ПСАЛОМ-ПЛАЧ
Псалом 43 - это плач народа, от имени которого молится один человек, когда Израиль терпит несколько поражений подряд. Главная тема этой молитвы - растерянность народа от испытываемого им унижения. Автор спрашивает: “Почему великий и славный Бог прошлых побед не дает нам таких же побед сегодня?”
Мы не знаем, какое событие (или события) послужило предпосылкой псалма. Поэтому практически невозможно определить дату его написания. По контексту можно судить, что у Израиля была регулярная армия, что он существовал как независимое государство и время от времени воевал с враждебными соседними народами. Это указывает на монархический период. После написания эта песня/молитва, вероятно, использовалась во времена, когда народ особенно остро ощущал отсутствие Божьих благословений.
Подзаголовок в первом стихе адресует псалом “начальнику хора” и далее говорит: “Учение. Сынов Кореевых”. Значит, согласно подзаголовку, псалом исполняли храмовые певцы. Как учение (маскил), он, возможно, использовался в наставлении о терпении в вере.
В основе псалма лежит учение о Божьих делах. Рано или поздно верующий должен осознать ту истину, что Бог не всегда действует явно, демонстративно, зримо. Порой, когда Он работает тихо, неощутимо, мы подвергаемся испытанию: продолжаем ли мы верить в Него, даже если не видим Его руку в нашей жизни?
Чудеса казней египетских и перехода через Красное Море были явными, волнующими и убедительными; их признавали все - и либо верили в них, либо не верили. Свое отношение выражал каждый, либо смиряясь в сердце, либо ожесточаясь. Эти события как бы проводили черту, требуя: “Вы должны встать либо на ту, либо на эту сторону. Примите эти чудеса и уверуйте в Яхве как в истинного Бога или отриньте их и восстаньте в своем сердце против Бога”.
Однако когда Бог работает молчаливо, скрыто, свидетельства Его работы не так очевидны. Мы взываем к Богу о помощи, но кажется, что Он бездействует. Классический библейский пример Божьего молчания - Иов. Он молился, но не видел никакого ощутимого ответа. Но Бог действовал в жизни Иова - тихо и ненавязчиво. Мы чтим Иова за то, что он продолжал верить, даже не понимая, что Бог делал с ним.
Взяв этот псалом за основу, давайте спросим: “Как Бог действует в жизни Своих людей?”
I. ОН ДЕЙСТВОВАЛ ПОСРЕДСТВОМ ЧУДЕС (ст. 2-9)
Первая часть псалма 43 является иллюстрацией того, что иногда Бог действовал чудесным и сверхъестественным образом. В стихах 2-9 мы находим прекрасный гимн хвалы Богу за помощь Израилю в прошлом.
«Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние. Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их. Ибо они не мечом своим приобрели землю... но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним» (ст. 2-4).
Из уст в уста передавались дошедшие до псалмопевца удивительные истории о том, что Бог сделал для Своего народа в прежние времена. Он знает о завоевании Ханаана, об изгнании Богом хананеев, чтобы Израиль мог войти в свою землю обетованную. Конкретно никакая битва не упоминается, но возможно, что стихи 3 и 4 могут означать передачу Иерихона в руки Иисуса Навина. Завоеванные города и народы погибли не от меча Израиля, а от крепкой мышцы его Бога. Господь расселял Израиль по всей обетованной земле, как будто насаждал сад.
Бог творил для израильтян великие дела, потому что они были объектом Его расположения и благоволения. Он ярко и великолепно даровал им Свое присутствие, и благодатный свет Его лица сиял им во всей полноте. Израиль был избранным народом потому, что так пожелал Бог, а не потому, что Израиль чем-то заслужил это.
«Боже, Царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову. С Тобой избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас. Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; но Ты спасешь нас от врагов наших... О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек» (ст. 5-9).
Псалом переходит от восхваления Бога за помощь Израилю в прошлом к заявлению о вере Израиля в настоящем. Древние израильтяне продемонстрировали веру, и современники автора идут по их стопам с такой же верой, уповая на Бога, свою крепость и защиту.
Они смотрят на Бога как на Царя-воина. Он руководит их сражениями. Он определяет, в каких битвах им участвовать и над каким противником брать верх. И Его силой, Его именем они разгромят врага. Любую свою победу они будут считать заслугой Бога, а не их самих. Они уповают не на лук, стрелы и меч, а на одного лишь Бога. Они будут хвалиться только Богом и не будут забывать благодарить Его за победы, которые Он даст им. Они полны решимости восхвалять только Яхве и делать это всегда.
Итак, первые несколько стихов превозносят Бога за чудеса, совершенные Им в прошлом. Свидетельство о таких чудесах укрепит веру любого и заставит его воспевать Богу хвалу.
II. ОН ДЕЙСТВУЕТ ЗРИМЫМ ПРОВИДЕНИЕМ
Однако Божья сила не всегда проявляется в чудесах. Иногда Он являет Свою силу посредством Своего провидения. Например, Он спас младенца Моисея из реки Нил не чудесным образом, а по Своему провидению, позаботившись о нем естественным образом. Он действовал в рамках природы, использовав дочь фараона, чтобы та сохранила Моисею жизнь и дала ему образование, необходимое для того, чтобы он мог вывести Израиль из рабства.
В отличие от Божьих чудес, Его провидение действует не вопреки законам природы. Поэтому Божье провидение не так ярко, определенно, непосредственно и очевидно, как были Его чудесные знамения. Его провидение творит чудеса каким-то тайным и непостижимым путем.
Псалом высвечивает чудеса, сотворенные Богом в прошлом, а о Его провидении не говорит ни слова. Однако краткие описательные фразы все же указывают на Божье зримое провидение. Введение Израиля в страну, где на полях стоял хлеб, созревший и готовый к еде (Иис. Н. 5:12), явно говорит о Божьей провиденческой заботе о Своем народе.
В прошлом Бог действовал во благо Израиля и чудесным образом, и по Своему провидению. Автор восхваляет Бога за Его дела, закладывая как бы основу для особого обращения к Богу.
III. МОЛЧАНИЕ - ТОЖЕ ПРОВИДЕНИЕ (ст. 10-27)
Псалом переходит от прошлого Израиля к настоящему, и мы видим, как автору трудно смириться с Божьим молчанием. Он недоумевает, почему не видно могущественной руки Бога, которая бы теперь защищала израильтян. “Где чудеса, о которых я слышал?” - спрашивает он. Автор все более и более подробно говорит, каких Божьих действий он не видит:
«Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими; обратил нас в бегство от врага. Ты отдал нас, как овец, на снедение, и рассеял нас между народами; без выгоды Ты продал народ Твой, и не возвысил цены его; отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас. Ты сделал нас притчей между народами, покиванием головы между иноплеменниками. Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лицо мое от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя» (ст. 10-17).
Он думает, что Бог отверг Свой народ, оставил справляться с врагами только своими силами. Он доказывает, что им приходится сражаться без Божьей помощи, и поэтому они терпят поражение и унижение. Используя преувеличения, характерные для еврейской поэзии, он сравнивает Израиль с отданными на заклание овцами. После поражения израильские воины рассеялись во всей Палестине, убегая от врага в поисках безопасного места.
В следующем стихе израильтяне изображаются проданными рабами, причем продавший их Бог совсем не выгадал от этой сделки. Он потерял Своих поклонников, а взамен ничего не получил. Другие народы смеются над Израилем, его народом и войском. Израиль стал позором, притчей всей земли. Еврейское слово, переведенное как “притча”, означает “предмет общих разговоров, то, о чем все говорят”. Люди вокруг говорили: “Израиль - это классический пример оставленного Богом народа”.
Пребывая в постоянном смятении, Израиль стал объектом презрения и предметом насмешек. Враги кивают головами и глумятся над избранными Божиими. Как израильтянин, псалмопевец ощущает личное посрамление. Высмеивать Бога - значит высмеивать Божьих рабов. Верно и обратное: оскорбляя Божий народ, соседние народы бесчестят Бога - и верные израильтяне лично негодуют по поводу такого явного оскорбления их Бога. Автор убежден, что “злословие злословящих Тебя падают на меня” (Пс. 68:10).
Псалмопевец испытывает все эти чувства и поэтому открывает свою обиду Богу. Он спрашивает Его, что происходит. Однако, говоря от лица Израиля, он дает Богу обещание верности, даже если людям и непонятны Его действия.
«Все это пришло на нас; но мы не забыли Тебя, и не нарушили завета Твоего. Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего, когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тению смертною» (ст. 18-20).
Мольба к Богу прийти на помощь основывается на их невиновности и верности. В частности, стихи 18 и 19 говорят об их верности Божьему завету с ними, их преданности Его Слову и Ему как единственному истинному Богу. Невиновность, о которой заявляет псалмопевец, - это не абсолютная невинность, или безгрешность, а утверждение, что он не знает явных грехов, которые привели бы к тем несчастьям, что испытывают израильтяне. Не было никакого отступничества народа от Бога, чтобы можно было сказать, что он справедливо наказывается теперешними несчастьями.
Их земля опустела. “Земля драконов” - это крылатое выражение, которое говорит о разорении, ужасном запустении местности, где только воют дикие звери (Ис. 13:22; 24:13; Иер. 9:11; 10:22). Земля разорена и превратилась в пустыню. Они живут в тени смерти.
«Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому, то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца. Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (ст. 21-23).
Если бы они были неверны Богу, разве Он не дал бы знать об этом и не обличил бы их? Но на этот раз Бог не обличает. Автор указывает, что Богу известны тайные помышления сердец. Поэтому Сердцеведцу известно, что он говорит об Израиле правду.
Израильтяне не только живут верно для Бога, но и страдают за Его дело, как мученики.
Стих 43:23 цитировал Павел в Рим. 8:36, когда напоминал римским христианам, что за Христово дело им, возможно, придется пойти на смерть.
«Восстань, что спишь, Господи! Пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лицо Твое? забываешь скорбь нашу и угнетение наше? Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле. Восстань на помощь нам, и избавь нас ради милости Твоей» (ст. 24-27).
Псалмопевец призывает Бога поскорее прийти на защиту Израиля. Пользуясь по отношению к Богу человеческим языком, он говорит, что Бог спит. Он знает, что Хранящий Свой народ не задремлет, когда будет стеречь его (120:3, 4), но, чтобы описать явное отсутствие Его действий, он прибегает к образу Бога спящего и Бога, скрывающего Свое лицо. Он думает, что Бог ничего не делает для них, поэтому говорит, что Бог, вероятно, спит или смотрит в другую сторону.
В отношении Бога использован еще один образ: образ Бога забывающего - будто бы знавшего об их испытаниях, но забывшего о них. Бог не забыл об Израиле, но псалмопевцу кажется, что это так. Истерзанный страданиями, он недоумевает в своей молитве, почему Бог не делает большего для Своего народа.
В результате этих бед они посрамлены, повергнуты в прах угнетением и унижением. Унижены и телом, и духом, лежат в грязи. Оба эти выражения говорят об угнетении, замешательстве и подавленности.
Последняя мольба к Богу - немедленно прийти и защитить их, быть их Спасителем, их единственным Избавителем. Его милость, основанная на Его сущности и любви к Своему народу, дает псалмопевцу право просить Бога прийти к ним на помощь. Он умоляет Бога соответствовать Своей сущности и спасти их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вам знакомо это чувство - то, что испытывает псалмопевец, - поражения, потому что Бог не пошел с вами на битву, и вы сражались только своими человеческими силами? Вы говорили когда-нибудь Богу: “Я так нуждался в Тебе, но, насколько я могу судить, Тебя не было со мной”? Все христиане время от времени проходят через подобные испытания. Когда приходят такие времена, вспомните три способа, которыми действует Бог: зримые чудеса, зримое провидение и молчание. Поскольку Он дал нам Свое письменное Слово, время зримых чудес миновало (Евр. 2:3, 4; 1 Кор. 13:8). Он не заставит солнце остановиться, чтобы мы могли дольше поработать для Него. Однако часто Он действует в нашей жизни Своим зримым провидением - благословляя нас. Иногда Он действует в нашей жизни скрыто, незримо. И тогда мы можем недоумевать, как когда-то псалмопевец, а работает ли Бог вообще в нашей жизни.
Что же делать, когда вы оказываетесь в ситуации, сходной с той, в которой оказался псалмопевец, когда вы не видите Божьего участия в вашей жизни? Псалмопевец дает простой ответ: Молитесь, рассказывайте Ему, через какие трудности вы проходите, а результаты оставьте Ему.
Когда мы пребываем в долине скорби, полезно вспомнить разные страдания, о которых говорит Библия. Для удобства их можно сгруппировать в шесть категорий:
1. Естественные результаты глупости и бездумья, проиллюстрированные в притчах недалекими вкладчиками денег (Мф. 25:14-30; Прит. 20:4).
2. Гонение верующих, когда Бог позволяет, а сатана посылает, проиллюстрированное теми трудностями, которые преследовали апостолов в книге Деяний.
3. Божья кара для непослушных, проиллюстрированная Кореем и теми, кто взбунтовался вместе с ним (Чис. 16), а также Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
4. Божье воспитательное наказание верующих, проиллюстрированное Моисеем, когда он не был допущен в землю обетованную. Это наказание, как и предыдущее, имеет дидактическую (научающую) цель.
5. Посланное Богом страдание для укрепления в вере, а не по причине непослушания. Его цель - не исправление, а прославление Бога и созидание святых. Эту категорию иллюстрируют слепорожденный человек (Ин. 9:3), виноградная лоза (Ин. 15:2) и Иов.
6. Страдание в результате столкновения добра и зла в проклятом за грех мире. Божьи рабы в своем стремлении исполнить Божью волю сталкиваются с противодействием и насилием со стороны грешников. Иосиф и Мария охотно покорились Богу и стали родителями Мессии, но Иисус, только родившись, уже предстал перед угрозой смерти от руки безумного Ирода, из-за чего Иосиф и Мария были вынуждены бежать и вести непривычную для них жизнь (Мф. 2). Даже невинные, подобно убитым Иродом невинным младенцам, страдают в результате борьбы праведности и истины со злом.
Страдание, которые испытывал псалмопевец в псалме 43, похоже, можно отнести к пятому типу. Божье молчание не означало, что Он оставил Израиль; Он просто скрыто исполнял Свой замысел. Легко быть верным Богу, когда весь народ наслаждается победой и все могут видеть, как Его могучая рука работает для блага Его народа. Куда трудней быть верным, когда человек не перестает уповать на Бога и исполняет Его волю, даже если не видит Его руки или немедленного избавления от страдания - но эта верность иногда приносит больше славы Богу.
Помните: (1) Когда мы не можем видеть Его руку, мы можем доверять Его сердцу. (2) Оказавшись во тьме, не сомневайтесь в том, что вы узнали о Боге на свету. (3) Ваша верность не всегда является синонимом вашего успеха.