Найти тему

Как я нашел советские тракторы в Хорватии. И не только их...

Путешествуя несколько лет назад по Хорватии, я, как человек неравнодушный к истории техники, не мог обойти вниманием одну местную достопримечательность – музей Traktor story, разместившийся неподалеку от древнего города Пореч, что на полуострове Истрия. О существовании первого и единственного в Хорватии тракторного музея мне довелось узнать несколькими годами ранее из рекламной листовки туристической компании. К сожалению, информация о нем была крайне скудная, абсолютно никак не зацепившая. Некоторое время спустя я наткнулся на сайт музея в Интернете, после чего было принято решение при первой же возможности непременно посетить Traktor story, что и было мною сделано.

Совершив непродолжительную поездку на автобусе от Пореча до деревни Нова Вас, примерно с километр иду пешком в сторону еще одной тамошней достопримечательности – пещеры Баредине. И вот за очередным поворотом показался брутального вида железный "монстр" – итальянский дорожный каток Bubba 30-х годов прошлого века. Чуть поодаль монстрик поменьше – трехколесный трактор. Значит, я на правильном пути. Знакомлюсь с владельцем музея Traktor story Сильвио Леговичем, любезно выступившим в роли экскурсовода.

Каток Bubba UR 12 сделан в Италии. На нем установлен одноцилиндровый нефтяной двигатель с запальной головкой мощностью 35 л.с. В 30-х годах прошлого века его использовали при создании первой асфальтовой дороги в Истрии: Триест – Пула (тогда Истрия входила в состав Италии)
Каток Bubba UR 12 сделан в Италии. На нем установлен одноцилиндровый нефтяной двигатель с запальной головкой мощностью 35 л.с. В 30-х годах прошлого века его использовали при создании первой асфальтовой дороги в Истрии: Триест – Пула (тогда Истрия входила в состав Италии)
-3
Указатель на музей Traktor story. Мимо не пройдешь
Указатель на музей Traktor story. Мимо не пройдешь

Музей открыл свои двери для посетителей в 2010 году, однако формирование его экспозиции началось задолго до этого – 15-ю годами ранее. Первым в коллекции Сильвио Леговича стал трактор Fordson 1923 года выпуска, обнаруженный в одной из окрестных деревень. За прошедшие полтора десятилетия заядлый коллекционер старой техники собрал порядка 50 экземпляров тракторов, а также всевозможные молотилки и прочие машины и механизмы, работавшие в тогдашней Югославии.

Значительную часть тракторной экспозиции составляют колесные машины небольшой мощности, выпущенные различными западными фирмами.

Трактор Fordson F без преувеличения можно назвать легендой мирового тракторостроения. Для своего времени это была самая массовая модель, получившая широкое распространение в мире. С этого трактора начиналась тракторная промышленность в СССР. Революционной была конструкция Fordson’а. Впервые в мировом тракторостроении трактор не имел классической рамы – несущей конструкцией являлся жесткий моноблок, объединявший в себе корпусы двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. Это позволило снизить собственный вес трактора и более рационально использовать мощность двигателя. Экземпляр, представленный в музее, изготовлен в Ирландии в 1923 году. Он имеет керосиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 20 л.с. Масса трактора – 1320 кг. В эксплуатации находился вплоть до 1971 года в одной из окрестных деревень
Трактор Fordson F без преувеличения можно назвать легендой мирового тракторостроения. Для своего времени это была самая массовая модель, получившая широкое распространение в мире. С этого трактора начиналась тракторная промышленность в СССР. Революционной была конструкция Fordson’а. Впервые в мировом тракторостроении трактор не имел классической рамы – несущей конструкцией являлся жесткий моноблок, объединявший в себе корпусы двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста. Это позволило снизить собственный вес трактора и более рационально использовать мощность двигателя. Экземпляр, представленный в музее, изготовлен в Ирландии в 1923 году. Он имеет керосиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 20 л.с. Масса трактора – 1320 кг. В эксплуатации находился вплоть до 1971 года в одной из окрестных деревень
Более поздняя версия трактора, выпускавшегося компанией Генри Форда, – Fordson N. Его приводил керосиновый 4-цилиндровый мотор мощностью 21 л.с. Масса трактора – 1630 кг. Данный экземпляр выпущен в Англии в 1929 году
Более поздняя версия трактора, выпускавшегося компанией Генри Форда, – Fordson N. Его приводил керосиновый 4-цилиндровый мотор мощностью 21 л.с. Масса трактора – 1630 кг. Данный экземпляр выпущен в Англии в 1929 году
Ровесник первого Fordson’а – американский McCormick 15/30. Год выпуска – 1924. На нем стоит керосиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с. Масса трактора – 3040 кг
Ровесник первого Fordson’а – американский McCormick 15/30. Год выпуска – 1924. На нем стоит керосиновый 4-цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с. Масса трактора – 3040 кг
Трактор Kramer K12 произведен в Германии в 1937 году. Он имеет 1-цилиндровый дизельный двигатель 12 л.с. Масса трактора – 1310 кг
Трактор Kramer K12 произведен в Германии в 1937 году. Он имеет 1-цилиндровый дизельный двигатель 12 л.с. Масса трактора – 1310 кг
Трактор Deutz F2M315 тоже родом из Германии. Выпущен в 1940 году. Его приводит 2-цилиндровый дизель мощностью 28 л.с. Масса трактора – 2475 кг
Трактор Deutz F2M315 тоже родом из Германии. Выпущен в 1940 году. Его приводит 2-цилиндровый дизель мощностью 28 л.с. Масса трактора – 2475 кг
Итальянский трактор Fiat 600 C образца 1948 года представляет собой типичный образец дизайна тех лет. Он имеет привод от керосинового 4-цилиндрового двигателя мощностью 18 л.с. Масса трактора – 1380 кг
Итальянский трактор Fiat 600 C образца 1948 года представляет собой типичный образец дизайна тех лет. Он имеет привод от керосинового 4-цилиндрового двигателя мощностью 18 л.с. Масса трактора – 1380 кг
Трактор Steyr D180 выпущен в 1948 году в Австрии. Его «сердце» – 2-цилиндровый дизель мощностью 26 л.с. Масса трактора – 1850 кг
Трактор Steyr D180 выпущен в 1948 году в Австрии. Его «сердце» – 2-цилиндровый дизель мощностью 26 л.с. Масса трактора – 1850 кг
Трактор Hanomag R12 – представитель поколения 50-х годов. Изготовлен в Германии в 1954 году. Имеет массу всего 800 кг. Оснащен 1-цилиндровым 12-сильным дизельным двигателем
Трактор Hanomag R12 – представитель поколения 50-х годов. Изготовлен в Германии в 1954 году. Имеет массу всего 800 кг. Оснащен 1-цилиндровым 12-сильным дизельным двигателем
Трактор MAN Ackerdiesel AS 440. Производился в Германии с 1950-го по 1955 год. На нем установлен 4-цилиндровый дизель мощностью 40 л.с. Масса трактора – 1870 кг
Трактор MAN Ackerdiesel AS 440. Производился в Германии с 1950-го по 1955 год. На нем установлен 4-цилиндровый дизель мощностью 40 л.с. Масса трактора – 1870 кг
Трактор Porsche L 319 выпущен в Германии в 1960 году. Его приводит дизельный 3-цилиндровый мощностью 40 л.с. Масса трактора – 2030 кг
Трактор Porsche L 319 выпущен в Германии в 1960 году. Его приводит дизельный 3-цилиндровый мощностью 40 л.с. Масса трактора – 2030 кг
Итальянский трактор Ferrari MC-60 образца 1964 года
Итальянский трактор Ferrari MC-60 образца 1964 года

Изобилие малых тракторов характеризует особенность сельского хозяйства Югославии времен социализма – несмотря на коммунистическую ориентацию руководства СФРЮ, в стране к 1975 году 84% сельскохозяйственных земель находилось в собственности мелких крестьян-частников, которым для обработки своего небольшого земельного надела не требовались большие мощные тракторы. В свою очередь, преобладание западных марок свидетельствует о том, что в ту пору СФРЮ в большей степени экономически была связана со странами Запада, нежели с восточноевропейским блоком. Правда, с Советским Союзом (несмотря на периодически возникавшие противоречия) балканская держава тоже имела экономические узы. Что-то мы покупали у нее, что-то – она у нас. Например, тракторы. Парочка таких раритетов имеется в музейной экспозиции – это МТЗ-5 "Беларусь" и харьковский ДТ-20, они-то меня и зацепили прежде всего.

Легенда советского тракторостроения – трактор МТЗ-5М Беларусь. Этот экземпляр, выпущенный в 1958 году, первоначально работал на цементном заводе в хорватском городе Умаг. После закрытия завода трактор продолжил свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве, а затем назад стал достоянием коллекции Сильвио Леговича
Легенда советского тракторостроения – трактор МТЗ-5М Беларусь. Этот экземпляр, выпущенный в 1958 году, первоначально работал на цементном заводе в хорватском городе Умаг. После закрытия завода трактор продолжил свою трудовую деятельность в сельском хозяйстве, а затем назад стал достоянием коллекции Сильвио Леговича
-17
-18
Младший брат минского трактора – ДТ-20, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом. Он имеет дизельный двигатель мощностью 20 л.с., его масса составляет 1500 кг. Данный экземпляр изготовлен в 1966 году. Работал на полях близ хорватского города Ровинь. Кстати, когда господин Легович его отыскал с целью приобретения в музейную коллекцию, обнаружилось, что поблизости есть еще один ДТ-20
Младший брат минского трактора – ДТ-20, выпускавшийся Харьковским тракторным заводом. Он имеет дизельный двигатель мощностью 20 л.с., его масса составляет 1500 кг. Данный экземпляр изготовлен в 1966 году. Работал на полях близ хорватского города Ровинь. Кстати, когда господин Легович его отыскал с целью приобретения в музейную коллекцию, обнаружилось, что поблизости есть еще один ДТ-20
-20
-21
-22

Представляют интерес экспонаты, рассказывающие о тракторной промышленности Югославии. В первую очередь это пионер югославского тракторостроения – трактор Zadrugar (Кооператор). Производство Zadrugar’ов было начало в 1949 году на заводе Industrija motora Rakovica близ Белграда. В коллекции имеется модель 1955 года, оснащенная лицензионным дизельным двигателем Perkins (первоначально применялись карбюраторные двигатели).

Первый югославский трактор Zadrugar. Данный образец произведен в 1955 году. Он оснащен лицензионным 4-цилиндровым дизелем Perkins мощностью 42 л.с.
Первый югославский трактор Zadrugar. Данный образец произведен в 1955 году. Он оснащен лицензионным 4-цилиндровым дизелем Perkins мощностью 42 л.с.
А это самый маленький представитель югославского тракторостроения – Tomo Vinkoviс PE-18, выпускавшийся по итальянской лицензии Pasquali в Беловаре. Изготовлен в 1974 году. Мощность – 18 л.с.
А это самый маленький представитель югославского тракторостроения – Tomo Vinkoviс PE-18, выпускавшийся по итальянской лицензии Pasquali в Беловаре. Изготовлен в 1974 году. Мощность – 18 л.с.

Гусеничной тракторной техники в музее наперечет – это внушительных размеров военный тягач FAP и маленький, почти игрушечный, Fiat.

Гусеничный тягач FAP выпускался на югославском предприятии Fabrika automobila Priboj, известном грузовиками одноименной марки. Изначально он был создан для нужд Югославской народной армии, однако на гражданке ему тоже находилась работа. Такие тягачи применялись, например, на лесозаготовках. Он оснащен 6-цилиндровым дизелем мощностью 180 л.с.
Гусеничный тягач FAP выпускался на югославском предприятии Fabrika automobila Priboj, известном грузовиками одноименной марки. Изначально он был создан для нужд Югославской народной армии, однако на гражданке ему тоже находилась работа. Такие тягачи применялись, например, на лесозаготовках. Он оснащен 6-цилиндровым дизелем мощностью 180 л.с.
Гусеничный трактор Fiat
Гусеничный трактор Fiat

Кстати, не меньший интерес представляют отдельные экземпляры техники, не представленные на всеобщее обозрение, – одни ожидают реставрации, другие просто используются по своему прямому назначению хозяином музея. Чего только стоит мобильная камнедробилка, смонтированная на шасси первого югославского грузовика ТАМ Pionir 1957 года выпуска, являющегося лицензионной копией чехословацкого автомобиля Praga. А также раритетный грузовик Raba, выпускавшийся в Венгрии по лицензии MAN. Плюс несколько тракторов 50-60-х годов выпуска и отреставрированный чехословацкий мотоцикл марки CZ.

Эта машина, ожидающая реставрации, уникальна вдвойне. Во-первых, это первый югославский грузовик Pionir (Пионер), выпускавшийся на автозаводе ТАМ в городе Марибор по лицензии чехословацкого автомобиля Praga RN. Во-вторых, он имеет необычную надстройку – камнедробильную установку. Колесная база машины в значительной степени укорочена по сравнению со стандартной. Изменена компоновка подкапотного пространства – двигатель вместе с радиатором смещен назад к кабине, а между облицовкой радиатора и самим радиатором размещен внушительный бетонный противовес. Год выпуска этого уникума – 1957
Эта машина, ожидающая реставрации, уникальна вдвойне. Во-первых, это первый югославский грузовик Pionir (Пионер), выпускавшийся на автозаводе ТАМ в городе Марибор по лицензии чехословацкого автомобиля Praga RN. Во-вторых, он имеет необычную надстройку – камнедробильную установку. Колесная база машины в значительной степени укорочена по сравнению со стандартной. Изменена компоновка подкапотного пространства – двигатель вместе с радиатором смещен назад к кабине, а между облицовкой радиатора и самим радиатором размещен внушительный бетонный противовес. Год выпуска этого уникума – 1957
Узнаваемая эмблема завода ТАМ. Такая же стояла на автобусах, поставлявшихся в СССР
Узнаваемая эмблема завода ТАМ. Такая же стояла на автобусах, поставлявшихся в СССР
Грузовик Raba тоже давно вошел в разряд раритетов. Такие автомобили выпускали в Венгрии с начала 70-х годов по лицензии фирмы MAN
Грузовик Raba тоже давно вошел в разряд раритетов. Такие автомобили выпускали в Венгрии с начала 70-х годов по лицензии фирмы MAN
Чехословацкий мотоцикл CZ
Чехословацкий мотоцикл CZ

И это лишь некоторые экспонаты музея Traktor story. Если будете в Хорватии, обязательно посетите это место – не пожалеете.

На этом мои путешествия по бывшим странам социализма не заканчиваются. Увлекательные поиски продолжаются. Впереди вас ждет много интересного!

Поделитесь своим мнением.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, подписывайтесь на мой канал и порекомендуйте его друзьям.

ТАКЖЕ ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ЕЩЕ ОДИН РЕПОРТАЖ ИЗ БУДАПЕШТА: "Наш транспорт в Венгрии. Что мне довелось увидеть".

ЕЩЕ ИЗ БУДАПЕШТА: "Наши "Метеоры", "Восходы" и "Полесье" успешно работают в Венгрии. Съездил, показываю".

И ИЗ СЕРБИИ: "Наш транспорт в Сербии. Правда или миф?"

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО ПУБЛИКАЦИЙ О МОИХ ИНТЕРЕСНЫХ НАХОДКАХ (ССЫЛКИ АКТИВНЫ, ЖМИТЕ):

Случайно я нашел Клондайк раритетной техники времен СССР

Нашел сразу два редчайших МАЗ-200 в оригинальном состоянии

Обнаружил уникальный Урал-375 с брезентовой кабиной. Показываю

ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-695Н или как я съездил в Арзамас за экзотикой

Ту-134АК, выпущенный в 1986 году, до сих пор в строю. Я побывал на борту, показываю фотообзор

Такой УАЗик вы вряд ли видели!