Добрый день. Завершим сегодня рассмотрение основного состава радиооборудования фронтового бомбардировщика Ил-28. В предыдущей публикации по этой теме было рассказано про используемые связные и командные радиостанции (РСУ-5 и РСБ-5), а также о самолетном-переговорном устройстве СПУ-5. Ссылка на нее будет приведена в конце текущей статьи. Сейчас же речь пойдет про аппаратуру опознавания и систему слепой посадки. Также будут планироваться отдельные более подробные публикации по некоторым элементам описываемых ниже систем. К примеру по маркерному радиоприемному устройству и т. д.
Система слепой посадки.
На Ил-28 (а также на бомбардировщике Ту-14 и многих других самолетах того времени) применялась радиолокационная система слепой посадки СП-50 "Материк". Предназначалась она для посадки самолетов в условиях плохой видимости. Данная система состояла как из наземного, так и самолетного оборудования. В состав самолетного оборудования входили следующие основные элементы: маркерный приемник, курсовой приемник, глиссадный приемник, щиток управления, антенна глиссадная и курсовая, внутрифюзеляжная антенна маркерного приемника, двухстрелочный индикатор ПСП-48, самолетный дальномер типа СД-1 и т. д. Общая скелетная схема системы (для самолета Ил-28) приведена на скриншоте ниже.
Основными изделиями этой системы являлись курсовой приемник КРП-Ф "Дрозд" и глиссадный приемник ГРП-2 "Дупель". Они осуществляли прием сигнала курсового и глиссадного маяка соответственно. Устанавливались приемники в фюзеляже по правому борту на уровне между шпангоутами № 18 и № 18б. Антенное устройство этих приемников размещалось в носовой части фюзеляжа. Курсовой приемник представлял собой ультракоротковолновый приемник супергетеродинного типа, который работал на шести фиксированных частотах (108,3; 108,7; 109,1; 109,5; 109,9; 110,3 МГц). Глиссадный приемник также являлся приемником супергетеродинного типа, но работал он на трех фиксированных частотах (332,6; 333,8 и 335 МГц). На приборной панели в кабине летчика устанавливался прибор ПСП-48, вертикальная стрелка которого указывала курс, а горизонтальная стрелка- глиссаду.
Что же касается маркерного приемника МРП-48 "Дятел", то он предназначался для приема УКВ сигнала маркерных радиомаяков и определения момента пролета над ними. Работал приемник в диапазоне частот от 65 до 80 МГц. Рабочая частота по умолчанию составляла 75 МГц. Он имел внутрифюзеляжную антенну, которая находилась в нижней части фюзеляжа на уровне между шпангоутами № 17а и 18.
Радиодальномер СД-1 также являлся средством ближней навигации и слепой посадки самолета. Он предназначался для указания дальности до аэродрома посадки, обеспечения вождения самолета вокруг аэродрома и указания точки приземления при полете по посадочному курсу. В комплект дальномера входили: передатчик, приемник, указатель, щиток управления, приемная и передающая антенны. Работал дальномер во взаимодействии с наземным маяком-ретранслятором. Максимальная дальность действия устройства, при полете на высоте 5000 метров, могла достигать 150 км и примерно 80 км при полете на высоте 1000 метров. На высотах выше 6000 метров его работа автоматически прекращалась. Общая скелетная схема дальномера приведена на скриншоте ниже.
Аппаратура опознавания.
Аппаратура автономной системы опознавания предназначалась для определения государственной принадлежности самолета. Если говорить по простому- это система "свой-чужой", с помощью которой можно было отличить свои самолеты от самолетов противника. Это была наиболее секретная часть радиоэлектронного оборудования. Она состояла из запросчика и ответчика. Примерный принцип действия системы были следующий. Запросчик осуществлял излучение высокочастотных импульсов. Ответчик же, в свою очередь, должен был принять их и в автоматическом режиме передать запросчику закодированный ответный сигнал. После чего происходила его обработка и определялась принадлежность самолета и высчитывалось расстояние до него. На бомбардировщике Ил-28 (базовых модификаций) устанавливался только ответчик этой системы. Разведывательная модификация Ил-28Р оснащалась как запросчиком, так и ответчиком. Ответчиком системы являлась радиолокационная станция типа "Барий-М". Работала она в метровом диапазоне и взаимодействовала с самолетным запросчиком типа "Магний-М", корабельным запросчиком "Факел" и наземным запросчиком "Магний-З". Полный комплект изделия "Барий-М" на самолете Ил-28 состоял из следующих основных элементов:
- Щиток управления;
- Антенна;
- Приемо-передатчик с блоком питания;
- Инерционный замыкатель;
- Кнопка взрыва.
Скелетная схема основных элементов ответчика приведена на скриншоте ниже. Дальность действия станции составляла примерно 50 км при работе с самолетным запросчиком и около 120 км при взаимодействии с наземным. Потребляемая мощность от бортовой сети самолета была не более 140 Вт. Питание приемо-передатчика осуществлялось от умформера 2ПП-40, который преобразовывал постоянный ток малого напряжения в постоянный ток высокого напряжения.
На самолете Ил-28 приемо-передатчик устанавливался в задней части фюзеляжа на уровне между 39-ым и 40-м шпангоутом. Антенна же располагался в нижней части фюзеляжа, между 40-м и 41-м шпангоутами. Щиток управления находился в кабине летчика. Стоит отметить, что была реализована система уничтожения оборудования, которая могла быть применена в случае потери самолета над территорией противника. Активировать ее мог сам летчик с помощью специальной кнопки. Кроме того подрыв мог быть осуществлен и в автоматическом режиме. Для этого применялся инерционный замыкатель, который срабатывал при сильном ударе самолета о горизонтальную плоскость. Общий вид комплекта станции "Барий-М" (но на примере его установки в бомбардировщик Ту-4) приведен на скриншоте ниже.
Радиолокационный бомбардировочный прицел ПСБНМ мы впоследствии рассмотрим при обзоре системы вооружения.
С предыдущей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).
При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://russianarms.su/, https://aviarestorer.ru/, https://www.goodfon.ru/, https://ru.wikipedia.org/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ил-28 под редакцией Д. П. Солоухина, Альбом основных видов, чертежей и схем самолета Ил-28, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ту-14 под редакцией Д. П. Солоухина, Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию самолета Ил-28 с двигателями ВК-1 1953 год, книга М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники, Техническое описание самолета Ту-4 под редакцией Д. П. Солоухина, Описание и инструкция УКВ маркерного радиоприемного устройства типа МРП-48-П.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).