Автомобильная промышленность Советского Союза представляла собой мощнейшую отрасль производства. Если до войны в стране выпускалось не более 150 тысяч автомобилей, то после ее окончания, масштабы автомобильного производства возросли в десятки раз, а к 1980 году в стране производилось более 2 миллионов машин ежегодно. Вашему вниманию предлагаются редкие фотографии с автосборочных производств, некоторые из них публикуются впервые.
Рассвет индустрии
Точкой отсчета в истории советского автопрома принято считать начало выпуска, в ноябре 1924 года, первого советского автомобиля АМО Ф-15. На самом деле советским его можно считать лишь отчасти, так как фактически АМО Ф-15 представлял собой незначительно переработанный итальянский грузовик Fiat 15 Ter, который планировали выпускать на АМО еще до революции.
Тем не менее Ф-15 имел довольно высокую степень локализации. За исключением магнето и шарикоподшипников, грузовик собирался полностью из отечественных комплектующих.
По-настоящему массовое производство автомобилей в СССР началось после запуска Горьковского (первоначально Нижегородского) автозавода в январе 1932 года. Там по лицензии американской фирмы Ford освоили выпуск грузовиков ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны.
В конце того же года с конвейера завода начали сходить первые массовые советские легковушки ГАЗ-А. В 1930 году автомобиль ГАЗ-А дал жизнь еще одному советскому автозаводу — КИМ. Впоследствии он перерастет в одного из флагманов отечественного автопроизводства завод — МЗМА/АЗЛК.
К середине 1930-х автомобильное производство СССР представляло собой серьезный комплекс предприятий с флагманами в лице АМО и ГАЗ. Уже в 1935 году эти два завода дали стране 97 тысяч автомобилей. Следующий год ознаменовал еще одну победу советской автопромышленности — по количеству выпущенных грузовых автомашин, СССР вышел на 2 место в мире, уступив лишь США.
Подавляющее преобладание грузовиков в общем объеме национального автопроизводства (80-85%), характеризовалось стремительной индустриализацией и милитаризацией СССР.
Послевоенный период
После завершения Великой отечественной войны, автопромышленность СССР вышла на очередной этап своего развития. К производству готовились совершенно новые автомобили, которые впоследствии на десятилетие определили вектор развития отрасли.
В 1946 году ГАЗ наладил выпуск М-20 Победа и ГАЗ-51. Годом позднее на МосЗИСе на производство поступил ЗИС-150, а Ярославский автозавод отметился 7-тонным ЯАЗ-200. Все эти машины практически не имели преемственности с довоенными моделями, а ЯАЗ-200 так и вовсе стал первым советским дизельным автомобилем.
Кроме того согласно пятилетнему плану по восстановлению народного хозяйства началась не только реконструкция действующих автозаводов (ГАЗ, ЗИС, ЯАЗ, МЗМА, УАЗ и УралЗИС), но и строительство новых. Так в 1947 году в строй вступили — Минский автозавод (МАЗ) и Львовский автобусный завод (ЛАЗ). В 1949 году первую продукцию дал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ), а двумя годами позднее — Кутаисский автозавод (КАЗ).
В 1955 году автомобильная промышленность СССР произвела 328 тысяч грузовых и 107 тысяч легковых автомобилей. При этом на экспорт ушло 13 тысяч машин. Специально под это дело в 1956 году была организована специализированная организация — В/О Автоэкспорт.
В том же 1956 году на производство встал ГАЗ-21. Автомобиль Горьковского автозавода, отличался рядом передовых технических решений. Машина получила несущий трехобъемный кузов, двигатель увеличенной мощности, гипоидный задний мост и впервые в отечественной практике — автоматическую коробку передач.
Продолжение следует...
Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!
Читайте также: Экспорт Москвич-408 и 412: а был ли успех?