ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Почти идентичный псалму 13, псалом 52 называет Бога другими именами. Кроме того, стих 52:6 содержит новые мысли, а слова из стиха 13:6 в псалме 52 опущены. В этом псалме имя “Яхве” четыре раза заменено на имя Элохим. В Псалме 13 Элохим встречается трижды, а “Яхве” - четыре раза; в псалме 52 Элохим встречается семь раз, а “Яхве” нет вовсе. Вероятно, псалом 13 был модифицирован под воздействием Святого Духа для какой-то особой ситуации, и позднее этот модифицированный вариант был внесен в основную часть певшихся Израилем псалмов. Может быть, это сделал даже сам Давид через много лет после того, как написал более ранний вариант.
Этот псалом является иллюстрацией того, как псалтирь служила израильтянам живой книгой восхваления, поклонения, пророчества, учения и молитвословия. Порой Святой Дух решал изменить более ранние писания, чтобы приспособить их для новых событий. Псалом, который появлялся в одной ситуации, иногда слегка изменялся, чтобы его можно было использовать в другой ситуации. Таким образом, связь между псалмами 13 и 52 показывает, как Святой Дух вдохновлял авторов адаптировать то или иное писание для использования его в обстановке, отличной от первоначальной.
В подзаголовке к псалму (первый стих) говорится, что он адресован начальнику хора, что его написал Давид, что это учение (маскил) и что исполнять его нужно на духовом инструменте, или, как сказано в Современном Переводе, “в сопровождении махалафы”. Нам в точности не известно значение слова махалафа. Это мог быть музыкальный инструмент, который должен был сопровождать пение, но это мог быть и мотив, на который нужно было исполнять псалом. Это слово встречается только здесь и еще в Пс. 87. Слово маскил (учение) значится в подзаголовках к тринадцати псалмам (31; 41; 43; 44; 51; 52; 53; 54; 73; 77; 87; 88; 141). Если оно означает “песнь для назидания, вразумления, развития внимания”, тогда эти псалмы можно идентифицировать как размышления, которые предназначены специально для наставления. Мы бы назвали их псалмами мудрости.
Этот псалом содержит, главным образом, описание тех, кто не думает о Боге. Особенности их образа жизни изображены так живо, что Павел в Рим. 3:10-12 использовал несколько мест из псалма для того, чтобы передать всеобщую греховность языческого мира.
Главная мысль псалма в сжатой форме описывает жизненный путь, на который встал грешник. Особо выделены начало его жизни, ее продолжение и кульминация.
I. ПЕРВЫЙ ЭТАП: ОТРИЦАНИЕ БОГА (ст. 2)
«Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”» (ст. 2).
Первый этап пути нечестивого - отрицание Бога. Он скатывается в атеизм не потому, что в результате тщательных поисков и честных исследований пришел к искреннему выводу, что Бога нет; это просто образ жизни, который он решил избрать для себя. Жить так, будто Бога нет, подсказывают ему эгоистичные и злые устремления. Он выбрасывает Божью волю из своих мыслей. Направляя всю свою энергию на зло, он заменяет Бога своими низменными желаниями и планами.
Автор псалма называет дерзкого человека, который пытается пройти по этому миру без Бога, безумцем. Единственное число указывает не на одного человека, а на целый класс людей, игнорирующих вопрос Божьего существования. Придя к заключению, что Бог ничего не значит, что Он попросту не нужен, безумцы убирают Бога из всех областей своей жизни. Они - противоположность мудрым, потому что намеренно закрыли свою душу для Бога и Божьих наставлений. В результате устремления их сердец выражаются в извращенном, нерелигиозном образе жизни.
II. ВТОРОЙ ЭТАП: БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬ (ст. 2-5)
«Развратились они, и совершили гнусные преступления; нет делающего добро» (ст. 2).
Второй этап нечестивой жизни - скатывание в клоаку безнравственности. Нечестивый не позволяет Богу направлять его; он делает то, что ему самому кажется верным. Жизнь без Бога проявляется в его греховных делах и извращенных поступках. Шаг за шагом, он “развращается”, его поступки становятся “гнусными”. Словом “развращенный” в древности характеризовали прокисшее и прогорклое молоко.
Без Бога человечество становится никчемным. Используя поэтическое преувеличение, автор рисует полное вырождение человеческого рода. Люди выпихивают Бога из своей жизни. Глядя на землю, Бог не видит ни одного человека, который был бы чист сердцем и жил, совершая подлинное добро.
«Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (ст. 3, 4).
Автор говорит, что Бог взглянул с небес, желая увидеть признаки духовности и того, что люди ищут Его, но не увидел ни одного. Массы людей забыли о Нем и Его воле. Они отринули Его и погрузились в моральный хаос.
Оставив какую бы то ни было веру в Бога, нечестивые становятся испорченными по самой своей природе. Они превращаются в людей, которые не делают добро и не хотят его делать.
«Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?» (ст. 5).
Беззаконники равнодушны к Богу и Божьему народу. Их обращение с праведными Божиими выражено при помощи метафоры каннибализма: “съедающие народ мой”. Поскольку они не ищут Божьего руководства, то и людей совсем не ценят. Они пренебрежительны и рассматривают их, даже праведников, как объект, который можно использовать, когда и как считают нужным.
Эта метафора может также означать, что они совершают зло так же легко, как едят хлеб. Беззаконие для них - вторая натура. Грех настолько развратил их разум, что грешить для них совсем не трудно.
III. ТРЕТИЙ ЭТАП: НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ (ст. 6)
«Там убоятся они страха, где нет страха; ибо рассыплет Бог кости ополчающихся против тебя. Ты постыдишь их, потому что Бог отверг их» (ст. 6).
Третий этап жизненного пути нечестивого - Божий суд. Тот, кто адаптировал этот псалом для другой ситуации, добавил этот стих, описывающий суд над врагами Израиля. Беззаконники вели жестокую и греховную жизнь, нисколько не страшась Бога, но когда пришел день расплаты за их преступления, сердца их наполнились страхом. Они забыли, что день расплаты всегда приходит.
Может быть, псалом 13 был изменен для ситуации, в которой Израиль радовался данной Богом победе, и автор намеренно добавил мысль о том, что Бог “рассыпал” и “постыдил” врага перед ними. Господь отверг нечестивых; Он наслал на них бедствие.
У ветхозаветных народов погребение умерших считалось необходимым и очень важным делом. Чтобы со всеми почестями похоронить павших на боле боя, они даже впадали в крайности. Не было ничего позорнее для павших, чем остаться лежать на поле битвы. Для языческих народов погребение было настолько важно, что зачастую умерших они хоронили дважды. Когда обстоятельства требовали этого, они могли наспех похоронить их, а позже вернуться, выкопать кости покойника и уж навсегда захоронить их в каком-нибудь другом месте.
Вот какова, выходит, последняя остановка на жизненном пути беззаконника. Слова об их рассыпанных костях говорят о решительной и полной победе. Противящиеся Богу получат самое суровое наказание, как был постыжен враг в стихе 6.
Нечестивец может жить так, как хочет, но в конце концов он должен будет ответить за это Богу. Он может не думать о суде при жизни, но когда придет день суда, наступит катастрофа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди, которые живут в соответствии с философией, утверждающей, что Бог ничего не значит, представляют собой жалкую и презренную картину человечества, которая ужасно удручает праведных.
«Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» (ст. 7).
Подобное описание зла вынуждает праведных желать, чтобы Бог выступил и уничтожил зло. Поэтому псалмопевец завершает свой псалом молитвой о том, чтобы с Сиона пришло спасение. Когда Господь избавит Израиль от греховности мира и выведет Свой народ из плена злодеев, Иаков и Израиль возвеселятся и возрадуются.
Этот псалом убедительно показывает, что наше отношение к Богу оказывает влияние на наши сердца и поступки, волю и дела. Когда народ забывает Бога, люди забывают и то, как жить нравственной жизнью, как правильно обращаться с другими, как должным образом пользоваться своим разумом и как расценивать Божье провидение. Движущая сила жизни - это то, что мы думаем о Боге.
Выбравший греховную жизнь обычно нисходит к вечности в три этапа. Он решает выкинуть Бога из своей жизни. Затем он отказывается от своих моральных принципов. И, наконец, получает Божье осуждение. Единственная вариация в этих этапах - это степень моральной испорченности на второй стадии: некоторые могут не скатиться до полной безнравственности, так как их сдерживает убеждение, что для приятной жизни все-таки нужен определенный уровень благопристойности. Однако два других этапа всегда остаются неизменными. Всякий, кто отказывается от Бога, выбирает жизнь без Спасителя, а это значит, что он предстанет на Божий суд, и не будет ему ни малейшей надежды.