Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 101: УТЕШЕНИЕ ДЛЯ СТРАЖДУЩЕГО

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 101 содержит необычный подзаголовок, единственный в своем роде во всей Псалтири. Он гласит: “Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою”. В отличие от обычного подзаголовка, в нем нет ни ссылки на авторство, ни пояснений относительно музыкального сопровождения при использовании псалма, ни указаний относительно его цели. Это необычное заглавие, возможно, указывало на то, что псалом был предназначен для личного размышления во время душевных страданий.

Стихи с 14 по 17, а также стихи 22 и 23 содержат достаточно убедительные указания на то, что псалом был написан ближе к концу вавилонского пленения. В стихах 14 и 15 Сион изображен в развалинах, однако назначенное время возрождения уже приближается. Автор, возможно, ожидает исполнения пророчеств Иеремии о семидесяти годах рабства (см. Иер. 25:11, 12; 29:10). Псалом написан страдальцем, оплакивающим падение своего государства. Он переживает печаль и горе своего народа, как свои собственные. Единство со своим народом заставляет его выражать скорбь Израиля, как свою личную боль.

Хотя псалом 101 всегда относят к одному из семи псалмов раскаяния (6; 31; 37; 40; 101; 129; 142), в нем мы не находим ни одного четкого выражения раскаяния. Автор связывает свои трудности не конкретно с собственным грехом, а со сложившейся трагической ситуацией. Его положение, однако, подразумевает, что Бог наказал Свой народ пленением за их грех.

Псалом решает вопрос, какая надежда есть у страждущих, или, другими словами, из какого источника может удрученный человек почерпнуть утешение.

I. МОЛИТВА (ст. 2-12)

Страждущий человек должен первым делом обратиться к молитве. Одним из источников сил в тяжкие времена становится рассказ Богу о наших страданиях. Сняв бремя с души в молитве, человек испытывает определенную степень облегчения.

“Господи! Услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня” (ст. 2, 3).

Автор просит Бога услышать его молитву. Свою единственную просьбу он в разных выражениях повторяет пять раз: (1) “услышь молитву мою”; (2) “вопль мой да придет к Тебе”; (3) “не скрывай лица Твоего от меня”; (4) “приклони ко мне ухо Твое”, и (5) “скоро услышь меня”. Эмоционально и страстно он умоляет Бога услышать его молитву и ответить на нее.

“...Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прилипли к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле” (ст. 4-8).

Горячо попросив Бога услышать его, автор описывает свое жалкое положение из-за трагедии, обрушившейся на его народ. Образным, поэтическим языком он описывает свою боль и страдание. Дни его жизни быстро проходят подобно дыму, раздуваемому ветром. Используется стилистический прием, показывающий стремительное и полное исчезновение. Его боль столь интенсивна, что, кажется, кости его обуглились в печи, - намек на сильный жар. Сердце, средоточие его эмоций и мыслей, поражено, иссохло, как трава под палящим солнцем. Поглощенный горем, он больше не может есть (ст. 5). Он стонал так долго и громко, что силы покинули его. Он так ослабел, что кажется, будто кости его прилипли к коже (ст. 6). Он превратился в скелет, обтянутый кожей.

Страдание обычно сопровождается одиночеством. Псалмопевцу знакомо и то, и другое, и поэтому он может говорить о своем безысходном отчаянье подробно. Он сравнивает себя с пеликаном, птицей, живущей в одиночестве в безлюдных местах и издающей странный, печальный крик. Образ этой птицы отражает его переживания. Он также сравнивает себя с филином и одинокой птицей: филин живет на развалинах, а птица на крыше дома символизирует одиночество (ст. 7, 8).

“Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава” (ст. 9-12).

Из-за затруднительного положения он подвергается нападкам со стороны врагов, его высмеивают и поносят (ст. 9). Может быть, они говорят о каком-нибудь жалком человеке: “Ты не лучше того мужика, который постоянно льет слезы об Иерусалиме”. Наказание народа привело его в столь плачевное состояние, что он находится в постоянном трауре. Герой псалма не снимает вретища; голова его посыпана пеплом до такой степени, что, когда он ест, пепел с головы сыплется ему в еду. Он плачет непрерывно; слезы катятся по щекам и капают ему в питье, ибо он не может сдерживать их даже во время еды. Бог, по всей видимости, отверг его. Данное заявление допускает, что страдание, постигшее народ, стало карой за грех. То, что произошло, по его словам, было результатом Божьего “гнева и негодования”, излитием наказания вследствие греха.

Он столько насмотрелся горя и так переживает, что уже не может жить. Он сравнивает свою жизнь с тенью, вытягивающейся в конце дня, и с травой, которая вырастает на короткое время и затем исчезает (ст. 3, 4, 11).

Первая часть псалма напоминает нам о том, что важной частью молитвы является общение с Богом. Это не означает, что мы каждый раз в молитве зачитываем Богу длинный список просьб. Мы можем просто излить Ему свою душу, поговорить о частностях наших испытаний - не затем, чтобы довести до Его сведения то, чего Он не знает, а потому что разговор с Ним приносит нам утешение, как при общении с понимающим психологом.

II. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СВОЙСТВАХ БОГА (ст. 13-23)

Кроме того, страждущий может найти утешение, размышляя о неизменных свойствах Бога. Необходимо сказать себе: “Пусть мои обстоятельства удручают меня, но я должен помнить, что, несмотря на эти обстоятельства, Бог остается благим и милосердным”.

“Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, - ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей” (ст. 13-17).

Если жизнь человека проходит быстро, то Бог вечен и пребывает вовек. Слабые и бренные, мы должны в вечном Боге искать уверенность и мир.

Автор псалма верит, что его неизменный Бог в конечном итоге встанет на защиту Своего народа и проявит милость к Сиону. Псалмопевец уверен, что время этой благодати уже близко. Такая убежденность наверняка основана на божественном пророчестве, в частности на Иер. 29:10, о продолжительности плена. Бог Сам определил это время, и псалмопевец знает, что оно уже подходит к концу.

Бог любил Израиль, любил его и Божий народ. Даже камни развалин стали объектами их любви, и прах для них был прекрасен. Богу, несомненно, была угодна эта любовь к Его городу, которую Он видел в верных израильтянах.

Кроме того, если Бог восстановит город, это приведет к нескольким важным результатам. Язычники убоятся имени Бога, потому что увидят, что Он сильнее их ложных богов. Цари земли увидят Его славу, узнав, что Бог восстановил город.

“...Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их” (ст. 18).

Стих 18 показывает веру псалмопевца в то, что Бог печется о бедных и сильно нуждающихся и отвечает на их мольбу. Что бы ни привело их к такому уровню бедности, когда нуждающиеся люди взмолятся Господу о помощи, их молитвы не будут отвергнуты.

“Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу” (ст. 19-23).

Автор уверен, что Бог исполнит то, о чем Его просят и что Он уже пообещал исполнить. Его ответ, свидетельствующий о Его верности, запишут для того, чтобы будущие поколения смогли прочитать его и возрадоваться. Псалмопевец знает, что в грядущих веках Бога будут восхвалять за то, что Он сделал для Своего города и народа. В будущем все узнают, как Бог с небес призрел на Свой народ и город. Он услышал их стенания, увидел рабство, надвигающуюся гибель, услышал молитвы об избавлении и освободил их. Когда народы и царства соберутся в Иерусалиме для поклонения истинному и живому Богу, они будут восхвалять Его за возрождение города.

Какой урок мы можем вынести из веры псалмопевца в Бога? Мы не должны допускать, чтобы затруднения, какими бы они ни были, одолевали нас. Когда наше сердце исполнено страха и разочарования, мы должны обратить взор к Богу и вспомнить о Его верности. Когда случается несчастье, спросите себя: “Кем является Бог? Какими качествами Он обладает?” Правдивый ответ на эти вопросы даст нам надежду и уверенность. Имея эти ответы, мы сможем взглянуть на наше гнетущее настоящее и сказать: “Бог милостив и добр к страждущим. Он держит Свои обещания, и Он не изменяет. Зачем мне беспокоиться? Он позаботится о Своих и исполнит данные нам обещания”.

III. РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДОЛГОВЕЧНОСТИ БЛАГОЧЕСТИЯ (ст. 24-29)

Еще один источник утешения для унывающего заключается в размышлении о стойком характере благочестия. Мы не должны допускать, чтобы гибель преходящих, материальных вещей подрывала нашу силу духа или затмевала знание вечности благочестия.

“Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! Не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим” (ст. 24-29).

Изнуренный бременем трагедии Израиля, автор думает, что дни его на земле сокращены. Он просит Бога даровать ему нормальную по продолжительности жизнь, чтобы служить Ему и радоваться Его промыслу.

Осознавая свою бренность, он обращает мысли на две ободряющие и колоссальные истины. Во-первых, он вспоминает о Божьей вечной природе. Бог основал землю и распростер небесный купол. Рядом с вечностью Бога он ставит временность земли. Он признает, что земля и небеса не вечны, в отличие от их Творца. Они подобны одежде, которую носят до тех пор, пока она не износится и не протрется, отслужив свой срок, и не будет выброшена. Земля и небеса однажды, выполнив свое предназначение, будут уничтожены и заменены новыми небесами и землей. Такой преходящей природой обладают земля и человек, но не Бог. Вечный Бог, которому мы молимся, не умрет, но пребудет вовек.

Бренность автора напомнила ему о другой истине: праведные будут сохранены и благословлены Господом. Благочестивые, как и Бог, будут жить вечно. Не сам благочестивый человек вечен в этом мире, но принцип благочестивости: совокупность людей Божьих сохранится независимо от того, насколько мрачные могут настать времена. Залог долговечности Божьего народа - в вечности Бога. Псалмопевец знает, что благочестивые люди доживут и возрадуются возрождению Израиля, даже если он и не доживет до этого дня. Получается, что благочестивые долговечнее земли. В конечном счете, Бог больше заботится о Своих слугах, чем о выживании физических земли и неба.

Описание Бога в стихах 26-28 в Евр. 1:10-12 применено к Христу. Автор Послания к евреям, через вдохновение Святого Духа и призму новозаветных знаний, увидел в этих словах то, что рядовой читатель может и не заметить: в этом описании вечности Бога он увидел Вечное Слово, Которым все было сотворено и через Которого Бог спас нас посредством креста. Описание, данное псалмопевцем, в полной мере относится как к Яхве, так и к Иисусу, ибо все сотворено Иисусом, Богом Сыном.

Таким образом, мы находим утешение в Божьей вечной природе, даже осознавая краткость нашей жизни и живя в удручающих обстоятельствах. Мы знаем, что вечный Бог руководит всем, что должно произойти. Благочестивый человек всегда пребудет, чтобы исполнять Божий промысл и восхвалять Его за Его благость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каким образом страждущий может найти утешение в мрачные минуты, даже перед лицом смерти? Псалом 101 утверждает, что надежда и духовная поддержка может исходить от общения с Богом, размышления о Его великих свойствах и осознания вечности Бога и благочестия.

Когда обстоятельства говорят праведнику, что его жизнь подошла к концу, у такого человека есть истина, которая поддерживает его. Когда дьявол и мир пускают в ход против него самое опасное оружие, он может сосредоточить свое внимание на вечной природе Бога, на долговечности благочестия и на своих отношениях с Богом. Даже замечая, как временное ускользает от него, он понимает, что он и дела Божьи, являющиеся его глубочайшей любовью, находятся в руках Бога, который пребывает вовек. Земля и небеса прейдут, однако Бог вечен.

Бог не обещал устранить всю боль и беды от чад Своих. Более того, Иисус, совершенный Спаситель человечества, пришел в мир страданий, страдал, как страдаем мы с вами, и позволил Себе пострадать чрезвычайно за наши грехи. Спасение не исключает страдания; но благодаря Божьему откровению и нашим взаимоотношениям с Ним мы можем подняться над страданиями, которые мы должны перенести. Мы можем иметь изобильную жизнь, если будем над нашими обстоятельствами, а не под ними.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи