ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 142 — еще одна молитва человека, оказавшегося в отчаянной ситуации. Он озаглавлен просто: “Псалом Давида”. У нас нет основания сомневаться в справедливости подзаголовка, ибо выраженные здесь мысли сходны с теми, что мы находим в других псалмах Давида. Мы не знаем ни времени, ни места его написания, кроме того что он относится к периоду притеснения и тяжелых испытаний в жизни автора.
Переходя от просьбы к утверждению, автор вначале говорит о своей нужде, а затем, в последней части, заявляет о своей уверенности в Господе. Поэтому в псалме мы находим мольбу, восхваление, благодарение и исповедание.
Так как в этом псалме затрагивается тема греховности человека, он включен в группу семи так называемых покаянных псалмов (6; 31; 37; 50; 101; 129; 142). В нем подчеркивается, как совершивший ошибку человек может восстановить свои отношения с Богом.
I. ПРОСИТЬ О ПРОЩЕНИИ (ст. 1-4)
Если совершивший ошибку человек до этого был в заветных отношениях с Богом, то он может вернуться к Богу, помолившись Ему и попросив у Него прощения.
“Господи! Услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей! Услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих” (ст. 1, 2).
Псалом начинается со страстной мольбы к Богу услышать его. В этой мольбе мы слышим неотложность. Эта не та легкая и бездумная молитва, какую обычно произносят перед едой. Пасть на колени его заставляет большая нужда. Что-то тяжелым камнем лежит у него на сердце.
Давид просит Бога ответить ему по Своей верности и праведности. Он ничуть не сомневается, что Бог будет верен всем Своим обещаниям, а также знает, что Он всегда будет делать то, что правильно. Он может положиться на Его верность и праведность.
Осознавая свой грех, он умоляет Бога не судить его. Он понимает, что если Бог попросит его отчитаться в своих грехах — если он получит по заслугам, — то он будет осужден. Как и все люди, он надеется только на Божью милость, Божье прощение. Основой учений Ветхого и Нового Заветов является тот факт, что все согрешили (Иез. 18:30; Рим. 3:23; 1 Ин. 1:10). В этой части псалма автор исповедуется в своих прегрешениях и умоляет Бога явить благодать и покрыть его грехи.
“Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, — и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое” (ст. 3, 4).
Кроме бремени вины, у псалмопевца еще есть враги, с которыми нужно бороться. Может быть, они увидели его неудачи и стали высмеивать его за них. Они были безжалостны к нему — образно говоря, “втоптали” его “в землю”. Вместо того чтобы протянуть ему руку помощи и поднять его, они наступили на него, сбитого с ног. Враг, кем бы он ни был, сделал его жизнь такой невыносимой, что он уже почти вкусил саму смерть. Он как бы побывал среди мертвых, во тьме и горечи отделения от жизни.
Вина плюс притеснение врага отягощают его душу. Еще немного, и дух его совсем изнеможет, а сердце оцепенеет.
II. ВСПОМНИТЬ БОЖЬИ БЛАГОДЕЯНИЯ (ст. 5, 6)
Человек, оправляющийся после ошибки, должен вспомнить, кто такой Бог и что Он некогда сделал для Своего народа. Прошлые Божьи деяния возвещают о том, что Бог сделает в будущем.
“Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки Мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля” (ст. 5, 6).
В момент самого страшного отчаяния Давид говорит, что размышляет о прошлом. Он вспоминает, как ходил с Богом — как жил в вере и как Бог обращался с Ним. Он перебирает в уме многие Божьи дела, чудеса Его рук. Прошлые Божьи деяния он вспоминает не бегло, мимоходом, а глубоко и вдумчиво рассуждает о них.
Размышления о Божьих благодеяниях не могли не вдохновить псалмопевца на просьбу о том, чтобы Бог еще раз совершил в его жизни Свои великие дела. Поэтому он простирает к Богу руки в молитве. Давид страстно хочет вернуться к общению с Богом. Его жажда Господа так нестерпима, что он сравнивает ее с жаждой пустыни, постоянно взывающей к живительному дождю и водным источникам.
III. ОТКРЫТЬ СВОЕ СЕРДЦЕ БОЖЬЕЙ ВОЛЕ (ст. 7-12)
Тот, кто стремится вернуться к жизни с Богом, должен открыть свое сердце Божьей воле. К ошибке его привело то, что он отпал от Божьего слова; его возвращение в Богу в огромной степени зависит от того, покорится ли он снова Божьей воле.
“Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю” (ст. 7-9).
Положение псалмопевца требует немедленного действия. Он просит Бога незамедлительно ответить ему. Его сломленный дух нуждается в исцелении. Если Господь не придет к нему с прощающей благодатью, не обратит к нему Свое лицо, он станет ходячим мертвецом, подобно тем, кто уже сошел в царство мертвых, в могилу. Он хочет от Бога скорейшей благодати. Он хочет уже на рассвете следующего дня восстановить свои отношения с Богом. Он всецело уповает на Бога.
“Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благой да ведет меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою” (ст. 10, 11).
Кающиеся должны дать повторное обещание следовать Божьему слову. Поэтому Давид просит Бога благословить его решимость исполнять Его заповеди. Один из способов, позволяющих осуществить это, состоит в том, чтобы благой, милостивый дух Божий вывел его на ровное и гладкое место в жизни, где не будет трудностей и опасностей, которые он испытывает теперь.
Давид надеется только на Бога. К Нему он возносит свою духовную жизнь и ту угрозу, которую представляют для него враги. Бог исцелит Его разбитую душу и выведет из бедственного положения. Бог — его единственное прибежище.
“И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб” (ст. 12).
Давид просит, чтобы Бог по Своей благости и милости истребил врагов, которые своими действиями причинили ему такое страдание. Милость и уничтожение — кажется, что просьба Давида содержит в себе противоречие. Он просит своего милостивого Бога истребить врагов, чтобы их не было больше в его жизни. Переведенное словом “милость”, еврейское слово хесед означает “заветная верность”. Иначе говоря, Давид призывает Бога исполнить то обещание, которое Он дал Аврааму. Повторно это обещание приводится во Втор. 28:7: “Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя”.
Упоминаемые здесь враги рассматриваются не только лишь как враги Давида, но также и Бога. Человек, стремящийся быть верным Богу, желает и молится, чтобы устранилось любое противление Божьему народу и Его целям.
Давид просит Бога внять его молитве, потому что он — Божий раб. Как сын Божий, он имеет право — по Божьей благодати — на Его особую заботу и защиту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы подняться из могилы печали и вины, Давид проделал три надежных шага: он попросил Бога о прощении, вспомнил Божьи благодеяния и открыл свое сердце Божьей воле. Его путь является примером (подтвержденным Новым Заветом; см. Деян. 8:22-24 и Иак. 5:16) для каждого чада Божьего, которое оступилось и нуждается в возвращении к своему Отцу.
Совершаемые христианами грехи можно поделить на две группы: грехи по слабости и грехи неповиновения. Первый тип совершается непреднамеренно, из-за слабости духа. Например, Петр утверждал, что никогда не отречется от Господа. Говоря это, апостол не кривил душой; он просто не знал, каким слабым он окажется в трудных обстоятельствах. Отрекаясь от Господа, он грешил по слабости. Второй тип греха преднамеренный. Грехи неповиновения совершаются с ясным пониманием нарушения Божьей воли. Например, предавая Иисуса, Иуда совершил именно такой грех. Он с самого начала знал, что делал. Он надумал свой коварный план, разработал его и привел в исполнение.
Как бы мы ни согрешали, по слабости или из-за неповиновения, ко всем грехам нужно подходить одинаково: покаяться, исповедаться Богу в молитве и вновь принять решение исполнять Божью волю. Петр именно так вернулся к верному служению, и Иуда мог бы сделать то же самое.
Никакую ошибку нельзя считать исправленной, пока она не улажена с Богом. Никакой грех нельзя нельзя считать улаженным с Богом, пока он не прощен так, как установил Бог.