Продолжаю серию небольших заметок про Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы, судьба и биография которых так или иначе связана с Норильском (увы, с Норильлагом и ГОРЛАГом тоже).
В 1938 году бывший директор Магнитогорского металлургического комбината, назначенный на должность начальника строительства Норильского никелевого комбината (и Норильского исправительно-трудового лагеря), Аврамий Завенягин выехал к новому месту работы. С собой в Норильск он пригласил собственную команду руководителей и специалистов, которых он знал по совместной работе, а некоторых ещё и со времен своей учёбы в ВУЗе.
Среди приглашенных, приехавших в Норильск в 1938 году был лейтенант государственной безопасности Елян Ваган Сергеевич, занявший должность помощника начальника Норильского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР. Приехал он не один, а вместе с супругой и детьми.
Юлий Яхонтов (в Норильске с 1942 года) поделился своими воспоминаниями об однокласснике, одном из сыновей В.С. Еляна - Эдуарде:
И еще несколько слов об Эдуарде Еляне.
Однажды в нашей школе появился военный летчик, по-моему лейтенант. На нем мы впервые увидели настоящие полевые погоны, введенные в Красной Армии с начала 1943 года. Он, этот совсем молоденький парнишка, был ранен. Насколько помню, у него были перевязаны плечо и часть груди.
Ему освободили небольшую комнату на первом этаже, поставили кровать, стол, пару стульев. Словом, сделали комнату пригодной для жилья. Почему он оказался у нас в школе, а не в норильской больнице, я могу только гадать. Скорее всего тут не обошлось без помощи отца Эдуарда, который был заместителем начальника комбината, а значит, весьма влиятельным лицом в Норильске. И если Эдуард его попросил, то тот, конечно, не смог отказать сыну, который, как известно, только и мечтал стать летчиком.
А будущий авиатор со своими верными оруженосцами Леней Асламиным и Карпиком Пеньковым только что не ночевал у лейтенанта. Не говоря уж об Эдуарде, многие ребята носили ему самое вкусное, что только было дома. В маленькую комнатушку часто набивалось полно парней: все хотели от непосредственного участника боевых действий услышать рассказы о войне, боях, воинской службе, учебе в училище. Наверняка близость к этому живому участнику войны — их тогда в Норильске можно было пересчитать по пальцам — еще больше укрепила Эдика в его намерении посвятить себя авиации.
Таким образом, наш сегодняшний рассказ будет посвящен Герою Советского Союза летчику-испытателю ОКБ А.Н. Туполева Еляну Эдуарду Вагановичу.
Елян Эдуард Ваганович родился 20 августа 1926 года в городе Баку (Азербайджан). В 1938-1944 гг. жил в Норильске, Москве, Свердловске. В армии с 1944 г. В 1944 г. окончил 9-ю Военно-авиационную школу первоначального обучения лётчиков (г. Бугуруслан), в 1948 г. - Борисоглебское авиационное училище лётчиков им. В.П. Чкалова, до 1951 г. был в нём лётчиком-инструктором. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1960 году – вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института. В 1953-1958 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (г. Жуковский). Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях; участвовал в испытаниях авиационных скафандров. В 1958-1960 – лётчик-испытатель ОКБ П.О. Сухого. Провёл испытания С-1 на прочность; участвовал в испытаниях сверхзвуковых истребителей Т-3, ПТ-8, Т-49, Т-5, П-1, Су-7. В 1960-1982 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144; участвовал в испытаниях бомбардировщика Ту-22, пассажирских самолётов Ту-124, Ту-134, Ту-154 и их модификаций. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Еляну Эдуарду Вагановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11395). С 1982 года полковник Э.В. Елян – в запасе. До 1996 года работал инженером в ОКБ имени А.И. Микояна. Жил в городе Жуковский Московской области, затем – в Москве, в последние годы жизни - в городе Ростов-на-Дону. Умер 6 апреля 2009 года. Похоронен на Северном кладбище города Ростов-на-Дону.
Пожалуй, одним из самых ярких эпизодов в карьере Эдуарда Вагановича были первый полёт и испытания Ту-144 в 1968-1970 гг., именно он в должности командира экипажа лётчиков-испытателей поднял знаменитый сверхзвуковой авиалайнер в первый полёт!
Многие мальчишки 1930х годов буквально бредили авиацией и Эдуард Елян до какого-то времени, возможно, был всего лишь одним из них, однако удивительная встреча с молодым неизвестным летчиком ВВС РККА в далёком Норильске, окруженном снегами и лагерными бараками, позволила сыну одного из высокопоставленных работников Норильлага определиться с дорогой в жизни - стать курсантом военно-авиационной школы первоначального обучения лётчиков ВВС!
Полное оглавление канала severok1979 за 2019 год