Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что мы ели и как одевались на арабских ракетных катерах

Впервые с нашими военными в иностранной форме я столкнулся в Сирии в 1973 году, когда мы пригнали туда катер буквально через несколько дней после "войны судного дня". Это были наши военно-морские советники, уж не знаю, в каких званиях и должностях. В зелёной полевой униформе, с пистолетами на поясах, только на погонах у них никаких знаков различия не было. Оно и понятно, хотя форма и сирийская, сирийских званий они не имели, а советские погоны не присобачишь. Один из них довольно строго сделал мне замечание, почему я без головного убора, который где-то оставил в запарке передачи имущества и технических средств. Сирийцами-то не покомандуешь, а больше никого под рукой нет и вот наконец-то появилась возможность кого-то построить.

На снимке наш катер уже под сирийским флагом:

Можно разглядеть, что личный состав в зелёной униформе. Вообще, это распространённая практика во многих странах, специального рабочего платья нет.

До спуска советского флага мы ходили в советской форме, а сразу после спуска переодевались в гражданское и убывали на родину. Один раз на буксире, нас притащившем, а другой на военно-транспортном "Антее". Что сирийцы ели на борту, я не знаю.

Перед полётом в Ирак, коротая время в Москве, зашли в ГУМ. Там мне понравились брюки из лёгкой хлопчатой ткани такого оливково-зелёного цвета. Но была уже осень, мы в плащах, париться с примеркой, раздеванием, одеванием не захотел, просто назвал размер продавщице и получил их в свёрнутом виде. Надел впервые уже в Умм-Касре, сели как влитые, но было одно маленькое но. Шов от ширинки и до половины задницы разошёлся немедленно, заводской брак. Ну, нам ли быть в печали? Взял иголку с ниткой и прошёлся двойным, делов-то.

Штанцы эти отслужили мне честно все полгода, так и оставил их в домике, уезжая. Не сильно отличались по цвету от униформы матросов и сержантов. Офицеры же их ходили в тёмно-синей морской. У личного состава тоже такая есть, это как наша форма 3. Но надевали они её исключительно редко.

А верхняя половина у меня была гражданская рубашка, когда наступила зима, в том виде, как она там бывает, пришлось надевать свитерок. Вскоре я купил настоящий американский джинсовый костюм Lee, но надевал его только при поездках в Басру.

Я уже писал, что рабочий день для нас кончался по желанию арабов в 13 часов, дальше у них были свои дела, в том числе и еда. Однако во время длительных выходов в море получали и мы свою порцию. Хлеб там разных видов, или лепёшки в виде тонкого лаваша под названием хубус, или такие хлебцы, формой напоминающие наши французские булки, но без надреза и чуть поменьше по размеру, называвшиеся самун. Они выпекались или из белой муки или чего-то наподобие ржаной. Это всё завозилось с берега. А основное блюдо - нечто вроде плова, но не плов, потому что было много коричневого цвета подливы, всё достаточно острое. Ну и чай. Кстати, нигде за границей кофе попробовать не пришлось, возможно потому, что это были бывшие английские колонии. Хотя и в Алжире тоже пили чай.

Всё заходило вполне приемлемо, да я вообще в еде неприхотлив. Процесс происходил так. Конечно, на ходу питаются по сменам, поэтому коки выставляли в штормовой коридор из камбуза противни с этим харчем и алюминиевые тарелки. Ели в основном тут же, в штормовом коридоре, практически все ложками, но находились и те, кто подгребал рис хубусом и так отправлял в рот.

Камбуз на катере крохотный, еле размещается электроплита ПКЭ-25

-2

О её размерах можно судить по этим кастрюлям, их диаметр сантиметров 30 примерно. Кастрюли непростые, на снимке видна только половина, а вторая половина утоплена в гнездо, чтобы не слететь с плиты во время качки и вытянута по вертикали, чтобы не выплёскивалось содержимое. В нижней части духовка, виден противень между кастрюлями

-3

Кроме небольшого рабочего стола и раковины больше ничего там не было, ещё две дверцы в холодильные камеры и полки для посуды.

Примерно такая же картина была и в Йемене, даже рис готовился подобным образом. Только чаще выдавались таиландские рыбные консервы вместо мяса. И хлеб был другой. Ну типа наших буханок, только поперечным сечением сантиметров 5Х5, длина пожалуй такая же, но был он довольно невкусный. Да голод не тётка.

Матросы тут больше одевались в светло-синие комбинезоны, а сержанты и офицеры ходили в наших кремовых рубашках с короткими рукавами и йеменскими погонами, и чёрных брюках неизвестного происхождения. Ну, и мы поснимали погоны, я ещё отпорол крепления для погон, и ходили подобным же образом. Только брюки на этот раз у меня были серо-голубого цвета. Головные уборы не носили вообще. Вот я в таком виде, во время захода катера в город Мукаллу во время учений:

-4

Сейчас для интереса заглянул, как выглядит Мукалла теперь, только цветность убрал. Это мой снимок 1983 года:

-5

А это современный:

-6

В Алжире тоже ходили на базу и в море полностью в гражданском, но с питанием здесь дело было поставлено по-другому. Рабочий день был до 16 часов. Когда первый раз наступил обеденный перерыв, мы ушли на край причала, чтобы не мозолить глаза. Однако прибежал сержант и сказал, что командир приглашает к столу . Оказалось, что нас поставили на довольствие в полном составе экипажа, разумеется, только на обед.

Еда была практически европейская во французском варианте. Даже артишоки несколько раз были, дрянь, по-моему. А так суп какой-нибудь, на второе рис или макароны, в качестве мяса в основном была жареная курятина, иногда пили молоко, но в основном на третье были апельсины, этого добра там немеряно. Хлеб - обычно свежие багеты или их вариант большего диаметра - гран.

Надо сказать, что у нас, когда катера в базе, личный состав питается в береговых столовых, на борту пищу не готовят. У арабов же подобные столовые отсутствуют, еда только на катере. Наши холодильные камеры были довольно паршивого качества, так что в Йемене, например, почти сразу рядом с камбузом установили морозильный ларь горизонтального типа. Вот насчёт Алжира не помню.

Местную военную форму я получил только в Ливии, полный комплект. Хотя работал в учебном центре и в море не выходил. До сих пор ещё иногда надеваю за город куртку. Всё остальное давно износилось, несмотря на хорошее качество. Так и времени сколько прошло. Эх, время, время...

Ещё про еду

Как наши моряки в Алжире кабана съели

Как мы жили в ливийском Ша́рике. Хлеб насущный, болячки и другие проблемы

........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь