Найти тему
Андрей Мятиев

«Спроси у Силкина»! Рассказ об известнейшем московском мотогонщике 1920-40- годов - Александре Никитиче Силкине.

Не секрет, что любое дело «держится» в основном на энтузиастах, влюбленных в него. Они могут быть профессионалами или любителями, главное, что дело занимает их и ради него они готовы тратить свое время и силы, заниматься исследованиями и экспериментами, ошибаться, терпеть неудачи и вновь бросаться очертя голову в «омут» любимого занятия. Об одном из таких энтузиастов, оставившим значительный след в истории советского мотодела, я хочу рассказать.

Александр Силкин, член Мосавтоклуба профсоюза транспортных рабочих,  победитель гонки Москва-Тверь-Москва, на финише. 1926 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Силкин, член Мосавтоклуба профсоюза транспортных рабочих, победитель гонки Москва-Тверь-Москва, на финише. 1926 год. Из коллекции Андрея Мятиева.

В конце 1920-х годов в мотоклубах Союза ССР сформировалось новое поколение любителей мотоцикла, изрядно потеснившее позиции ветеранов с дореволюционным стажем. Наиболее яркими представителями этой плеяды были инженеры, работавшие в различных отраслях машиностроения и военные, имевшие отношение к наиболее технически развитым военным дисциплинам – авиации, артиллерии, и авто-бронетанковым войскам. Это новое поколение на несколько десятилетий вперед определило развитие мотоспорта и мотоциклетной культуры СССР в целом. Именно в эти годы зародилось самодеятельное конструкторское направление среди мотоспортсменов, а также определился, так сказать, «расклад сил» в мотоспорте – что контролируется государством и только им, а что сохраняет видимость общественного движения... Таковы были суровые реалии советской эпохи!

В крупнейших городах СССР – в Москве и Ленинграде, вся мотоциклетная деятельность сосредотачивалась в стенах авто-мото клубов, где велась работа по организации соревнований, пробегов, обучению начинающих мотоциклистов азам вождения, обслуживанию и ремонту техники. Сверху за этим шевелением надзирал «Автодор» - формально общественная организация и Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при Совнаркоме СССР. Внимательно присматривался к потенциально военным кадрам и Наркомат Обороны. Естественно, что и НКВД также не упускал из виду мотодвижение, что мало кого из мотоциклистов радовало, хотя команда «Динамо» традиционно была одной из самых сильных на гонках… В чем причина такого внимания от государственных органов, еще совсем недавно никак не интересовавшихся энтузиастами двух колес? Ответ прост - страна взяла курс на индустриализацию, государство спешно наращивало военную мощь, насыщая «непобедимую и легендарную» различной сложной техникой – от радиопередатчиков до танков, которые советские заводы навострились печь как пирожки, а людей, способных эксплуатировать и ремонтировать все это великолепие, катастрофически не хватало! Вожди расценили мотоклубы, как одно из отделений всесоюзной кузницы кадров для армии, ну и во вторую очередь - для так называемого «народного хозяйства». Расчет на то, что молодого парня, знакомого с мотоциклом, проще обучить управлению танком, чем его сверстника, выращивавшего в колхозе картошку, был исключительно верен! Вот и развернулось по всей необъятной социалистической Родине массовое военно-техническое обучение, где мотоциклу уделялось значительное место, наряду с обращением с оружием, а несколько корявый лозунг «Сегодня мотоциклист, а завтра – мотоциклист-боец», нарисованный на кумаче, украсил собой помещения спортивных клубов, ремонтных мастерских и праздничные колонны на первомайских демонстрациях. В октябре 1935 года по указу правительства расформирован «Автодор», а его функции переданы «ОСОАВИАХИМу» (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В том же месяце вся работа по мото­циклетному и автомобильному спорту передана в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР. Летом 1936 года основан Центральный Авто Клуб Союза ССР (ЦАКС), в чьих руках сосредоточился контроль за деятельностью региональных обществ и клубов, а также организация Всесоюзных соревнований. Централизация управления мото-движением завершилась и немедленно дала свои плоды – 1936 год стал началом действительно массового мотоспорта, а в авто-мото клубы пришло рекордное количество новобранцев. Позиция государства вполне ясна, но что же происходило с рядовыми мотоциклистами, из которых и состояли спортивные команды и клубные объединения?

А. Силкин – водитель автобуса Leyland в Бахметьевском автобусном парке. Москва, 1925 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
А. Силкин – водитель автобуса Leyland в Бахметьевском автобусном парке. Москва, 1925 год. Из коллекции Андрея Мятиева.

Я хотел бы рассказать о представителях того самого, нового поколения мотоэнтузиастов, о котором шла речь чуть выше, ибо именно они служили примером и воспитывали толпы восторженных, но ничегошеньки не умеющих новичков. Одним из ярчайших представителей этого поколения в Мосавтоклубе был Александр Никитич Силкин – блестящий мотогонщик, опытный тренер, инженер, прекрасно разбиравшийся в конструкции мотоцикла, автор нескольких книг по мотоделу. Его трудовая биография началась в 1916 году, когда 14-летним пареньком он приехал в Москву из рязанского села Константиново, (да-да, он был земляком и знакомым Сергея Есенина), и устроился учеником слесаря в автомобильный гараж. В 1918-19 годах работал на авиационном заводе №1 (ГАЗ №1, бывший «Дукс»). В 1921 году трудился в авто-мото мастерской и проходил обучение в Школе Местного Транспорта «ОШКУМТ», по окончании которой получил специальность инструктора автохозяйств. В том же году собрал из различных частей свой первый мотоцикл и освоил езду на нем. В 1923-25 служил в Красной Армии, в Отдельном танковом полку, где прошел путь от рядового красноармейца до начальника мастерских и заведующего гаражом полка. После демобилизации работал шофером в Бахметьевском автобусном парке и в свободное время занимался мотоспортом, являясь членом Мосавтоклуба имени Садовского. К этому времени за Александром Никитичем закрепилась слава успешного и решительного гонщика, справедливого спортивного судьи и прекрасного специалиста по мототехнике. В 1928 году его избрали заведующим Московским Автомобильным Клубом (МАК).

Почетная грамота Московского Автомобильного Клуба профсоюза транспортных рабочих, которой был награжден А.Н. Силкин к 10-летию клуба. Из коллекции Андрея Мятиева.
Почетная грамота Московского Автомобильного Клуба профсоюза транспортных рабочих, которой был награжден А.Н. Силкин к 10-летию клуба. Из коллекции Андрея Мятиева.
Одна из наград Мосавтоклуба, врученных А.Н. Силкину - за победу в Первенстве СССР 1928 года. Из коллекции Андрея Мятиева.
Одна из наград Мосавтоклуба, врученных А.Н. Силкину - за победу в Первенстве СССР 1928 года. Из коллекции Андрея Мятиева.

В 1931 году Силкин поступил в Московский Авиационный Институт, после окончания которого стал инженером в Центральном институте моторостроения им. Баранова, где проработал 22 года в качестве ведущего инженера, начальника экспериментальной бригады и начальника высотной лаборатории по испытанию авиационных двигателей и агрегатов высотности. Сухие строки официальной биографии рисуют только одну сторону личности.

Шуточное фото: "ах, задавили". :-) В ролях: члены Мосавтоклуба. За рулем мотоцикла Gillet Александр Силкин; на багажнике сидит его друг, известный мотогонщик Николай Закревский; "задавленный" - гонщик Жданов. Около 1934 года. Из коллекции Андрея Мятиева.
Шуточное фото: "ах, задавили". :-) В ролях: члены Мосавтоклуба. За рулем мотоцикла Gillet Александр Силкин; на багажнике сидит его друг, известный мотогонщик Николай Закревский; "задавленный" - гонщик Жданов. Около 1934 года. Из коллекции Андрея Мятиева.

Как яркое свидетельство другой стороны – факт, о котором рассказывали многие ветераны мотоспорта. На протяжении трех с лишним десятилетий в кругах московского мотоспорта на вопрос, у кого можно спросить совета по сложной технической задаче или спорном моменте спортивного судейства, следовал однозначный ответ: «Спроси у Силкина»! Александр Никитич обязательно вникал в суть дела и давал необходимые рекомендации. И проблема, как правило, разрешалась. Список спортивных достижений этого человека велик – он начался со звания Чемпиона Москвы 1926 и 1928 годов. На первой Рабочей Спартакиаде в 1928 году Силкин завоевал три первых места - за стокилометровый кросс, километровки с хода и с места, получив почетное звание Чемпиона СССР по мотоспорту. Затем последовали многочисленные призовые места на соревнованиях в Москве и Ленинграде. В состязаниях на Первенство СССР по мотоспорту 1936 года Александр Никитич занял 4 первых места – в километровках с хода и с места, и стокилометровых - кроссе и шоссейной гонке. Годом позже он опять выиграл обе километровых дистанции, получил первое место за 300-километровую шоссейную гонку и третье – за 100-километровый кросс. В 1938 году Силкин занял первое место в безостановочной междугородной гонке Москва – Киев! Представляете, 900 километров на предельной скорости, не слезая с мотоцикла, перегруженного горючим? Даже по нынешним временам это – серьезнейшее испытание и для человека и для техники. А тогда, 83 года назад, при том состоянии дорог и технических возможностях – этот результат был из разряда фантастических! Как писал поэт Николай Семенович Тихонов: «Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей».

Спортсмены - участники мотогонок, входящих в программу Первой Рабочей Спартакиады 1928 года. Справа-налево: Спиридон Костаки на Harley-Davidson, Александр Силкин на Gillet, Белянинов на Gillet, неизвестный на BSA. Из коллекции Андрея Мятиева.
Спортсмены - участники мотогонок, входящих в программу Первой Рабочей Спартакиады 1928 года. Справа-налево: Спиридон Костаки на Harley-Davidson, Александр Силкин на Gillet, Белянинов на Gillet, неизвестный на BSA. Из коллекции Андрея Мятиева.

Интересен факт, что Александр Никитич Силкин считался Чемпионом СССР с 1928 по 1937 год, так как соревнования на Первенство СССР в 1929-1935 годах не проводились! За выдающийся вклад в развитие мотоспорта в 1939 году он награжден почетным званием Заслуженного Мастера Спорта СССР.

После войны Силкин продолжал гоночную карьеру, и весьма успешно, несмотря на возраст – а он разменял уже пятый десяток. Звание Чемпиона Москвы 1946 и 48 годов и более десяти Всесоюзных рекордов скорости – таковы достижения Александра Никитича в послевоенные годы. Кроме блестящих способностей гонщика и спортивного организатора, он обладал ярким талантом наставника и тренера – среди его учеников такие прославленные спортсмены, как Евгений Грингаут, Юрий Король, Сергей Бучин, Елена Прыткова и Ирина Владимирова. После своего выхода на пенсию в 1957 году Силкин еще много лет тренировал молодежь и занимался спортивным судейством, а также написал несколько книг по мототехнике и мотоспорту, ставших классическими.

На отдыхе под Москвой. Справа – спортивный английский Norton А.Н. Силкина, слева – английский же мотоцикл OEC. 1930 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
На отдыхе под Москвой. Справа – спортивный английский Norton А.Н. Силкина, слева – английский же мотоцикл OEC. 1930 год. Из коллекции Андрея Мятиева.

На каких же мотоциклах ездил Александр Никитич? Первый аппарат был им собран из разнообразных моточастей еще в 1921 году. Не сомневаюсь, что мотоцикл был «гибридом», включавшим агрегаты разных моделей и фирм. Дефицит запчастей в то время заставлял мотоциклистов идти на всяческие ухищрения, чтобы поддерживать на ходу имеющийся мотопарк. Во время службы в Красной Армии Силкин ездил на различных казенных мотоциклах; в основном это были английские и американские модели, оставшиеся со времен Российской Империи и пережившие две войны. Став опытным мотогонщиком, Александр Никитич на долгие годы стал пользователем самых совершенных по тем временам мотоциклов. В середине 20-х его основным мотоциклом был французский 500-кубовый верхнеклапанный Gillet. В конце десятилетия Силкин ездил на тяжелом дорожном английском BSA c V-образным 1000-кубовым двигателем и на спортивном Norton с верхнеклапанной «пятисоткой»; в 1930-х - на английском же AJS с верхневальным 500-кубовом мотором. Этот «ажиэс» (так произносили в СССР английскую аббревиатуру) считался одним из самых быстроходных спортивных мотоциклов Москвы! В 1935 году Александр Никитич стал владельцем роскошного BMW R-16 с коляской. Этот конь был самым мощным и скоростным из модельного ряда BMW тех лет и тираж модели был невелик. Однако, по Москве «каталось» около 30 таких аппаратов – вот чудеса!

Александр Силкин на Gillet проходит техкомисиию перед гонкой. 1930 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Силкин на Gillet проходит техкомисиию перед гонкой. 1930 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Силкин на английском верхневальном 500-кубовом AJS на старте гонки на Первенство Москвы 1935 года. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Силкин на английском верхневальном 500-кубовом AJS на старте гонки на Первенство Москвы 1935 года. Из коллекции Андрея Мятиева.

Пользуясь в качестве транспортного средства тяжелым баварским оппозитом, на гоночных трассах Силкин по-прежнему отдавал предпочтение английскому AJS. Свои победы в Первенствах СССР 1936-37 годов он завоевал именно на нем. Конечно, помимо вышеупомянутых марок и моделей, Александр Никитич ездил на многих других мотоциклах, среди которых можно найти столь экзотические, как экспериментальный НАТИ А-750 и рекордный 1200-кубовый «Харлей» его друга Николая Закревского. Силкину охотно доверяли ценную технику для участия в мотопробегах и гонках, зная высочайший класс вождения, огромный опыт и кристальную честность этого человека. В 1938 году по предложению Героя Советского Союза Валерия Чкалова Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при СНК СССР, принял решение о допуске к крупным городским, республиканским и всесоюзным соревнованиям мотоциклов толь­ко отечественного производства. Это решение явилось стимулом для развития советского мотоциклостроения и появления специальных спортивных машин, но, одновременно, резко снизило результаты в таблицах рекордов, что неудивительно, так как серийные советские мотоциклы имели очень скромные динамические характеристики, а специальных гоночных аппаратов отечественного производства на тот момент, как таковых, не было. Новые правила приостановили блестящие спортивные карьеры многих гонщиков, в том числе и А.Н. Силкина, который сконцентрировался на тренерской деятельности.

Кроссовые дистанции на обычных дорожных мотоциклах в 1930-х годах покорялись не всем. Первенство ВЦСПС 1937 года.  Из коллекции Андрея Мятиева.
Кроссовые дистанции на обычных дорожных мотоциклах в 1930-х годах покорялись не всем. Первенство ВЦСПС 1937 года. Из коллекции Андрея Мятиева.

После окончания Великой Отечественной войны запрет на использование иностранной техники в крупных соревнованиях сняли, и Александр Никитич выступал в рекордных заездах на BMW R-66 с коляской. В 1947 году Силкин стал использовать для шоссейно-кольцевых гонок и рекордных заездов отечественный М-75 производства Ирбитского мотозавода, существенно его модернизировав. Была увеличена мощность двигателя, изменена система смазки, установлен полуобтекатель на передней части и создан кузов коляски аэродинамической формы. «Коньком» Александра Никитича было установление рекордов скорости для мотоциклов с коляской на большие дистанции – 100 и 300 км. Здесь очень важны были мастерство гонщика и тщательнейшая подготовка техники. Этими качествами наш герой обладал, как никто другой – поэтому и покорялись 46-летнему спортсмену Всесоюзные рекорды. В 1950 году Александр Силкин закончил карьеру мотогонщика, но долгое время продолжал тренерскую работу и активно пропагандировал мотоспорт. Александр Никитич Силкин умер 3 декабря 1974 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Посмотрите публикации по мотоциклетной теме:

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и напишите комментарий, если статья вам показалась интересной!

Экипаж Силкин (за рулем) и Гурский (в коляске) на трассе шоссейно-кольцевой гонки в на ВСХВ. Мотоцикл – модернизированный ИМЗ М-75. Москва, 1948 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
Экипаж Силкин (за рулем) и Гурский (в коляске) на трассе шоссейно-кольцевой гонки в на ВСХВ. Мотоцикл – модернизированный ИМЗ М-75. Москва, 1948 год. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Никитич Силкин и его партнер-колясочник Н. Гурский. Мотоцикл BMW R-66. Москва, Первенство СССР 1946 года. Из коллекции Андрея Мятиева.
Александр Никитич Силкин и его партнер-колясочник Н. Гурский. Мотоцикл BMW R-66. Москва, Первенство СССР 1946 года. Из коллекции Андрея Мятиева.
А.Н. Силкин с наградами. Конец 1960-х годов. Из коллекции Андрея Мятиева.
А.Н. Силкин с наградами. Конец 1960-х годов. Из коллекции Андрея Мятиева.