Найти тему

ПСАЛОМ 53: МОЛИТВА И УПОВАНИЕ

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Псалом 53 представляет собой короткую молитву-жалобу, поделенную на две части словом селах (см. Современный Перевод). Первая половина - это просьба о необходимой помощи, а вторая - хвала за оказанную помощь.

Первые два стиха псалма содержат подзаголовок с четырьмя указаниями на его исторический фон и авторство. Он адресован начальнику хора, а исполнять его нужно было на струнных инструментах [негиноф]. Этот термин встречается в шести псалмах (4; 6; 53; 54; 66; 75) и в Авв. 3:19 (см. Современный Перевод). Это учение [маскил], или размышление Давида. Там же сказано, что псалом относится к тому времени, когда Давида преследовали Саул и зифеи. У нас нет никаких оснований отвергать какое-либо из этих указаний, данных в начале псалма.

О двух случаях, когда зифеи доносили на Давида и пытались передать его в руки Саула, говорится в 1 Цар. 23 и 26. Поводом для написания этого псалма могут быть оба эти случая, но принято считать, что именно первый случай был тем мрачным периодом, в который Давид записал эти мысли.

Ведомый Господом, Давид освободил от филистимлян город Кеиль и остался там. Саул, услышав, что Давид в Кеиле, задумал осадить город и схватить Давида с его людьми, тем самым исполнив страстное желание, которое владело им. Узнав от Бога о намерениях Саула, Давид со своими людьми оставил Кеиль и укрылся в пустыне Зиф. Пока Саул искал их, они оставались в укреплениях этой холмистой местности. Зифеи, населявшие тот район, где Давид разбил свой лагерь, рассказали Саулу, где прятался Давид, и согласились исследовать местность и выдать его Саулу.

«И пришли зифеи к Саулу в Гиву, говоря: вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила, что направо от Иесимона. Итак, по желанию души твоей, царь, иди; а наше дело будет передать его в руки царя» (1 Цар. 23:19, 20).

Зифеи провели Саула к убежищу Давида, и царь со своими людьми уже готовился окружить его, как вдруг был отозван в другую часть царства для отражения набега филистимлян. Похоже, эта отчаянная, представлявшая угрозу для жизни ситуация, когда зифеи предали Давида, а Саул чуть не схватил его, и вдохновила его на сочинение этого псалма. Врагами, в то время преследовавшими Давида, были Саул, его воины и доносчики-зифеи.

Не зная, что делать с преследованиями Саула и вероломством зифеев, в кольце опасности, измены и противостояния, не зная, что принесет ему завтрашний день, Давид вознес свое сердце к Богу в мольбе. Это было время страшной беды, испытаний, изматывающей опасности и неопределенности в жизни Давида.

В начале псалма указывается проблема, с которой он столкнулся, а в конце дается на нее ответ. Псалом переходит от просьбы к благодарению.

I. МОЛИТВА/ПРОБЛЕМА(ст. 3-5)

Автор столкнулся со страшной, смертельной опасностью. Его жизнь была поставлена на карту. Однако он знал, что не одинок. Поэтому он молится своему Богу. Свою просьбу он выражает настойчиво и страстно. В начале молитвы он использует четыре глагола в повелительном наклонении: “спаси”, “суди”, “услышь” и “внемли”.

Давид молится искренне, отчаянно.

«Боже! Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! Услышь молитву мою; внемли словам уст моих. Ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою» (ст. 3-5).

Он умоляет Бога спасти его Своим именем от страшной ситуации. В Ветхом Завете имя отражало качества носившего его человека. В данном случае псалмопевец взывает ко всем прекрасным свойствам Бога и просит Его использовать их в его защиту. Взывать к Божьему имени - значило взывать к Богу. Невозможно представить себе более надежную защиту, чем прикрытие совершенной силы, благости и истины - того, что составляет отличительные свойства Бога.

Давид хочет, чтобы Бог рассудил его чистоту, чтобы вынес судейское решение в его пользу. Его ложно обвинили, приписали измену, и он хочет, чтобы все узнали о его непорочной жизни пред Богом.

Страстность его молитвы подчеркивается фразой: “Боже! Услышь молитву мою”. В псалме мы видим четыре синонима, описывающие ситуацию и врагов, с которыми он столкнулся: два из них находятся в стихе 5 (“чужие” и “сильные”), один в стихе 7 и 9 (“враги”) и один в стихе 9 (“беды”).

Псалмопевец конкретно говорит о причине своего плача. Его жизни угрожают враги, которых он называет “чужие”. Зифеи, израильтяне колена Иудина (Иис. Н. 15:20, 55), не были чужими в смысле иностранцев. Однако тех, кто поступает с вами недружелюбно, вполне логично назвать чужими, и Давид считает этих напавших на него соседей чужаками. Эти люди без всякой на то причины приняли сторону нечестивого Саула, а не праведного Давида.

Давида окружают дерзкие и жестокие люди, не проявляющие никакого почтения к Богу. Щеголяя своим пренебрежением Божьей волей, они беспощадны и равнодушны к судьбе другого человека.

Давид понимает серьезность своего положения, и это очень беспокоит его. Проблема слишком тяжела, чтобы справиться с ней в одиночку. Но он знает, как развеять окружающий его мрак: он молится, рассказывая Богу о своей безысходности. Он не имеет представления, как Бог избавит его, но знает, что Бог придет ему на помощь.

II. ОТВЕТ/РЕШЕНИЕ(ст. 6-9)

Между стихами 5 и 6 следует сделать паузу, на что указывает слово селах (см. Современный Перевод). Помолившись, псалмопевец понял, что в трудный момент Бог поможет ему. Он уверен, что Бог внял его молитве. Он пока не ответил на нее, но услышал и еще ответит. Поэтому псалом резко переходит от мольбы к восхвалению, от просьбы о помощи к принятию той помощи, которую, Давид уверен, Бог окажет ему. От беспокойства, которое ему причиняют его наглые противники, он переходит к уверенности в своем Господе.

«Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их» (ст. 6, 7).

Хотя опасность все еще исходит от Саула и других, Давид выражает уверенность, что Бог будет с ним. Он знает, что Бог в стане тех, кто будет защищать его. Другие люди тоже важны в оказании помощи, но свой взор он устремляет на самого главного, самого превосходного помощника - Бога.

Он поет песнь спасения, как будто уже получил его. В самый жуткий момент он ждет, что Бог укрепит его и не позволит пасть под тяжестью страшных обстоятельств, в которые он попал.

Бог расправится с его врагами и обратит их зло на их же головы. Они предстанут перед судом, который не заставит себя долго ждать. По Своему отношению к тому, что правильно, Бог не допустит, чтобы такие поступки остались без восстановления справедливости. Бог обещал Своему народу защиту, и Давид верит, что Он сдержит Свое обещание.

«Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо. Ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое» (ст. 8, 9).

Движимый праведной уверенностью, Давид не сомневается в Божьем ответе. Он уже планирует принести Ему благодарственные жертвы. Оком веры он видит будущее, как настоящее. Пусть сейчас противники окружают его - он предвидит то время, когда свысока посмотрит на поверженных врагов. Тогда он и принесет благодарственные жертвы за Божье избавление. Он верой предвкушает яркое будущее в мрачном настоящем.

Давид говорит Богу, что радостно принесет Ему жертвы в благодарность за победу, которую Он скоро даст ему. Это будет усердная, или желанная (Современный Перевод) жертва, не предписанная законом. Еврейское слово, переведенное как “усердный” и “желанный”, означает “охотный, добровольный”. Давид хочет выразить признательность Богу за явленные ему добро и благодать (Исх. 35:29; 36:3).

Божье имя защитило его, и Давид говорит, что прославит Его имя. Его имя благо, ибо оно выражает такие Божьи свойства, как благость и великодушие.

Он говорит, что Бог избавил его от всех бед. Эти слова могли быть написаны в уверенном ожидании или выражать ту общую истину, что Бог всегда избавлял его от бед. В обоих случаях избавление так же неоспоримо, как Божья чистота. Псалмопевец видел это в прошлом и именно этого ожидает от Бога во всех трудных ситуациях, с которыми сталкивается сейчас и с которыми может столкнуться в будущем.

Глаза Давида удовлетворенно взирают на врагов, то есть он глядит на них спокойно и безмятежно, считая их уже побежденными. Пусть враги смотрят на него с презрением - он может смотреть на них победоносно.

Давид нашел для себя решение - открыть свою беду Богу, изложить Ему свое положение и закончить молитву в уверенности, что Бог ответит ему. Поскольку Давид живет непорочной жизнью перед Богом, он знает, что Бог услышит его молитву и ответит на нее в соответствии с присущими Ему милостью и благостью. Давиду больше нечего беспокоиться о своей проблеме. Он чувствует себя так, будто Бог уже расквитался с его врагами. Давид так полно может расслабиться в уверенности, что Бог решит его проблему, что может смотреть на своих врагов, будто уже одержал над ними победу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом псалме мы увидели Божьего раба, который на свои непреодолимые трудности отвечает верой. Вокруг него злобные враги, стремящиеся погубить его. И при удобном случае они бы убили его. Давид оказался не просто в трудной ситуации; он был в серьезной опасности. Выглядывая из своего убежища, он знал, что за каждым деревом и за каждым камнем может скрываться тот, кто желает его смерти. Такое положение могло сломить любого человека, даже самого сильного. Но с Давидом был меч, который укреплял его уверенность в избавлении, каким бы искусным и вооруженным ни был его враг. Это был не боевой меч, а меч молитвы. Он не проклинал врага во мраке, а молился своему Богу.

В своей молитве он призывал Бога встать на его сторону. Уповая на Бога, он мог расслабиться в уверенности, что Бог заботится о Своих. Он не только достаточно верил, чтобы молиться, его веры было достаточно, чтобы пребывать в уверенности, что Бог в Своей великой милости и благодати ответит на эту молитву. После молитвы он стал уповать на Бога. Он смотрел на узел своих трудностей так, будто Бог уже развязал его. Он знал, что Бог верен Своим обещаниям. Он так был уверен в Божьей помощи, что мог идти вперед и верой принять тот ответ, который даст ему Бог.

Когда нас мучают проблемы, давайте молиться. А потом возрадуемся в непоколебимой вере в то, что Бог ответит на нашу молитву.

Малахия | Исследование Писания | Дзен