ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ
Псалмы 41 и 42 тесно связаны между собой. Возможно, когда-то они могли составлять одну песню. У них одна главная тема, сходный язык, один дух и один рефрен: “Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?” (41:6, 12; 42:5). Все псалмы в книге II имеют подзаголовки, за исключением псалма 42. Не потому ли это, что он был объединен с псалмом 41? И все же, хотя существуют некоторые свидетельства в пользу того, что эти два псалма некогда были одним, в большинстве еврейских рукописей и в древних версиях Писаний они идут как два отдельных псалма. Поэтому мы будем изучать каждый самостоятельно.
Псалом 41 передает любовь автора к храму и к богослужению. По какой-то причине он не мог ходить в храм и участвовать в его службах и праздниках. Его окружали люди, которые высмеивали его за его Бога. От всего этого он чувствовал себя одиноким и тосковал по Богу. Он мечтал о возможности поклониться Ему в великолепном иерусалимском храме.
Мысль псалма меняется от плача к надежде. Автор испытывает взлеты и спады уныния, усиливающейся отчужденности. Адресованный начальнику хора, псалом называется маскил (см. Современный Перевод), что, по всей видимости, означает “наставление, учение”.
Порой окружающие нас трудности овладевают всеми нашими мыслями, вызывая страхи и сомнения, затягивая в омут. Они становятся до того навязчивыми, что нам приходится отгонять их уверенностью в том, что Бог не оставил нас. В этом и следующем псалме описывается то, что мы испытываем в такой ситуации.
I. ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 2-5)
Автор начинает с изложения проблемы, которая заставляет его мучительно страдать. Свои эмоциональные и духовные коллизии он описывает ярким языком и незабываемыми метафорами.
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: “где Бог твой?” Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма» (ст. 2-5).
Он в подавленном настроении, потому что не может поклоняться в храме, как бывало когда-то. У него необычная жажда: жажда Бога. Он сравнивает себя с ланью, которая стремится к воде в полуденный зной, возможно, в засуху. Представьте себе благородного оленя, обессиленного, с высунутым языком. Он пронзительно кричит, как будто молит Бога о глотке воды. Еврейское слово, переведенное как “желает”, встречается только здесь и в Иоил. 1:20, где оно характеризует диких животных, которые “взывают” к Богу во время жестокого голода. Это слово означает “искать, стремиться, сильно хотеть”. Страстное желание автора приблизиться к Богу сравнивается с тем, как жаждущая влаги лань бродит в поисках животворных ручейков. Всемогущий, которого он жаждет, это не бесчувственный истукан, а живой, активный и истинный Бог.
В частности, автор хочет явиться перед Богом в поклонении Ему в один из праздников или во время храмового жертвоприношения. Живя в изоляции, он не может испытать присутствия Божия в том месте, которое Бог определил для поклонения. “Явиться пред лицо Божие” - выражение, относившееся к ежегодным посещениям храма, о которых говорится в Исх. 23:17. Он лишен этой радости и хочет снова ощутить ее.
Теперь у него нет этой возможности, и горе его так глубоко, что слезы стали ему пищей. Они стали частью его жизни, как хлеб насущный. Возможно, иногда он вообще отказывался от еды. Он плакал “день и ночь”, непрестанно.
Душевную боль усугубляют насмешки окружающих его людей. Они часто мучают его вопросом: “Где Бог твой?” Этим они хотят сказать: “Если твой Бог так любит тебя, почему тогда Он позволил забрать тебя у твоего народа и у храма, где ты поклоняешься? Почему Он не пришел тебе на выручку, не помог в нужде?” Автор, живущий далеко от Иерусалима, по всей вероятности, вращался среди людей, которые не признавали Бога и не сочувствовали тому, что он отделен от храма и своего народа.
Своим скорбным стремлением войти в присутствие Божие псалмопевец показывает, что люди, безразлично относящиеся к поклонению Богу, на самом деле не знают, что это такое - поклоняться Ему. Кто лично испытал святое приобщение к Богу, которое происходит во время поклонения Ему, тот не станет легкомысленно относиться к любой возможности участвовать в этом поклонении, индивидуальном или общем. Человек духовно ненасытный, чья душа жаждет Бога, может удовлетвориться только поклонением Богу, которого он любит. Глубокое, страстное желание души заставляет его излить хвалу и славословие Богу.
Когда мы лишаемся счастливой возможности собираться на богослужение, то уже иначе смотрим на поклонение. Псалмопевец помнит, как это было, когда он мог свободно посещать богослужения в храме. Воспоминания теснятся в голове, словно “невидимые ангелы”. Он снова видит себя беспрепятственно входящим в Божий дом. Он часто ходил в храм на поклонение, ведя за собой людей. Восторг, который он испытывал в таких случаях, не поддается описанию. Он ходил в храм с радостью и благодарностью. Это были его самые счастливые моменты, и теперь они дают ему пищу для духовного размышления.
II. ПОВТОРНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 7, 8, 10, 11)
Воспоминание о радости поклонения в храме повергло его душу в печаль и горе. Поэтому он стал думать о Боге и восхвалять Его там, где находился.
«Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (ст. 7, 8).
Пусть ему сейчас трудно, но он будет думать о Господе с земли Иорданской, с вершин Ермона и с горы Цоар. Упоминание этих мест предполагает, что он находился по соседству с Даном или Кесарией Филипповой, где у подножия Ермона берет свое начало река Иордан. Словом “Ермон”, имеющим форму множественного числа, названа либо вся горная цепь Ермон, либо три вершины, венчающие ее. Цоар, что значит “маленький”, относится, по-видимому, к какому-то расположенному неподалеку неизвестному нам небольшому холму.
Резкая боль нахлынула на него, словно морские волны. “Бездна бездну призывает”. Печаль следует за печалью. Моффатт перевел эту фразу следующим образом: “Лавина следует за лавиной; грохочут Твои водопады, Твои штормовые валы и буруны вздымаются надо мной”. Волнами накатывает страдание, накрывая его и насквозь пропитывая печалью.
«Скажи Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорбления врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: “где Бог твой?”» (ст. 10, 11).
В особенно тяжкие минуты уныния он приходит к твердому решению. Свою растерянность он принесет к Богу, своей твердыне и силе. “Почему Он позволяет моим врагам насмехаться надо мной? Почему Он допускает, чтобы я так долго находился вдалеке от храма, подавленный тем, что вижу и слышу от людей вокруг?” - спрашивает он. Когда враги упрекают его, это так глубоко его задевает, что кажется, будто внутри нет живого места. Кости его раскалываются на кусочки. Враждебно настроенные люди пытаются внушить ему, что, будь он истинным другом Бога, его Бог не оставил бы его в такой ситуации. Ежедневно его преследуют оскорбительные комментарии. Слова - будто пущенные в сердце огненные стрелы, которые вот-вот убьют его.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ (ст. 6, 9, 12)
Псалмопевец понимает (и мы тоже должны понимать), что утолить печаль можно только, если сосредоточишься на своей вере, которая одна способна укрепить слабеющий дух. Он должен взбодриться. То, во что мы верим, должно поддерживать нас, а иначе эта вера не стоит того, чтобы держаться за нее. Он спрашивает себя: “Почему ты в отчаянии? Почему допустил, чтобы это вывело тебя из равновесия?”
В псалме выделены три принципа веры в Бога, служащие источником укрепления упавшего духа: надежда, Божья милость и Божье присутствие.
«Что унываешь ты, душа моя? И что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (ст. 6).
Стих 6 в качестве источника силы называет надежду. Псалмопевец говорит о своей вере в то, что Бог снова приведет его в священное место поклонения. Он верит, что Бог еще введет его в Свое присутствие, и тогда он сможет прославлять Его, как раньше. Он уповает на Бога. Когда душа истерзана разочарованием, Бог возрождает ее Своей надеждой.
«Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей» (ст. 9).
В стихе 9 источником поддержки выступает Божья милость. Автор знает, что Бог исполнен милости и потому опять явит ему Свою благодать. Явленная днем Божья милость даст ему возможность петь ночью. А многие Божьи милости дадут ему силы пережить одиночество и преследования. Бог позаботится о том, чтобы он смог прославлять Его, даже когда обстоятельства не благоприятствуют поклонению. Бог дал ему жизнь, и он знает, что Он даст ему все необходимое для жизни. Он не позволит несчастьям отвратить его от Бога. В самые страшные минуты душевной боли он будет взывать к Нему еще больше, моля о помощи.
«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (ст. 12).
Стих 12 говорит, что общение с Богом дает псалмопевцу надежду и выдержку. Он призывает себя уповать на Бога. Уверенность в том, что ему будет позволено славить Бога в будущем, вдохновляет его. Он смотрит на Бога как на своего спасителя. Псалмопевец не откладывает признание Бога своим Богом на будущее; Он - его Бог даже сейчас, даже в такой нежелательной обстановке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что псалом говорит нам о надежде? Он рисует как бы эмоциональные взлеты и падения: мы то взлетаем вверх в радостные минуты близости с Господом, то ухаем вниз, когда нас со всех сторон хлещут сильные и злые силы, враждебные Богу и Его народу. Нас могут накрывать неистовые волны, но нам удается подняться над водой и взглянуть на Бога. Когда и другая волна настигает нас, мы напоминаем себе, что наша надежда в Боге. Снова и снова накатывают волны. И мы спрашиваем: “Почему это происходит?” Каждый раз, погружаясь под воду, мы быстро всплываем на поверхность с надеждой, что Бог проведет нас через эти испытания.
Псалмопевец учит нас, что “никто не попадает на небеса по гладкой дорожке”. Будут времена спокойного моря, но будут и периоды шторма и гонений.
Иисус не жил в уединенном дворце, отгороженный от злословия и дел грешного мира. Он ходил среди людей, за которых цепко ухватился сатана, и покорился их злым планам. В самые мрачные минуты тяжелого испытания он не уставал повторять себе, как и псалмопевец: “Бог - Моя надежда. Зачем унывать, если Бог со Мной?” В бурю верующий в Бога должен взглянуть поверх превратностей судьбы и увидеть надежду, которую он имеет в Боге.