ПСАЛОМ-МУДРОСТЬ
Большинство изучающих Библию знает, что самый длинный псалом во всей Псалтири - псалом 118. Он содержит 176 стихов и посвящен теме Господня закона, когда почти каждый его стих что-то говорит об этом законе. Причем тут псалом 77, скажете вы. А знаете ли вы, что это второй по величине псалом? Его семьдесят два стиха содержат обзор истории Израиля. Нам нужно знать оба эти псалма. Один является нашим путеводителем, а другой призывает верно следовать этому путеводителю. Псалом 118 указывает на явленную веру, а псалом 77 молит о верности.
Псалом 77 - первый исторический псалом во всей Псалтири. Такой псалом рассказывает о взлетах и падениях в жизни Израиля, используя их для того, чтобы преподать ценные уроки. Из явно исторических псалмов (77; 104; 105; 113; 135) псалом 77 - самый длинный и, следовательно, самый подробный.
Главное событие, вокруг которого группируются эти исторические моменты, исход евреев из Египта, - самое важное событие всей ветхозаветной истории. Ввиду того, что история жизни Израиля рассказывается с назидательной целью, псалом 77 называют “дидактической” (поучительной) балладой или песней. Это краткое поэтическое изложение связанных с Богом событий израильской жизни начинается с исхода из Египта и заканчивается разделением царства. Изложение больше тематическое, чем хронологическое. Автор располагает события в следующем порядке: исход, казни египетские и переселение в Палестину; таким образом, он не придерживается строгой хронологии.
Одна особенность псалма дает ключ к дате его написания. Судя по некоторым намекам, автор оказывает предпочтение Иудее, Южному царству, перед Северным царством Ефрема. Это может косвенно указывать на дату написания после разделения царства Соломона, когда Иеровоам повел северные племена к восстанию и отступничеству.
Псалом назван учением (евр. маскилъ), что подтверждает его назначение научить и наставить. Подзаголовок говорит, что это учение Асафа - указание на то, что его стиль, авторство или исполнение связано с Асафом или его потомками асафитами.
В псалме автор приглашает слушателей извлечь для себя предостерегающие уроки из прошлой истории народа. Кто-то сказал: “Те, кто не знает истории, обречены на ее повторение”. Автор псалма сказал бы: “Те, кто не принимает к сердцу уроки истории, обречены на их повторение”. Можно знать историю и не извлекать из нее практических уроков. Автор облек псалом в форму, до некоторой степени сходную с формой, в какой было написано Второзаконие. Псалом 77 - это проповедь на основе истории.
После развернутого вступления автор объявляет цель (ст. 2, 3) и тему (ст. 4-8) своего псалма.
«Внимай, народ мой, закону моему... Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности. Что слышали мы, и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (ст. 1-4).
Начало псалма напоминает книгу Притчей. Слово “притча” в стихе 2 (евр. машал) фактически означает “сравнение”. Автор использует историю как сравнение и извлекает необходимые уроки. Израильская история - это притча, внутренний смысл которой поясняется по ходу псалма. Отношение Бога к Израилю можно назвать “загадкой”, “гаданием”; в псалме даются ключи к пониманию этих загадок.
Матфей цитирует стих 2 как исполненный нашим Господом (Мф. 13:34, 35). Насколько можно судить, слова псалмопевца - не прямое пророчество о методе учения Христа, но они открывают прием наставления, который наш Господь исполнил в совершенстве. Он воспринял метод наставления притчами и довел его до совершенства.
Цель этого исторического урока, говорит псалмопевец, - наставить детей. Он рассказывает им о Боге истории и об истории Бога.
«Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим» (ст. 5-8).
Автор продолжает разъяснять цель псалма. Он приводит два повода для его написания. Во-первых, псалом должен укрепить уверенность в Божьей силе (ст. 7). Во-вторых, из прошлой истории Израиля он извлекает предостережения и назидания для настоящего. Вспоминая их неудачи и рассказывая современному поколению о том, как Израиль пошел по неверному пути, - и с помощью каждого поколения наставляя следующее - они будут исполнять Божьи законы. Этот процесс наставления должен гарантировать, что неблагодарность и неверность прошлого не повторятся. Уроки эти ценны и для нас сегодня.
Для своих уроков псалмопевец выбирает три великие момента истории Израиля: избавление от египетского рабства, удовлетворение их нужд в пустыне и завладение обетованной землей и поселение в ней.
О чем же говорит израильская история? Центральная мысль, которую автор хочет выразить, заключается в том, что Израиль совершил грубые ошибки, отрицательно сказавшиеся на их жизни с Богом. Поэтому в псалме преобладает гнетущий дух. Свой обучающий прием автор строит только на недостойном поведении Израиля. Однако бывает полезно смотреть на то, что нельзя делать, чтобы увидеть то, что следует делать.
Какие же ошибки совершил Израиль? Давайте посмотрим на них и сделаем практические выводы, непосредственно касающиеся нашей жизни с Богом. Каких конкретных ошибок мы должны особенно избегать?
I. ГРЕХ ЗАБЫВЧИВОСТИ (ст. 9-11)
Во-первых, израильтяне совершили ошибку забывчивости. Они получили от Бога благословения, но вскоре забыли об их Источнике. Израиль так и не научился благодарить Его.
«Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани. Они не сохранили завета Божия, и отреклись ходить в законе Его; забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им» (ст. 9-11).
Первыми в пример приводятся сыновья Ефрема. Несмотря на то, что они были искусными воинами и стрелками, в день сражения они обратились в бегство. Затем они нарушили Божий завет и не захотели жить по Божьим законам. Что стояло за их действиями? Автор говорит, что они забыли - забыли чудеса, которые Бог явил им. Если бы они помнили, кто такой Бог, и Его прошлые могущественные дела, они бы храбро вступили в бой - послушные, верные и преданные Божьему завету. Они могли бы стать примером успеха, но стали примером неудачи. Такая забывчивость, хочет сказать автор, - невероятная загадка. Он призывает народ не повторять ее.
II. ГРЕХ НЕВЕРНОСТИ (ст. 12-22)
Второй грех, в котором был повинен Израиль, это неверность. Люди не верили, что Господь сдержит данное им слово.
«Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан. Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною. И днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; рассек камень в пустыне, и напоил их как из великой бездны. Из скалы извел потоки...» (ст. 12-16).
Со стиха 12 начинается перечисление Божьих чудес против египтян еще до исхода. Упомянутый здесь египетский город Цоан до сих пор существует в северо-восточной части дельты Нила под названием Сан, или Танис.
Затем псалмопевец упоминает переход через Красное море, используя терминологию Исх. 15:8, и тут же говорит о столбах из облака и огня, а также о чуде извлечения воды из камня (ст. 14-16).
«Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне. Искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: “может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?” Вот, Он ударил о камень, и потекли воды, и полились ручьи. “Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?”» (ст. 17-20).
Рассказ о деяниях Бога, говорящих о Его верности, прерывается рассказом о неверности народа (ст. 17, 18). Божья доброта по отношению к Израилю должна была бы убедить их. Но вместо этого они мятежно испытывали Его своими требованиями дать им особую пищу. Все им было мало, говорит поэт. Они говорили против Бога, требуя, чтобы Он “накрыл для них стол” в пустыне. “Он рассек камень и потекла вода, а как же хлеб и мясо? Это Он может нам дать?” - хныкали они. Возможно, это ссылка на Чис. 11. Вместо того, чтобы положиться на Бога и ждать, когда Он обеспечит их нужды, они жаловались, роптали и сомневались в Его силе.
«Господь услышал, и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля, за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (ст. 21, 22).
Бог услышал их жалобы. Он разгневался на Свой народ, в псалме названный Иаковом и Израилем, потому что люди не имели крепкой веры в Него и не уповали на Его спасение. Поэтому, удовлетворяя их нужды, Он вместе с тем был вынужден наказать их за грех.
Здесь мы видим принцип, уникальный для Израиля среди древних народов. Авторы Ветхого Завета не старались покрыть грехи своих предков. Трудно восстановить истории окружавших Израиль стран, потому что в их письменных памятниках редко записывались такие важные события, как военные поражения, уплата вассальной дани и бесславная смерть высокочтимых царей. Бог же в Своем Слове никогда не приукрашивал Своих героев. Описаны грехи даже патриархов и пророков. Как мы узнаем из псалма 77, их ошибки увековечены для того, чтобы мы не следовали их примеру.
III. ГРЕХ НЕБЛАГОДАРНОСТИ (ст. 23-53)
Третьим грехом израильтян была неблагодарность. Когда бы Бог ни заботился о них, они воспринимали Его благословения, как неблагодарные животные.
«Он повелел облакам свыше, и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, послал им пищу до сытости. Он возбудил на небе восточный ветер, и навел южный силою Своею. И, как пыль, одождил на них мясо, и, как песок морской, птиц пернатых; поверг их среди стана их, около жилищ их. И они ели и пресытились... Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их, юношей Израилевых низложил. При всем этом они продолжали грешить, и не верили чудесам Его. И погубил дни их в суете и лета их в смятении» (ст. 23-33).
Бог ответил на их жалобы изобилием, повелев небесам открыться и пролиться манной, чтобы они ели ее (Исх. 16:14-35; Чис. 11:7-9). Манна была небесной пищей - ангельским хлебом, так сказать. Они наелись до сыта. Он повелел ветрам надуть мясо к их стану - и мяса было, как пыли, а птиц - как песка морского (Чис. 11:31, 32). Люди ели, пока не пресытились. Бог послал им то, чего они желали. Но когда они ели, Он судил их. Они были движимы прихотью, и, пока они продолжали объедаться, Бог излил на них Свой гнев. Он поразил некоторых самых многообещающих юношей (Чис. 11:33, 34).
«Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу. И вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их. И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было не право пред Ним, и они не были верны завету Его. Но Он, милостивый, прощал грех, и не истреблял их; многократно отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей. Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается» (ст. 34-39).
В чем была проблема Израиля? Бог дал им манну и перепелов (ст. 24-28), но израильтяне злоупотребили этими благословениями и приняли их без благодарности. Поэтому Бог наказал Израиль, поразив некоторых вождей и юношей (ст. 31).
Несмотря на Божьи чудеса, вера Его народа была недолгой. И тогда Он в мгновение ока закончил дни их. Что-что, а уж суд они могли понять. Когда Бог убил некоторых, оставшиеся в живых израильтяне стали искренне искать Его, каяться и стремиться к Его расположению. Они с уверенностью вспоминали, что Бог был их надежным прибежищем, что Всевышний Бог - их Избавитель.
Однако их возрождение было кратковременным. Вскоре они уже пытались обманывать Бога набожными речами. Их сердца были ненадежными и лицемерными. Короче говоря, они хотели иметь Его благословения, а жить по-своему.
Итак, история Израиля колебалась между верностью и отступничеством. В промежутках между этими сменявшими друг друга настроениями Бог, как мы видим, миловал и судил их. Подобно морским волнам, верность Израиля то поднималась, то опускалась. Как народ, израильтяне не могли жить последовательно.
«Сколько раз они раздражали Его в пустыне, и прогневляли Его в стране необитаемой! И снова искушали Бога, и оскорбляли Святого Израилева. Не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения, когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан. И превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить. Послал на них насекомых, чтобы жилили их, и жаб, чтобы погубили их. Земные произрастения их отдал гусенице... Виноград их побил градом и сикоморы их - льдом. Скот их предал граду и стада их - молниям. Послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов. Уровнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве. Поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых; и... вел их, как стадо, пустынею. Вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море» (ст. 40-53).
В стихе 43 псалмопевец опять возвращается к событиям Исхода, делая упор на том, что казни египетские служат иллюстрацией Божьего избавления. В своем первом пересказе этих событий (ст. 12-39) он не затрагивал казни, сосредоточив внимание на роптании в пустыне. Во втором повествовании (ст. 40-53) он дает объяснение казням и лишь вскользь упоминает остальные события Исхода.
Вначале он говорит о превращении вод египетских рек в кровь (ст. 44), затем последовательно упоминает жаливших насекомых (ст. 45), губительных жаб (ст. 45), уничтоживших труд египтян гусениц и саранчу (ст. 46), побившие виноград и сикоморы град и мороз (ст. 47), а также удары молнии, от которых погиб скот (ст. 48). И, наконец, псалмопевец подробно останавливается на казни смертью первенцев Египта (ст. 49-51). Он приводит только семь из десяти казней и не в том порядке, в каком они описаны в книге Исход. Однако они служат убедительным поводом для верности Богу.
Хотя Бог проявил такую мощь для освобождения Израиля, люди приняли благословения, но по-прежнему удовлетворяли свои эгоистичные желания. Они не выразили Богу ту верность, которая идет от благодарности.
IV. ГРЕХ ИДОЛОПОКЛОНСТВА (ст. 54-72)
Четвертым грехом было идолопоклонство. Псалмопевец рассказывает, как Бог ввел Свой народ в Ханаан и как они рассердили Его, когда обратились к идолам сразу же после обретения этой земли.
«И привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его. Прогнал от лица их народы, и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их. Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли; отступали и изменяли, как отцы их. огорчали Его высотами своими, и истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал Бог и воспламенился гневом, и сильно вознегодовал на Израиля; отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками; и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага, и предал мечу народ Свой. Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен. Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали» (ст. 54-64).
Далее псалмопевец говорит о завоевании Палестины. Теперь Он уже не удовлетворял жизненные потребности, обеспечивая манной, водой и перепелами, а давал им победу над врагом. И снова Божий народ оказался неблагодарным, неверным и недостойным.
Израиль с комфортом устроился в Ханаане, и можно было бы ожидать, что люди будут верно служить и не проявлять недовольства. К нашему удивлению, мы обнаруживаем, что они искушали Бога, не покорялись Всевышнему и не соблюдали Его законов. Они предали Его точно так же, как их отцы когда-то. Они подвели Его, как неисправный лук подводит стрелка. Следующим их грехом было идолопоклонство (ст. 58). Народ истинного и живого Бога перенял нечестивую практику хананеев. Они огорчили его своими высотами и оскорбили своими резными истуканами.
Бог крепко рассердился на Израиль. Среди мер, которыми Бог обычно возвращал к Себе Свой народ, было и то, что Он позволил филистимлянам захватить ковчег завета (ст. 60). Об этой трагедии в целях исправления говорится в 1 Цар. 4:10, 11. Бог отверг Израиль, оставив святилище в Силоме, месте Своего присутствия среди людей. Он отдал Свой народ в плен, а Свою славу - во власть врагу. Эти слова вызывают в памяти трагический бой Афека, когда Израиль потерпел унизительное поражение от рук филистимлян и утратил ковчег (1 Цар. 4). Бог предал мечу Свой народ и излил на них Свою ярость.
Бог оставил Свой народ, и наступило разорение (ст. 62-64). Юноши и даже священники были убиты. Молодые женщины остались без мужей. Настали такие жестокие и смутные времена, что вдовам было некогда плакать.
В нужный час Бог пришел на помощь Израилю и еще раз избавил их от нечестивых врагов:
«Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их; и отверг шатер Иосифов, и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Свое... И избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих... пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их» (ст. 65-72).
Псалмопевец делает смелое предположение, что Господь долго спал, а потом проснулся, чтобы помочь Израилю. Он мгновенно стал их могущественным героем. Сравнение “как бы от сна, воспрянул Господь” изображает стремительность и решительность Божьего избавления. Он поразил и разметал Своих врагов, навсегда сделав их объектом презрения.
Стихи 67 и 68 указывают на события 931 года до н.э. После смерти Соломона северные колена вышли из подчинения Иерусалиму и образовали собственное независимое царство со своим богослужением. Псалмопевец, описывая этот раскол, говорит, что Бог отверг Иосифа (чьи двое сыновей, Ефрем и Манассия, стояли во главе более крупных, более влиятельных северных племен) и избрал Иуду, наиболее многочисленное южное колено, на территории которого был расположен Иерусалим.
В стихах 68-72 повествование идет в обратном направлении: стих 69 описывает строительство храма Соломона, которое происходило до событий, описанных в стихах 67 и 68. Потом стих 70 возвращается к избранию Давида царем. И на ноте прославления Давида псалом внезапно заканчивается.
Бог проявил милость к Своему народу и избавил его от врагов. Вместо Ефрема он избрал Иуду, вместо Силома - Сион и поставил Давида пасти Свой народ.
Примечательно сходство заключительных стихов в псалмах 77 и 76. Один заканчивается тем, что Моисей и Аарон пасут стадо, Израиль, а другой - тем, что то же самое делает Давид. Главная идея такова: Бог ведет народ, но делает это через избранных Им людей.
Как мог народ встать на путь идолослужения, на котором оказался Израиль? Они видели славные дела истинного Бога и все же возводили свои высоты. Они позволили себе подпасть под нечестивое влияние языческих народов, своих соседей. Если мы не будем бдительны - если не будем извлекать уроки из истории - мы можем совершить подобные ошибки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Псалом 77 напоминает старика, который оглядывается на историю и вразумляет будущие поколения. Грех отделил Божий народ от Бога. Люди были повинны в забывчивости, неверности, неблагодарности и идолопоклонстве. И хотя Бог милостив, Он же и справедлив. Израиль заслуживал наказания, но Он иногда миловал их. Главная мысль псалма такова: не будьте духовно незрелыми, как израильтяне в пустыне или как непокорные и неблагодарные сыны Ефремовы. Извлеките уроки из этих ошибок и верно ходите с Богом.
На изумительную доброту Божью человек и сегодня продолжает отвечать непокорностью и эгоизмом. К этой поэме можно было бы добавить еще много строф; они могли бы отличаться именами и местностью, но тема их была бы та же. Божьи чудеса какое-то время волнуют человека, но скоро он забывает Бога и оставляет Его, попадая в плен своих знаний и самонадеянно полагаясь только на себя. Когда же он вспоминает Бога, то слишком часто в связи с реальными или воображаемыми нуждами, а не для того, чтобы поклоняться истинному Богу.
Перед нами две загадки: извечная загадка человека с его непостоянством и глупостью и более поразительная загадка Бога, который на нашу неверность вновь и вновь отвечает милостью. Человек грешен, а Бог благ. Но скоро, в назначенное Богом время, наступит суд. Оглянемся же назад, посмотрим на себя и заглянем в будущее. Израильтяне своими ошибками могут заставить нас вспомнить, кто такой Бог и что Он сделал, и таким образом научить нас благодарности, верности и покорности.
Давайте не только помнить факты истории, но и сердцем воспринимать их истины.