Приветствую заглянувших. В этот раз снова про мопеды. Рижские модели по праву считались самыми достойными из мопедов СССР. Но был в истории завода и некоторый период "застоя". Хотя можно считать, что найдя удачную концепцию, завод справедливо использовал её долгое время. Для примера, модели АвтоВАЗа 2101,03,06, 05,07. А у мотозаводов этих примеров и того больше.
В 1969 году появилась "Рига-4". Внешне заметно другая за счёт более мелких колёс и не таких глубоких крыльев по сравнению с предыдущей "тройкой".
Двигатель был тоже новый - Ш-52 (S-52), вместо Ш-51. Хотя внешне их и не отличить без подписей на крышках.
Уже через 5 лет появляется новая модель "Рига-12". В порядковых номерах есть некоторая путаница для неспециалистов, модели нумеровались не всегда по порядку, а некоторых серийно и вовсе не делали (например, Рига-6,8,9).
Эти модели чаще всего и путают - внешне изменений совсем мало. Новый двигатель Ш-57 издалека и не отличишь. Чуть заметны изменения в светотехнике, бензобаке и сидениях, но по прошествии могих лет и "тюнинга" владельцами опознать исходную модель действительно непросто.
Совпадение или нет, но вторая модель выпускалась тоже 5 лет, до 79-го года.
Тогда появляется "Рига-16". Она настолько заметна в истории рижских мопедов, что писал про неё отдельную статью : Рига-16. Вкратце: впервые появляется двигатель с запуском не педалями, а кикстартером (модель Ш-58); и завод впервые применил краску "металлик", что очень выделило новую модель. Педальный двигатель Ш-57 тоже продолжают ставить. Плюс были варианты с горизонтальным баком. Поэтому путаницы в определении моделей становится ещё больше.
Именно 70-е можно назвать "золотой порой" отечественных мопедов. Ведь у конкурентов были не менее интересные модели, которые часто обновлялись. Я про "Верховины".
Потом законодательно мощность и скорость решили поубавить. Если у Риги-16 даже по паспорту максимальную скорость заявляли в 50 км/ч при мощности в 2.2 л.с, то позже даже в понятие "мопед" прописали ограничение в 40. А в погоне за массовостью и удешевлением потом отказались и от более дорогой окраски металликом.
С 1984 завод перешёл на выпуск модели "22", хотя малыми партиями их делали и раньше параллельно с 16-й.
И на удивление, эта новая модель выглядела даже проще предшественницы.
Новой модели, по традиции - новый двигатель. И Ш-62 (S-62) наконец-то обзавелся бесконтактным зажиганием. Хотя конструктивно и был ограничен в мощности до 1.8 л.с. (вспомним про ограничение скорости в 40 км/ч).
Эта модель была уже не такой популярной. Зато параллельно завод выпустил революционную новинку "Ригу-Мини" (писал про неё тут).
Ну а позже дал достойный ответ львовским "Карпатам" - после 22-й вышла модель с именем собственным - "Дельта"! Но это уже другая история ...
Рига или карпаты?