернусь, расскажу, в чём там дело, и какой там цирк. Сейчас про судовую химию.

И сразу хочу предупредить. Я не буду называть производителей химии, пост не рекламный. Я не буду подробно рассказывать о том, или ином препарате. Всё будет представлено общей информацией, просто чтобы имели представление, как с помощью химии решают те, или иные проблемы возникающие при нормальной эксплуатации судна.

Итак, поехали.

Я не знаю, как в других конторах-компаниях, но там где работал я , в русскоязычных экипажах всю палитру химпрепаратов называли просто и коротко - Химия. "В порту будем получать химию". "Надо заказать химию". От слова химия получаем - химичить, то есть применять эти химпрепараты по назначению. "На стоянке будем химичить холодильники воды". "Пора опреснитель прохимичить". Ну, а уж если требуется конкретика, то уже называли сам препарат по имени. "Надо заказать ХХХ-ремувер". "Сходи в кладовую, притащи канистру ХХХ-клинера". Вот, примерно так. Поэтому в посте я и буду придерживаться этого названия - химия. Уж извините, кто нистерпевает.

Опреснитель. Фото- мой архив.
Опреснитель. Фото- мой архив.

Диапазон применения химии на судне достаточно широк, и охватывает практически всё на судне. От чистки, простите, унитазов в гальюнах, до ... да до всего. Общая и главная цель применения химии - максимально облегчить трудозатраты на какие-либо работы, попытка максимально увеличить эффективность эксплуатации судна.

Примеры.

Химия может иметь разное состояние. Порошком или жидкая. Есть, которую так и применяют, порошком и на сухую. Есть, которая разводится водой.

Есть присадки к топливу. Эти присадки повышают кондицию топлива, предотвращают всякие нежелательные явления. помогают избавиться от сажи в газовыпускных трактах и многое другое.

Есть присадки для обработки воды. Причём, всей воды, которая используется на судне. Я работал на танкерах. На танкере один из важных механизмов - паровой котёл. Поэтому и требования к котельной воде весьма серьёзные. Поэтому и существует достаточно много всяких присадок для обработки котельной воды. Для определения кондиции воды, всяких там содержаний хлоридов, рН... на борту есть небольшая лаборатория с набором реактивов и маркеров. Обычно эта лаборатория поставляется производителем химии. ( Во времена СССР на судах морского флота тоже были эти лаборатории - СКЛАВ. Вот с химией немного напряжно было, семя льна, вот и вся химия. Для топлива и масел тоже есть лаборатории , наш аналог - СКЛАМТ).

Есть химия для добавки в воду, которая используется для охлаждения двигателей, чаще всего это ингибиторы коррозии и препятствуют образованию накипи.

Пластинчатый теплообменник, или попросту - холодильник. фото- мой архив.
Пластинчатый теплообменник, или попросту - холодильник. фото- мой архив.

Системы охлаждения двухконтурные. Забортная вода охлаждает пресную воду, которая циркулирует в двигателях. Так, вот, забортную воду тоже обрабатывают химией, во избежание обрастания систем.

Мытьевая и питьевая вода тоже подвергается химобработке.

Химия для очистки. Оооо, тут много чего. Даже добавляя химию в забортную воду полностью от обрастания забортную систему на спасешь. Фильтр кингстона можно ободрать от ракушки и механически способом, а вот пластинчатый теплообменник ( в просторечии - холодильник)... надо разбирать, каждую пластину шоркать.. мороки много. Проще настроить систему и прохимичить этот холодильник. Так же химичат и опреснители.

Есть химия и для очистки водяных полостей, где используется пресная вода.

Есть химия для очистки топливных и масляных систем, для очистки тарелок сепараторов.

Есть химия для очистки воздушных холодильников. Применяется по разному. Холодильник продувочного воздуха главного двигателя, например, просто так не вытащишь. Поэтому там смонтирована стационарная система очистки. В небольшой цистерне делается раствор с химией, и этот раствор через распылители подают в холодильник. Так и гоняют по кругу, до получения нужного результата.

Ну, а воздушный холодильник дизель-генератора небольшой. Его можно выдернуть и закинуть в ванну с химраствором. Может, где-то и есть стационарные системы очистки холодильников дизель-генераторов, но мне не попадались. Впрочем, есть и ленивый способ - настроить пульверизатор и химичить прямо на месте, на дизель-генераторе.

Боцманы очень любят химию - преобразователи ржавчины.

Химия для мойки танков и чистки трюмов.

Очень эффективная химия для борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. Отмывает даже очень старый мазут. Разъедает и отмывает. Потом только водой сбить, и готово.

Есть и бытовая химия. Для уборок помещений, для замыва наружного контура судна. Если на судне установлены биотуалеты, то для чистки применяют только одобренную химию. От чего другого, например, стирального порошка, бактерии в биосистеме просто помрут.

Вот, общее представление о судовой химии есть. Теперь немного минусов.

К сожалению, иногда характеристики химии, заявленные производителем, не всегда такие блестящие, как хотелось бы. Чаще всего это относится к химии, которая предназначена очищать топливные или масляные системы.

Проблемы с отработанной химией. Некоторая химия категорично запрещена к сбросу за борт. Хоть там и объёмы небольшие, но всё таки. Приходится собирать отработку, хранить в канистрах, и пытаться сдать на берег.

Химия опасна, тут я никакой Америки не открою. Поэтому химию хранят в кладовке, которая под замком. По идее, свободного доступа туда не должно быть. Ответственный за химию, второй механик. Но ключ обычно хранится в ЦПУ... а второй отдыхает... а мне химия нужна... а пошёл и взял, сколько надо.

Не знаю, как где, а у нас химкладовые были обычно в румпельном отделении. Фото - мой архив.
Не знаю, как где, а у нас химкладовые были обычно в румпельном отделении. Фото - мой архив.

На входе в химкладовую оборудуют пост безопасности. Защитные очки, респираторы ( не Лепестки, а со съёмными фильтрами, не абы чо, а одобренные под работу с химией), могут быть защитные экраны. Обязательно резиновые перчатки, стойкие к химии. Водяные и физрастворы для экстренной промывки глаз и смыва с кожи попавшей химии. Обязательны MSDS - попросту листы с описанием той или иной химии, которая хранится в кладовке, меры предосторожности работы с ней и прочая инфа по этой химии.

Несмотря на всё это, на все предупреждения... неоднократно наблюдал, как граждане моряки пытаются сыгрануть с судьбой в рулетку. Один лезет носом в горловину канистры, на нюх, видимо, хочет определить, что в ней, начисто забыв школу и уроки химии. А ведь ещё в школе учили, в учебники химии даже нарисован способ, как нюхнуть химию, не получив ожогов слизистой или другого чего. Другой делает раствор, и льёт воду в кислоту... третьему респиратор мешает... ну, и так далее. Причём, в таких подвигах были замечены не новички, и даже люди с высшим образованием.

Как работают с химией.

Никакой отсебятины. Внимательно изучаем инструкцию, по ней и работаем. Как разводить, сколько надо химии на тот или иной объём работ, всё это указано. Так же указаны и способы внедрения химии.

Вот теперь и возвращаюсь к комменту. Чтобы не обвинили в выдергивании из контекста, привожу коммент целиком:

Скрин комментария.
Скрин комментария.

Я ответил, как добавляется такая химия. И получил ответ - Цирк. Снова скрин:

Скрин комментария.
Скрин комментария.

Вот так. А ведь я ему там процитировал мануал производителя - как добавлять этот препарат в топливо. И этот мануал обозвали цирком. Ваня знает лучше. А потом чего удивляться... что носом в канистру суются.

Если для внесения химии требуется дозатор, такой дозатор устанавливают на борту. Такие дозаторы впрыскивают химию по заданной программе.

Ввод химии для котлов.
Ввод химии для котлов.

Вот, собственно и всё. В общих чертах.

И в заключение, небольшая хохма. Химия поставляется в железных и пластмассовых канистрах. Железные... это такие банки, на 20 литров. Неудобные. И ручка для переноски не очень. А вот пластмассовые, на 25 литров...вот эти хороши. На борту их обычно много скапливается пустых. Из них делают вёдра, режут на поддоны... на что фантазии хватает. А у некоторых хозяйственных мужичков просто сердце кровью обливается, когда они видят такое безобразие. И вот один такой хозяйственный решил потащить домой несколько таких канистр. И ещё зачем то напихал внутрь ветоши. Две канистры, одна к одной, аккуратно замотаны в плёнку. И не поймёшь сразу, что канистры. Этакий прямоугольничек. Но списывались мы в Эмиратах. И маршрут был такой, Дубай-Москва-Владивосток. Теперь юмор понятен? Через полмира тащить пустые канистры. Таможня в Фуджейре крайне заинтересовалась этим грузом, заставила снять плёнку, и... надо было видеть лица таможенников. Особенно, когда они проволочным крючком доставали ветошь из каждой канистры. Ну, что... канистры мужичок домой всё таки довёз. Молодец. Хозяйственный.

Всем здоровья.

====================================================

*М.В. Ломоносов.