ПСАЛОМ-ПОКАЯНИЕ
Подзаголовок псалма утверждает, а Рим. 4:6-8 повторяет, что этот псалом написан Давидом. Он считается вторым из семи покаянных псалмов. Эти известные всем псалмы выражают чистосердечное раскаяние в содеянных грехах (6; 31; 37; 50; 101; 129; 142). Помимо исповедания греха с последующим прощением, он содержит элементы псалма-благодарения и наставления.
Псалом 31 особенно любим христианами всех веков за его уверение в том, что Бог прощает покаявшегося верующего. Прикованный к постели болезнью блаженный Августин перед смертью попросил написать этот псалом на стене возле кровати, чтобы иметь возможность читать его и утешаться им. Очевидно, в последние дни жизни этот псалом помогал ему размышлять о Божьей милости к тем, кто искренне обратился от греха к Богу.
Давид пишет, как он сам обрел Божью благодать после осознания своего греха. Фоном псалма служит прощение, которое Бог даровал Давиду после его греха с Вирсавией, приведшему ко лжи, убийству Урии и попыткам скрыть свои грехи в течение почти целого года. Упреки Нафана вонзились в сердце Давида жалом осознания своей греховности, глубокого сожаления и раскаяния. Бог снял с Давида вину, но меч насилия - последствие грехов - стал преследовать его дом.
Псалом 50, трогательная мольба о помиловании, был написан вскоре после того, как Нафан призвал Давида к покаянию, и, по всей видимости, появился раньше этого псалма. Псалом 31 Давид сочинил позже, когда, оглядываясь на все случившееся, размышлял о том, как Бог ответил ему. Возможно, он написал его для наставления и ободрения других, чтобы люди могли извлечь урок из его опыта.
В подзаголовке псалма также сказано, что это учение (маскил; см. Современный Перевод); этим словом обозначены тринадцать из 150 псалмов (31; 41; 43; 44; 51; 52; 53; 54; 73; 77; 87; 88; 141). Это слово, которое можно перевести еще “наставление, руководство”, свидетельствует о том, что псалом был написан в дидактических целях, то есть для научения, назидания, наставления.
Псалом раскрывает ту главную истину, что для получения связанных с прощением благословений необходимо покаяние. Давайте, исходя из псалма 31, рассмотрим плоды, которые дает раскаяние.
I. РАСКАЯНИЕ ПРИНОСИТ ПРОЩЕНИЕ (ст. 1, 2)
Первый великий плод раскаяния - это прощение наших грехов. Картина прощения, нарисованная Давидом, так прекрасна, что Павел воспользовался ею, чтобы показать, что Христос делает для нас в эпоху христианства (Рим. 4:7, 8).
«Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (ст. 1, 2).
Чтобы передать мысль о Божьем чудесном помиловании, Давид дважды употребляет слово “блажен”, трижды говорит о грехе и дает три описания прощения. Слово “блажен”, в древнееврейском оригинале имеющее форму эмфатического множественного числа, говорит о полном счастье того, кто получил Божье очищающее прикосновение.
Каким бы словом Давид ни назвал свою ошибку - “беззаконием”, “грехом” или чем-либо еще, Божья милость покрыла ее. “Беззаконие” - это преступление закона, нарушение верности или бунт, а “грех” - это промах, ошибка, а также нечестный, дурной поступок. Давид согрешил против Божьего закона, непреложного закона правды, и его душа нуждалась в очищении.
Бог “отпустил” его прегрешения, “покрыл” его грех и не “вменит” ему греха. Его грехи - были они против Бога или (и) человека, вольные или невольные, по оплошности или по злому умыслу - были стерты Богом. “Отпустить”- значит отослать, прогнать, простить; “покрыты” указывает на то, что Бог прячет их; “не вменит” предполагает, что Бог не выдвинет их против того, кто покаялся. Эти слова вместе выражают полное, вечное снятие обвинения с псалмопевца.
Давид утверждает, что очищение от грехов стало возможным потому, что он явил Богу дух, в котором не было лукавства, обмана и лицемерия. Он честно, открыто исповедался перед Богом. Он сожалел о своем грехе, потому что причинил им боль Богу, другим и самому себе.
Божье прощение - это одно из самых прекрасных и значимых благословений в мире. Кающийся человек Божье прощение предпочтет всему остальному.
II. РАСКАЯНИЕ ПРИНОСИТ ПОКОЙ (ст. 3-7)
Вторым плодом раскаяния является покой. Ничто так не нарушает наше спокойствие, как попытка утаить грех. Все то время, когда Давид не хотел признать свой грех, он делался все более и более несчастным. Казалось, само его тело осуждало его за совершенное преступление:
«Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего...» (ст. 3, 4).
Вина терзала его как душевно, так и телесно. Тело его иссохло, а дух был объят горем. Он лишился покоя. Бог использовал эти страдания, чтобы обернуть его разум к покаянию. Божьими вестниками были сожаление, угрызения совести и бессонница. Казалось, они указывали на него пальцами и говорили: “Ты согрешил!”
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: “исповедаю Господу преступления мои”, и Ты снял с меня вину греха моего» (ст. 5).
Наконец, благодаря проповеди Нафана, мукам совести и этому невыразимому страданию, Давид обращается к Богу с трогательным покаянием, говоря: “Исповедаю Господу преступления мои”. Бог внял его молитве и простил его.
Давид призывает каждого извлечь уроки из его ошибок и прощения.
«За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой: Ты... окружаешь меня радостями избавления» (ст. 6, 7).
Те, у кого искреннее сердце, могут молиться Богу о том избавлении, которое обрел Давид. Те, у кого правильные взаимоотношения с Богом, могут просить Его быть их постоянным спутником. Нуждающиеся в прощении обретут его, а нуждающиеся в прибежище найдут и его.
Когда мы приходим к Богу, Он защищает, охраняет и спасает нас. Только Бог может укрыть нас от жизненных невзгод. Для праведных Он - надежное прибежище. Безопасность, которую они найдут в Нем, настолько полная, что они будут постоянно воспевать то избавление, которое Он дал им. На их устах каждый день будет звучать победная песнь.
Когда человек кается, он получает от Бога не только прощение, но и покой.
III. РАСКАЯНИЕ ПРИНОСИТ ОБЩЕНИЕ С БОГОМ (ст. 8, 9)
Третья награда раскаяния - общение с Богом. Это читается между строк в последних стихах, но особенно ясно это выражено в стихах 8 и 9. Бог говорит:
«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами».
Давид получает заверение, что Бог поведет его путями праведности. Бог будет все время следить за ним и станет его советчиком. Бог предлагает Давиду Свою троякую ежедневную помощь: Он будет (1) вразумлять его, то есть даст ему понимание, (2) наставлять его и (3) руководить им.
Прощение и вера должны вести к послушанию и праведности. Бог и Давид пойдут вместе, и Давид воспользуется Божьей мудростью, любовью и руководством. Он извлечет огромную пользу от общения с Богом.
А нас нужно заставлять следовать за Богом? Если да, то мы подобны коням и лошакам (мулам). Послушание и подчинение праведности должны быть добровольными. Не надо дожидаться, когда нас заставят подчиниться Божьей воле. Чтобы заставить мулов и лошадей помогать нам, мы надеваем на них узду и принуждаем их к работе. Если мы не повинуемся Богу добровольно, из любви, Бог может заставить нас повиноваться Ему с помощью наказания и суда.
Только покаявшийся может иметь истинное общение с Богом.
IV. РАСКАЯНИЕ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ (ст. 10, 11)
Четвертым плодом раскаяния является радость. Давид заканчивает псалом призывом к праведным радоваться. Он не просит улыбаться, когда человеку вовсе не до смеха. Благочестивые щедро благословлены Богом, и радость в них бьет через край.
«Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все праведные сердцем» (ст. 10, 11).
Скорби не отделимы от нечестивых, как солнечный свет от солнца. Они неразлучны. Обратное тоже истинно: Божья милость, Его забота окружает праведных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кто сможет, прочтя псалом 31, отрицать пользу раскаяния? Милостивый Бог дарует раскаявшемуся (1) прощение, бесповоротное и окончательное; (2) покой, полный и неизменный; (3) общение с Богом, ежедневное и непрерывное; и (4) глубокую радость от сердца, утешенного Божьими заверениями.
Мы бы назвали изменения, которые прочувствовал и о которых рассказал Давид, “обращением”, или “повторным посвящением”. Когда-то Давид познал Бога и ходил с Ним, но потом очень сильно согрешил. Поэтому он не говорит в этом псалме, как вначале пришел к Богу, но рассказывает, как вернулся к Богу после того, как отпал от Него.
Возвратившись, он обрел новую жизнь - жизнь, заново полученную по Божьей благодати. Бог опять принял его в Свое общение и заново стал изливать на него свои милости. Теперь мы знаем, что приносит покаяние, так зачем же пытаться утаивать свои грехи? Самая разумная реакция на вину - это немедленно сделать то, что, в конце концов, сделал Давид со своими грехами.
В эпоху христианства человек, чтобы получить прощение, прежде должен стать христианином. Ему нужно уверовать во Христа, покаяться в своих грехах, исповедать Иисуса Христом и креститься для прощения своих грехов (Деян. 2:36-38). Заблудший христианин возвращается к Господу через покаяние, исповедание и молитву (Деян. 8:12-24).
Так будете ли вы по-прежнему скрывать свои грехи или позволите Иисусу покрыть их на всю жизнь и на всю вечность Своей кровью?