Найти тему
Водитель из СССР

Два руля, два комплекта педалей и опасная разгрузка. Странный венгерский мини «БелАЗ». Dutra DR-50.

Dutra DR–50D трактор или автомобиль?
Dutra DR–50D трактор или автомобиль?

Блуждая по просторам интернета, я наткнулся на старую фотографию странного самосвала. Фотка вызвала у меня ностальгические воспоминания о детстве.

Когда я был маленьким, была у меня игрушка, очень сильно напоминающая этот трактор - не трактор, автомобиль - не автомобиль, но самосвал – это точно. Я тогда думал, что это «БелАЗ». Но видимо я ошибался.

Игрушка Дутра ДР-50Д.
Игрушка Дутра ДР-50Д.

Оказывается, на старой интернет фотке был запечатлен весьма интересный венгерский самосвал Dutra DR–50, который с 1954-ого по 1973-ий годы выпускал будапештский тракторный завод - «Vörös Csillag Traktorgyár». Эти машины в не малых количествах поставлялись и в СССР.

Если этот агрегат выпускал тракторный завод - значит Дутра ДР-50 трактор, хотя многие считают его автомобилем.

Трактор как трактор, скажете Вы. А нет! Это был очень интересный самосвал на не менее интересной тракторной раме с еще более интересными механизмами управления..

Дело в том, что самосвал Dutra DR–50 как бы и не имел рамы вовсе в нашем понимании этой конструкции.

«Рама» Дутры, чем-то напоминает очень сильно упрощенную хребтовую раму Татры.

В венгерском самосвале жестко скрутили вместе переднюю независимую подвеску, двигатель с коробкой и задний ведущий мост. Вот Вам и вся «рама».

Рама Dutra DR–50.
Рама Dutra DR–50.

Затем на эту конструкцию нахлобучили кузов, сидение водителя, органы управления, крылья с капотом и топливный бак. Чуть позже на моделях Dutra DR–50D появилась отапливаемая кабина, но в этом варианте пришлось отказаться от половины органов управления.

Безкабинная модификация Дутры ДР-50.
Безкабинная модификация Дутры ДР-50.

Органы управления самосвала Дутра ДР-50.

Вроде бы ничего нового в основных органах управления в этом тракторе конструкторы не придумали. Как обычно:

  1. руль;
  2. три педали;
  3. рычаг КПП.

Но дело в том, что педали и руль в этой машине были в двух экземплярах. А кресло водителя разворачивалось на 180 градусов вокруг рулевой колонки.

Два руля и два комплекта педалей Дутры.
Два руля и два комплекта педалей Дутры.

Такая необычная компоновка была задумана для того, что бы самосвалом можно было управлять без разворота самой машины. То есть водитель всегда мог ехать вперед, разворачивая свое рабочее место.

К тому же коробка передач была на четыре скорости, а в заднем мосту стоял реверс-редуктор, позволяющий Dutra двигаться вперед и назад на тех же передачах.

На самосвале Дутра устанавливали дизельный двигатель Чепель (Csepel D413) мощностью 60 лошадей.

  • Максимальная полезная нагрузка (грузоподъемность) - 6 тонн и это при собственном весе 5,4 тонны.
  • Максималка – 34 км/ч.
  • Не менее интересен самосвальный кузов этого трактора.

Dutra DR–50 был саморазгружающимся. На нм не было ни каких лебедок, механики или гидравлики для подъема кузова.

Конструкция системы опрокидывания кузова на Дутре. Красным овалом обозначена возвратная пружина.
Конструкция системы опрокидывания кузова на Дутре. Красным овалом обозначена возвратная пружина.

Что бы высыпать перевозимый груз нужно было выдернуть стопор и «ковшик» самосвала опрокидывался сам.

Но выдернуть стопор кузова на этом самосвале приравнивалось к выдергиванию чеки в гранате – опасное это было дело. Машина могла опрокинуться назад или перевернутся набок.

Для предотвращения травмирования водителя конструктивно предусмотрен спец шнур длинной 5 метров, который приторочен к вышеописанному стопору. Водитель, как хороший сапер, должен покинуть место взрыва - разгрузки (минимум на 5 метров) и только после этого дернуть шнурок, освобождающий замок кузова от стопора.

Скан страницы с основными тех. данными Dutra DR–50
Скан страницы с основными тех. данными Dutra DR–50

Вот такие машинки колесили в 1960-70-ых годах на просторах нашей Родины.

А Вы видели, когда-нибудь этот трактор? А может ездили на таком или знаете еще, что нибудь интересное о Dutra DR–50D? Рассказывайте в комментариях!