Найти в Дзене
Авиационное обозрение

Какое радиооборудование применялось на фронтовом бомбардировщике Ил-28? Часть третья.

Оглавление

Добрый день. Завершим сегодня рассмотрение основного состава радиооборудования фронтового бомбардировщика Ил-28. В предыдущей публикации по этой теме было рассказано про используемые связные и командные радиостанции (РСУ-5 и РСБ-5), а также о самолетном-переговорном устройстве СПУ-5. Ссылка на нее будет приведена в конце текущей статьи. Сейчас же речь пойдет про аппаратуру опознавания и систему слепой посадки. Также будут планироваться отдельные более подробные публикации по некоторым элементам описываемых ниже систем. К примеру по маркерному радиоприемному устройству и т. д.

Рисунок самолета Ил-28. Источник: https://www.goodfon.ru/
Рисунок самолета Ил-28. Источник: https://www.goodfon.ru/

Система слепой посадки.

На Ил-28 (а также на бомбардировщике Ту-14 и многих других самолетах того времени) применялась радиолокационная система слепой посадки СП-50 "Материк". Предназначалась она для посадки самолетов в условиях плохой видимости. Данная система состояла как из наземного, так и самолетного оборудования. В состав самолетного оборудования входили следующие основные элементы: маркерный приемник, курсовой приемник, глиссадный приемник, щиток управления, антенна глиссадная и курсовая, внутрифюзеляжная антенна маркерного приемника, двухстрелочный индикатор ПСП-48, самолетный дальномер типа СД-1 и т. д. Общая скелетная схема системы (для самолета Ил-28) приведена на скриншоте ниже.

Скелетная схема системы слепой посадки "Материк".
Скелетная схема системы слепой посадки "Материк".

Основными изделиями этой системы являлись курсовой приемник КРП-Ф "Дрозд" и глиссадный приемник ГРП-2 "Дупель". Они осуществляли прием сигнала курсового и глиссадного маяка соответственно. Устанавливались приемники в фюзеляже по правому борту на уровне между шпангоутами № 18 и № 18б. Антенное устройство этих приемников размещалось в носовой части фюзеляжа. Курсовой приемник представлял собой ультракоротковолновый приемник супергетеродинного типа, который работал на шести фиксированных частотах (108,3; 108,7; 109,1; 109,5; 109,9; 110,3 МГц). Глиссадный приемник также являлся приемником супергетеродинного типа, но работал он на трех фиксированных частотах (332,6; 333,8 и 335 МГц). На приборной панели в кабине летчика устанавливался прибор ПСП-48, вертикальная стрелка которого указывала курс, а горизонтальная стрелка- глиссаду.

Индикатор прибора слепой посадки ПСП-48. Источник: https://ru.wikipedia.org/
Индикатор прибора слепой посадки ПСП-48. Источник: https://ru.wikipedia.org/

Что же касается маркерного приемника МРП-48 "Дятел", то он предназначался для приема УКВ сигнала маркерных радиомаяков и определения момента пролета над ними. Работал приемник в диапазоне частот от 65 до 80 МГц. Рабочая частота по умолчанию составляла 75 МГц. Он имел внутрифюзеляжную антенну, которая находилась в нижней части фюзеляжа на уровне между шпангоутами № 17а и 18.

Общий вид маркерного приемника МРП-48.
Общий вид маркерного приемника МРП-48.

Радиодальномер СД-1 также являлся средством ближней навигации и слепой посадки самолета. Он предназначался для указания дальности до аэродрома посадки, обеспечения вождения самолета вокруг аэродрома и указания точки приземления при полете по посадочному курсу. В комплект дальномера входили: передатчик, приемник, указатель, щиток управления, приемная и передающая антенны. Работал дальномер во взаимодействии с наземным маяком-ретранслятором. Максимальная дальность действия устройства, при полете на высоте 5000 метров, могла достигать 150 км и примерно 80 км при полете на высоте 1000 метров. На высотах выше 6000 метров его работа автоматически прекращалась. Общая скелетная схема дальномера приведена на скриншоте ниже.

Скелетная схема радиодальномера СД-1.
Скелетная схема радиодальномера СД-1.

Аппаратура опознавания.

Аппаратура автономной системы опознавания предназначалась для определения государственной принадлежности самолета. Если говорить по простому- это система "свой-чужой", с помощью которой можно было отличить свои самолеты от самолетов противника. Это была наиболее секретная часть радиоэлектронного оборудования. Она состояла из запросчика и ответчика. Примерный принцип действия системы были следующий. Запросчик осуществлял излучение высокочастотных импульсов. Ответчик же, в свою очередь, должен был принять их и в автоматическом режиме передать запросчику закодированный ответный сигнал. После чего происходила его обработка и определялась принадлежность самолета и высчитывалось расстояние до него. На бомбардировщике Ил-28 (базовых модификаций) устанавливался только ответчик этой системы. Разведывательная модификация Ил-28Р оснащалась как запросчиком, так и ответчиком. Ответчиком системы являлась радиолокационная станция типа "Барий-М". Работала она в метровом диапазоне и взаимодействовала с самолетным запросчиком типа "Магний-М", корабельным запросчиком "Факел" и наземным запросчиком "Магний-З". Полный комплект изделия "Барий-М" на самолете Ил-28 состоял из следующих основных элементов:

  • Щиток управления;
  • Антенна;
  • Приемо-передатчик с блоком питания;
  • Инерционный замыкатель;
  • Кнопка взрыва.

Скелетная схема основных элементов ответчика приведена на скриншоте ниже. Дальность действия станции составляла примерно 50 км при работе с самолетным запросчиком и около 120 км при взаимодействии с наземным. Потребляемая мощность от бортовой сети самолета была не более 140 Вт. Питание приемо-передатчика осуществлялось от умформера 2ПП-40, который преобразовывал постоянный ток малого напряжения в постоянный ток высокого напряжения.

Комплектовочная схема ответчика "Барий-М" на самолете Ил-28.
Комплектовочная схема ответчика "Барий-М" на самолете Ил-28.

На самолете Ил-28 приемо-передатчик устанавливался в задней части фюзеляжа на уровне между 39-ым и 40-м шпангоутом. Антенна же располагался в нижней части фюзеляжа, между 40-м и 41-м шпангоутами. Щиток управления находился в кабине летчика. Стоит отметить, что была реализована система уничтожения оборудования, которая могла быть применена в случае потери самолета над территорией противника. Активировать ее мог сам летчик с помощью специальной кнопки. Кроме того подрыв мог быть осуществлен и в автоматическом режиме. Для этого применялся инерционный замыкатель, который срабатывал при сильном ударе самолета о горизонтальную плоскость. Общий вид комплекта станции "Барий-М" (но на примере его установки в бомбардировщик Ту-4) приведен на скриншоте ниже.

Комплект станции "Барий-М" на бомбардировщике Ту-4.
Комплект станции "Барий-М" на бомбардировщике Ту-4.

Радиолокационный бомбардировочный прицел ПСБНМ мы впоследствии рассмотрим при обзоре системы вооружения.

С предыдущей частью обзора можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью).

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://russianarms.su/, https://aviarestorer.ru/, https://www.goodfon.ru/, https://ru.wikipedia.org/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ил-28 под редакцией Д. П. Солоухина, Альбом основных видов, чертежей и схем самолета Ил-28, книга (четыре тома) Техническое описание самолета Ту-14 под редакцией Д. П. Солоухина, Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию самолета Ил-28 с двигателями ВК-1 1953 год, книга М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники, Техническое описание самолета Ту-4 под редакцией Д. П. Солоухина, Описание и инструкция УКВ маркерного радиоприемного устройства типа МРП-48-П.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций. Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на публикацию).