Найти в Дзене

ДТ-54 – неказистый, но работоспособный трактор

Всем привет!

После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз стремился как можно быстрее восстановить экономический потенциал, причем приводить в порядок нужно было не только промышленное производство, но и сельское хозяйство. А подъему второго из этих секторов экономики способствовало появление нового гусеничного трактора ДТ-54.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Интересно, что наш герой стал первым массовым советским гусеничным трактором, работавшим на дизельном топливе, а не на керосине, как все трактора довоенного выпуска. Такое решение сыграло важную роль: новый дизельный двигатель объемом 7,45 л и мощностью 54 л.с. потреблял на 40% меньше горючего и оказался более долговечным, что позволило увеличить срок службы самой машины. Не менее весомый и тот факт, что солярка была намного дешевле керосина, что еще больше снижало расходы на обслуживание трактора. Одна беда – двигатель плохо заводился в холодную погоду, поэтому чтобы работать зимой, требовалось несколько ведер горячей воды для разогрева.

Кабина же трактора очень скромная: в ней лишь необходимый минимум приборов, рычаги управления и 5-ступенчатая коробка передач. Звукоизоляция полностью отсутствует:

Кабина ДТ-54. Источник фото: fotostrana.ru
Кабина ДТ-54. Источник фото: fotostrana.ru

Трактор выпускался с 1949 по 1979 г., причем не на одном заводе: до 1961 г. его производили на Харьковском тракторном заводе, до 1963 г. – в Сталинграде, а с 1952 г. производство было организовано на Алтайском тракторном заводе. Всего же было выпущено 957 900 таких машин.

За это время ДТ-54 не раз модернизировался: дорабатывались двигатель, кабина и механизмы управления. В 1953 г. кабина трактора стала полностью закрытой.

Модернизированный ДТ-54. Источник фото: kargoteka.info
Модернизированный ДТ-54. Источник фото: kargoteka.info

Такой надежный и массовый трактор быстро распространился по огромной территории СССР. В первую очередь его стали применять, конечно же, для основных сельскохозяйственных работ:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

Но также на его базе изготавливались бульдозеры:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

И погрузчики:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

А еще ДТ-54 иногда обслуживал сельские дороги:

Источник фото: techstory.ru
Источник фото: techstory.ru

Но и это не все, чем может похвастаться этот трактор. Его отправляли на экспорт в 36 стран мира, а в Китае и Вьетнаме производилась своя версия этой машины.

В нашей же стране многие трактора этой модели отправились осваивать целину, и они даже попали в советские фильмы, посвященные этим событиям:

Кадр из х/ф «Иван Бровкин на целине», реж. И. Лукинский, 1958 г.
Кадр из х/ф «Иван Бровкин на целине», реж. И. Лукинский, 1958 г.

Разумеется, даже после окончания производства ДТ-54 продолжали работать на селе, пока они или не выработали свой ресурс окончательно, или не были вытеснены новыми гусеничными тракторами. Даже сегодня напоминаний о славной машине много. Ходовых экземпляров, конечно же, осталось очень мало, но зато их часто можно увидеть на постаментах:

Памятник ДТ-54 в Урюпинске. Источник фото: fermer.ru
Памятник ДТ-54 в Урюпинске. Источник фото: fermer.ru

Самое интересное то, что ДТ-54 изображался на вьетнамской банкноте номиналом 5 донгов:

Источник фото: adacoins.ru
Источник фото: adacoins.ru

Ну а самый везучий ДТ-54 – тот, что сохранился в Музее трактора в Чебоксарах:

Источник фото: draw.razfill.ru
Источник фото: draw.razfill.ru

ДТ-54 – один из самых важных советских гусеничных тракторов. Они много сделали не только для СССР, но и еще для целого ряда стран, за что сегодня и получают дань уважения через многочисленные памятники и музейный экспонат. А концепция, заложенная в этом тракторе, не изменялась вплоть до распада СССР: все дальнейшие отечественные гусеничные трактора были во многом похожи на ДТ-54.

Встречался ли вам такой трактор? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и ждите новых статей!