Интересная фотография была опубликована в недавнем еженедельном коммерческом массовом издании «Мировая Авиация», в выпуске №158. На фото был изображен самолет Ан-14, принадлежащей ДОСААФ. Подпись к фото гласила следующее: «Большинство Ан-14 использовались местными авиакомпаниями под эгидой «Аэрофлота» и в интересах ВВС СССР, а часть машин принадлежала ДОСААФ (на фотографии)».
Да, действительно, Ан-14 непродолжительное время эксплуатировался в Аэрофлоте, много машин было в ВВС СССР, в качестве связных самолетов, часть самолетов летало в Министерстве авиационной промышленности (МАП), а вот про Ан-14 в ДОСААФе известно мало.
Мне известны лишь два случая применения таких самолетов в ДОСААФ. Первый в Вильнюсском аэроклубе ДОСААФ было два самолета Ан-14. По воспоминаниям очевидцев приблизительно в 1979 году одна «Пчелка» разбилась на взлете из-за отказа двигателя. Ан-14 совершал облет после замены двигателя. В этой катастрофе погиб заместитель председателя по авиации ЦК ДОСААФ Литвы П. Брундза. После этого второй Ан-14 был поставлен на прикол и больше не летал.
Второй известный мне случай, это эксплуатация самолета Ан-14 в Центральном Аэроклубе имени В.П. Чкалова. Бывший самолет ГосНИИ ГА СССР-81552 (заводской номер 500302) после испытаний так и остался в институте без дела. В эксплуатацию в Аэрофлот его не передали. И только при массовом выводе самолета из Аэрофлоту с последующей передачей в Военные летные училища, об этом самолете вспомнили вновь и передали его 23 июня 1970 года в ЦАК СССР.
Упоминаний и воспоминаний об его эксплуатации я так и не встретил. В ЦАК были самолеты по крупнее АН-14, такие как Ли-2, Ил-14 и даже Ан-24. Об эксплуатации Ан-14 в других аэроклубах я не встречал, но это не значит, что их там не было. Возможно все.
Вернемся к заглавной фотографии. На фотографии машина в бывшем Аэрофлотовском окрасе. Из всех самолетов Аэрофлота в ДОСААФ был передан лишь упомянутый выше Ан-14 СССР-81552 (заводской номер 500302). Фактов передачи самолетов из МАП в ДОСААФ не было зафиксировано. С большой вероятностью на заглавной фотографии может быть бывший самолет ГосНИИ ГА СССР-81552. А может и не быть...
Сомневаться в этом заставляет эмблема на самолете, заметно отличающая от эмблемы ЦАК.
Если у Вас есть какие-либо подробности об эксплуатации самолетов Ан-14 в ДОСААФ напишите мне. История эксплуатации самолета Ан-14 очень интересна и имеет большое количество белых пятен.
© Юрий Дорошенко