Найти в Дзене

ДТ-54 – неказистый, но работоспособный трактор

Всем привет! После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз стремился как можно быстрее восстановить экономический потенциал, причем приводить в порядок нужно было не только промышленное производство, но и сельское хозяйство. А подъему второго из этих секторов экономики способствовало появление нового гусеничного трактора ДТ-54. Интересно, что наш герой стал первым массовым советским гусеничным трактором, работавшим на дизельном топливе, а не на керосине, как все трактора довоенного выпуска. Такое решение сыграло важную роль: новый дизельный двигатель объемом 7,45 л и мощностью 54 л.с. потреблял на 40% меньше горючего и оказался более долговечным, что позволило увеличить срок службы самой машины. Не менее весомый и тот факт, что солярка была намного дешевле керосина, что еще больше снижало расходы на обслуживание трактора. Одна беда – двигатель плохо заводился в холодную погоду, поэтому чтобы работать зимой, требовалось несколько ведер горячей воды для разогрева. Кабина же

Всем привет!

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз стремился как можно быстрее восстановить экономический потенциал, причем приводить в порядок нужно было не только промышленное производство, но и сельское хозяйство. А подъему второго из этих секторов экономики способствовало появление нового гусеничного трактора ДТ-54.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Интересно, что наш герой стал первым массовым советским гусеничным трактором, работавшим на дизельном топливе, а не на керосине, как все трактора довоенного выпуска. Такое решение сыграло важную роль: новый дизельный двигатель объемом 7,45 л и мощностью 54 л.с. потреблял на 40% меньше горючего и оказался более долговечным, что позволило увеличить срок службы самой машины. Не менее весомый и тот факт, что солярка была намного дешевле керосина, что еще больше снижало расходы на обслуживание трактора. Одна беда – двигатель плохо заводился в холодную погоду, поэтому чтобы работать зимой, требовалось несколько ведер горячей воды для разогрева.

Кабина же трактора очень скромная: в ней лишь необходимый минимум приборов, рычаги управления и 5-ступенчатая коробка передач. Звукоизоляция полностью отсутствует:

Кабина ДТ-54. Источник фото: fotostrana.ru
Кабина ДТ-54. Источник фото: fotostrana.ru

Трактор выпускался с 1949 по 1979 г., причем не на одном заводе: до 1961 г. его производили на Харьковском тракторном заводе, до 1963 г. – в Сталинграде, а с 1952 г. производство было организовано на Алтайском тракторном заводе. Всего же было выпущено 957 900 таких машин.

За это время ДТ-54 не раз модернизировался: дорабатывались двигатель, кабина и механизмы управления. В 1953 г. кабина трактора стала полностью закрытой.

Модернизированный ДТ-54. Источник фото: kargoteka.info
Модернизированный ДТ-54. Источник фото: kargoteka.info

Такой надежный и массовый трактор быстро распространился по огромной территории СССР. В первую очередь его стали применять, конечно же, для основных сельскохозяйственных работ:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

Но также на его базе изготавливались бульдозеры:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

И погрузчики:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

А еще ДТ-54 иногда обслуживал сельские дороги:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

Но и это не все, чем может похвастаться этот трактор. Его отправляли на экспорт в 36 стран мира, а в Китае и Вьетнаме производилась своя версия этой машины.

В нашей же стране многие трактора этой модели отправились осваивать целину, и они даже попали в советские фильмы, посвященные этим событиям:

Кадр из х/ф «Иван Бровкин на целине», реж. И. Лукинский, 1958 г.
Кадр из х/ф «Иван Бровкин на целине», реж. И. Лукинский, 1958 г.

Разумеется, даже после окончания производства ДТ-54 продолжали работать на селе, пока они или не выработали свой ресурс окончательно, или не были вытеснены новыми гусеничными тракторами. Даже сегодня напоминаний о славной машине много. Ходовых экземпляров, конечно же, осталось очень мало, но зато их часто можно увидеть на постаментах:

Памятник ДТ-54 в Урюпинске. Источник фото: fermer.ru
Памятник ДТ-54 в Урюпинске. Источник фото: fermer.ru

Самое интересное то, что ДТ-54 изображался на вьетнамской банкноте номиналом 5 донгов:

Источник фото: adacoins.ru
Источник фото: adacoins.ru

Ну а самый везучий ДТ-54 – тот, что сохранился в Музее трактора в Чебоксарах:

Источник фото: draw.razfill.ru
Источник фото: draw.razfill.ru

ДТ-54 – один из самых важных советских гусеничных тракторов. Они много сделали не только для СССР, но и еще для целого ряда стран, за что сегодня и получают дань уважения через многочисленные памятники и музейный экспонат. А концепция, заложенная в этом тракторе, не изменялась вплоть до распада СССР: все дальнейшие отечественные гусеничные трактора были во многом похожи на ДТ-54.

Встречался ли вам такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!