Владелец крупнейшего в мире ледокольного флота "Росморпорт" рассматривает различные пути обновления устаревающих ледоколов. Среди вариантов – замена ледоколов на более дешёвые ледокольные буксиры.
О том, что на смену подлежащим списанию устаревающим портовым ледоколам в перспективе могут прийти ледокольные буксиры, рассказал в ходе конференции на выставке "Нева-2021" начальник управления эксплуатации флота ФГУП "Росморпорт" Владимир Виноградов.
С экономической точки зрения буксиры выгоднее ледоколов как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации в легких ледовых условиях. По заказу "Росморпорта" "Крыловским государственным научным центром" был проведен анализ, который показал, что для обеспечения круглогодичной эксплуатации портов Балтийского и Белого морей часть ледокольных функций может быть передана ледокольным буксирам. При этом буксиры должны иметь ледовый класс не ниже Arc5.
Примером такого буксира является построенный в этом году на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе буксир "Помор" проекта ASD 3413 Ice. До конца сентября буксир должен быть введен в эксплуатацию. По результатам работы в предстоящую зимнюю навигацию будет рассматриваться вопрос о замене такими буксирами ледоколов проекта 97А.
Проект 97 был разработан в ЦКБ "Айсберг". По девяти модификациям проекта в период с 1960 по 1981 годы на Адмиралтейском заводе было построено 32 ледокола для различных заказчиков, включая ВМФ и Пограничные войска.
Несколько ледоколов до сих пор работают в составе флота "Росморпорта". Это "Иван Крузенштерн" (построен в 1964 году) и "Юрий Лисянский" (1965 год).
По данным разработчика проекта, ледокол проекта 97 имеет следующие технические характеристики:
- длина – 67,7 м;
- ширина – 18 м;
- осадка – 6 м;
- водоизмещение – 2935 т;
- скорость хода – 15 узлов;
- мощность энергоустановки – 4 МВт.
Кандидатом на замену проекту 97 является проект ASD 3413, разработанный голландским судостроительным концерном Damen.
Буксир проекта 3413 предназначен для причаливания/отчаливания судов в портах и терминалах СПГ, сопровождения, прибрежной и морской буксировки, постановки якорей и буев, ледокольных и спасательных работ.
Судно имеет следующие основные характеристики:
- длина – 34,45 м;
- ширина – 12,5 м;
- осадка – 6,3-7,1 м;
- водоизмещение – 1100 т.
В зависимости от выбранного ледового класса (от Arc4 до Arc6) разработчик проекта предлагает энергоустановки мощностью от 4,8 МВт до 7,4 МВт.
Пока что буксиры рассматриваются в качестве замены портовых ледоколов на Северо-Западе. Понятно, что мощные линейные ледоколы буксиры заменить не смогут. Хотя, как показывает история "Виктора Черномырдина", и большим ледоколам в последнее время найти работу становится не просто.