Найти тему
⚠️ Инженерные знания

Почему дифференциал не прокручивается на ровном месте

Оглавление

Если вам знакома конструкция дифференциала, то наверняка возникал справедливый вопрос, как при такой конструкции колеса никогда не прокручиваются на ровном месте?

По сути дела вал соединяется с колесом только через сателлит внутри "ореха" или дифференциала. Сателлит этот подвижный, а значит при любой нестандартной ситуации колеса будут вращаться "отдельно", а машина не сможет ехать. Скажем, если нужно тронуться с места ,а под одним колесом окажется маленький камушек, то исходя из конструкции дифференциал уже должен отработать. Самое ужасное, что примерно так на практике и получается. Для включения дифференциала достаточно мокрой травы под одним колесом.

Вспомним, что схема стандартного дифференциала представляет механическую систему, где крутящий момент вала передается на ведомую шестерню, а шестерня уже передает его на полуоси через сателлиты. Соединение полуосей не жесткое, а подвижное. Соответственно, полуоси связаны только через эту детальку и именно благодаря такой логике дифференциал и способен работать. Это позволяет избежать опасных ситуаций при поворотах машины.

Схема дифференциала
Схема дифференциала

Пока колеса перемещаются в одинаковых условиях, крутятся оба колеса, ведь сателлит фактически оказывается заблокированным между двумя полуосями с одинаковой нагрузкой на каждой. Момент на левой полуоси равен моменту на правой полуоси.

Собственно говоря, на ровном асфальте получается всегда примерно такая картина. Ведь колеса и правда едут в равных условиях. Вот дифференциал и не срабатывает.

Передний дифференциал
Передний дифференциал

Когда под одним колесом оказывается лужа или пленка льда, оно начинает крутиться быстрее, а соседнее колесо останавливается. Одна полуось через сателлит буквально "бегает" по другой полуоси и крутится вокруг своей оси беспрепятственно. Процесс чем-то напоминает кручение карусели. Центральная ось тут - неподвижное колесо, а сама карусель - второе колесо на льду.

Вам может показаться, что для срабатывания дифференциала требуется приложить огромные усилия. Ведь неподвижное колесо буквально нужно забетонировать в земле! Или же как вокруг него бегать подвижному?

На деле же всё проще. Достаточно просто придержать колесо руками на поднятой машине и дифференциал уже сработает. Одно колесо вы будете держать пальчиком, а второе будет свободно крутиться и набирать обороты.

Равномерно момент передается на оба колеса благодаря силе трения внутри зацепления сателлит-полуось. Обычно обе полуоси имеют одинаковые условия движения. Поэтому и крутящий момент, который приходит с двигателя, распределяется равномерно между двумя полуосями и хватает всего лишь силы трения внутри зацепления, чтобы обе полуоси вращались одинаково. Стоит же пересилить эту силу трения и уже одно колесо стоит, а второе крутится. Сила эта незначительна и удержать одно колесо вполне возможно руками.

Представить такой процесс наглядно довольно непросто и для этого нужно бы покрутить дифференциал в руках. Но попробуем сделать это на простом примере. Представьте, что раскручиваете друга на вращающимся стуле. Пока вы его раскручиваете, нужно прикладывать огромное усилие. Стоит же другу набрать инерция и вам остается буквально пальчиком его подкручивать и вполне возможно так нажать на друга, чтобы приложить силу, но при этом не почувствовать взаимодействие с ним. Говоря языком физики скорость приложения силы может совпасть со скорость вращения точки приложения и тогда нажатия ни друг, ни палец не ощутят. Аналогичным образом выравниваются силы и в зацеплении сателлит-полуоси и в пока условия одинаковые, из подвижного оно становится жестким.

Но при такой схеме получается, что дифференциал должен срабатывать на дороге каждую секунду. Тут вы возможно удивитесь, но примерно так всегда и происходит! Механизм постоянно включается и не всегда заметно для нас.

При этом равный момент на колеса передается только в том случае, когда ни одному из колёс ничего не мешает. Такую равномерность сложно представить себе в простой жизни. Но если разбирать модель движения всего заднего или переднего приводного моста по дороге, то в большинстве случаев колеса действительно едут в одинаковых условиях и сила трения внутри зацепления равномерно уравновешивается крутящим моментом, что и приводит к возможности равномерного зацепления и одинакового кручения колёс.

------------

Обязательно оцените статью лайком и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала. Виноваты странные алгоритмы Дзена!

-------------

Советую также прочитать на нашем канале:

-----

Смотрите нас на YouTube и присоединяйтесь к нашему Телеграм!

Авто
5,66 млн интересуются