Найти в Дзене
com-drive

Спецтрактора для виноградников – дивные решения вопреки всему

В 1970 году Кишиневский тракторный завод (КТЗ) решил, что пора бы обновить свой виноградоводческий трактор Т-54В. Машина выпускалась с 1967 года, и уже на старте производства имела не слишком просторную кабину. А спустя три года она и вовсе стала казаться маленькой.

За помощью, как водится обратились в БФ ВНИИТЭ. Тем более, что линейку тракторов предполагалось расширить, добавив к «виноградному» Т-54В еще и «свекольный» Т-54С. Первый должен был работать на междурядьях шириной 1,5 метра и более, а второй там, где междурядья были 0,45 и 0,6 метра.

Вот так выглядел Т-54В выпускавшийся с 1967 года
Вот так выглядел Т-54В выпускавшийся с 1967 года

В принципе, с опытом минчан создать новую кабину было делом не сложным. В плане генерирования интересных идей и грамотного сочетания красоты и функциональности БФ ВНИИТЭ к тому моменту мог соперничать и с автомобильными КБ. Однако, с кишиневским трактором все было не так просто.

Прототип Т-54С образца 1970 года
Прототип Т-54С образца 1970 года

По техзаданию необходимо было не просто создать новую кабину, но и посадить ее на ходовую без каких-либо изменений последней. Кроме того, кабина должна была состоять из деталей, которые изготавливались бы без вытяжных штампов. По факту, нужно было с минимумом усилий для производства создать максимум удобства для тракториста.

Более того, требовалось, чтобы кабина была съемной. Но при этом сиденья, органы управления и панель приборов должны были оставаться на тракторе. В общем, не кабина, в полном понимании этого слова, а надстройка над механизатором.

В принципе, что именно кишиневцы имел ввиду, они показали на своем прототипе. Вариант от КТЗ выглядел настолько примитивно, что минчане были просто в шоке. Еще бы, они везде старались увидеть эстетику, а тут просто сваренные вместе плоские листы железа в которых прорублены дырки для таких же плоских окон.

Попытка доработать прототип с минимумом затрат. На капоте уже индекс Т-70С
Попытка доработать прототип с минимумом затрат. На капоте уже индекс Т-70С

Впрочем, быстро выяснилось, что примитивная внешность – это только цветочки. Ягодки оказались внутри – организация рабочего пространства была… Да ее просто не было. Так, хаотично разбросанные по кабине рычаги и педали, с помощью которых тракторист должен был попытаться управлять машиной.

Организация рабочего пространства в Т-54С
Организация рабочего пространства в Т-54С

Именно «попытаться», потому как после «примерки» механизатора ростом 175 см на рабочем месте, в отчете появились записи типа: «рукоятки рычагов бортовых фрикционов находятся вне оптимальной и максимальной зон», «рычаг переключения передач в переднем положении находится в непосредственной близости от пульта приборов, что может привести к травмированию кисти», «рычаг гидросистемы значительно удален от максимальной зоны досягаемости» и дальше в том же духе.

Организация рабочего пространства в ДТ-75М в виде примера, как надо делать
Организация рабочего пространства в ДТ-75М в виде примера, как надо делать

Выдохнув, БФ ВНИИТЭ взялся за работу.

Для начала попытались что-то сделать с высотой кабины, из-за которой трактор смотрелся совсем уж несуразно. Так как опустить ее вниз было невозможно из-за размещения под ней топливного бака и емкостей гидросистемы, то «понизить» машину попытались визуально. Иная форма крыши позволила немного изменить восприятие, хотя пол остался на прежней высоте – 1200 мм от земли.

Эскиз свекловодческого трактора. На капоте он уже обозначен как «Молдова Т-70С»
Эскиз свекловодческого трактора. На капоте он уже обозначен как «Молдова Т-70С»

Затем принялись за «рубленные» формы. Везде, где это было возможно появились скругления. Лобовое стекло избавилось от сложной формы, а боковые были продлены до пола и получили скос, для обеспечения более плавного перехода к дверному окну. Боковые и центральную стойки предлагалось сделать максимально тонкими для улучшения обзора.

Попутно был предложен и иной капот, позволяющий добиться хоть какого-то стилистического единства нижней и верхней части трактора.

Вслед за экстерьером, белорусы занялись и эргономикой. В рамках дозволенного (не забываем про жесткие ограничения) было переделано все, что можно. Рычаги были удлинены и согнуты так, чтобы ими было удобно работать. Появилась защита лобового и боковых стекол от соскальзывания ноги механизатора с педалей. Даже формы рукояток рычагов управления фрикционами предлагалось сделать не круглыми, а треугольными, как наиболее соответствующие анатомии человеческих рук.

Попутно под пол были упрятаны все тяги к рычагам управления, а приборная панель была перекомпонована и получила декоративный кожух, скрывавший идущие к ней провода.

Так же были предусмотрены места для крепления в кабине термоса, огнетушителя и аптечки.

Несмотря на то, что задачей БФ ВНИИТЭ стояла лишь проработка новой кабины на уровне эскизов, объем работ оказался впечатляющим. Даже требование максимальной унификации двух вариантов удалось соблюсти. По факту, от исходника оставались лишь общие черты, а кабина в реальности была совсем другой.

Как минимум по одному экземпляру тракторов с внесенными в конструкцию изменениями в соответствии с рекомендациями института было изготовлено. Правда, непонятно кем именно была выполнена работа и насколько изменился интерьер кабины.

Просто к сведению, заметим, что на самом деле вопросов к кишиневским тракторам еще много. Потому как в отчетах указано, что прототипы сделал именно КТЗ, но в архивах МТЗ встречались фотографии тракторов, обозначенных как 81.5, визуально являющихся ничем иным, как вариантами Т-54В и Т-54С как раз с опытными кабинами…

До серии добралась лишь часть рекомендаций БФ ВНИИТЭ и трактор уже назывался Т-70
До серии добралась лишь часть рекомендаций БФ ВНИИТЭ и трактор уже назывался Т-70

Если вы решили, что это все, что сегодня будет рассказано о несуразно Т-54, то ошибаетесь. «Вишенкой на торте» является трактор Т-54Д.

Портальный трактор Т-54Д исследовался специалистами БФ ВНИИТЭ в 1974 году. Машина представляла собой оригинальную конструкцию из двух силовых установок, объединенных в единое целое и имевших одну кабину управления. По сути, это было два одногусеничных трактора, управление которыми было сгруппировано в одном месте.

Опытный образец портального трактора Т-54Д в работе
Опытный образец портального трактора Т-54Д в работе

Как следствие в кабине пришлось разместить удвоенное количество рычагов: управление подачей топлива, управление задним ВОМ, переключение передач. В общей сложности тракторист должен был справляться с 12 (двенадцатью!) основными органами управления.

Более того, часть из них, к примеру рычаги управления подачей топлива требовали от механизатора не просто постоянного внимания, но и акробатических навыков – в одной руке нужно было держать сразу два круглых набалдашника разнесенных друг от друга на 7 см. А ведь именно ими регулировалось направление движения трактора, так как корректировка курса в Т-54Д осуществлялась подачей топлива на правую или левую моторную установку.

И таких проблем с управлением было много.

Определение обзорности Т-54Д
Определение обзорности Т-54Д

Не лучше обстояли дела и с обзорностью Т-54Д. Уверенная работа трактора могла осуществляться только пока кусты винограда были маленькими. Как только они разрастались, начинались вопросы. По-хорошему, специалисты рекомендовали установить кабину над порталом – только так можно было обеспечить действительно хороший обзор.

-15

Предсказуемо, что эксперименты с портальным трактором закончились ничем. Перечень рекомендаций выданных БФ ВНИИТЭ, по сути, требовал не только создания новой кабины, но и применения совершенно других принципов управления машиной. Так что Т-54Д так и остался всего лишь забавной идеей заставляющей застыть в изумлении…