Найти тему

ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА КИНЦУГИ

Оглавление

С японской чайной традицией тесно связано #искусство kintsugi - так называемого «золотого шва». Как и все #традиции Востока , мастерство кинцуги пропитано философией.

В этой статье постараемся раскрыть самые важные аспекты реставрации посуды и хрупких предметов в японской традиции кинцуги. В России всего несколько мастеров занимаются восстановлением кинцуги, мы взяли интервью у Дмитрия Евгеньевича Лебединца, мастера #кинцуги и #цзю-ху и руководителя подразделения МОЙЧАЙ.РУ в Ставрополе.

В настоящей статье три раздела:

  1. Обзор. Особенности уруси и кинцуги,
  2. Интервью. Мастерство и философия.
  3. Видео-интервью 2019 года (С. Шевелев и Д. Лебединец). Мастерская кинцуги.

ОСОБЕННОСТИ УРУСИ И КИНЦУГИ

Лак уруси культивируется и добывается в Японии, Китае, Корее. Добыча уруси производится вручную специально обученными людьми, она осложнена многими нюансами. Сок собирают надрезами коры деревьев, с определённым отстоянием между надрезами для получения большего объёма сока. Затем сок проходит этапы фильтрации и термической обработки, в сок добавляют (или не добавляют) красители. Надрезанные в один период сбора деревья должны отдохнуть в другой, работа мастера-сборщика уруси - верно оценить потенциал дерева, выбрать специфику надрезания и надрезать ли дерево вообще.

В Юньнани лак получали уже в бронзовом веке. С древности сок лакового дерева использовали в Китае для основы красочных покрытий. Сначала лаком писали, как чернилами, при помощи бамбуковых палочек, позже его стали использовать для защитных и декоративных целей: им покрывали посуду для пищи, а потом и церемониальные сосуды. Со времени правления династии Чжоу (ок. 1027-256 до н.э.) области применения лака расширились - им стали украшать экипажи, упряжки, луки и стрелы, а также другие объекты. Использование лака регламентировалось официальным уставом. В это же время лак начали смешивать с золотом. Дошли легенды о том, что на востоке Китая во время династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) умели изготавливать лаки большой красоты. В этот период применение лака еще более увеличилось. Появились первые образцы лаковой живописи на утвари, шелке, бумаге.

Производство лака уруси в Японии можно сравнить с янтарным производством в России: обусловлено географическими особенностями. Дерево уруси произрастает в Китае и на Индийском субконтиненте. Город Нинохэ в префектуре Иватэ специализируется на производстве смолы уруси, там самые большие «сады» уруси в Японии.

Наиболее ранние лаки Японии (VI в. н.э.) - китайского производства. Торговые контакты древнеяпонского государства Ямото с Китаем были особенно интенсивны в III-V вв. Но несмотря на то что самым ранним сообщением об изготовлении лака, на которое ссылаются японцы, является кодекс Тайхорё (701 г.), технология производства лака привезена в Японию в VI-VII вв. до н.э. из Китая через Корею. Ремесленники из этих стран добровольно и принудительно переселялись в Японию, способствуя развитию лакового мастерства.

Пускай читателя не удивляет применение лака в оформлении пищевой посуды. Сам по себе лак уруси - смола лакового дерева уруси, прошедшая обработку. Жидкий сок дерева уруси крайне токсичен, вызывает аллергическую реакцию, - но застывший безвреден и может контактировать с пищей. Производство лака из смолы уруси сильно отличается от производства привычных нам европейских лаков, которые получают синтетически. Уруси - абсолютно натуральный лак природного происхождения.

Применение лака уруси в мастерстве восстановления посуды связано, в частности, с натуральностью лака и с возможностью наращивания недостающих осколков при смешении лака с мукой или другим клейким составом. Появление кинцуги связано с совмещением одного из методов ремонта керамики и методов декоративной работы с лаком. Это и есть, технически, суть кинцуги - исторически и культурно важного искусства реставрации посуды.

#Когэй - этим словом японцы описывают традиционные ремёсла, которые сочетают в себе красоту и функциональность. В европейском понимании, когэй прикладное искусство.

#Сикки - предметы когэй, в несколько слоёв покрытые уруси, буквально «посуда» и «уруси». В Европе сикки называют «лакированной утварью». Это деревянные чаши, палочки, подносы, коробочки для еды и многие другие предметы, не связанные с посудой (гребни для волос, заколки, мебель, кожаные изделия).

Маки-э, одна из техник сикки, представляет собой лакировку под золото или серебро с использованием лака уруси и металла (традиционно в технике маки-э применяются опилки драгоценных металлов). #Маки-э выделяют как технику производства сикки. В кинцуги сочетаются разные приёмы, заимствованные из других направлений японского искусства, в том числе из сикки заимствована техника маки-э (или маки-ё).

МАСТЕРСТВО И ФИЛОСОФИЯ

  • В каких работах, кроме кинцуги, Вы лично применяете лак уруси?
  • Дерево. Пожалуй, что и всё.
  • Изучив статьи об искусстве работы лаком уруси, я сделала вывод, что кинцуги максимально близка техника маки-э. Верно ли это? Можно ли говорить, что посуда кинцуги оформлена в технике маки-э?
  • Нет... Маки-э - это рисунок, это художественное изображение. Почему я не работаю в технике маки-э? Потому что я не художник. Так я бы делал шкатулки с красивым рисунком. В кинцуги мы следуем линиям, которые образовались при сломе изделия, - да, мы можем что-то нарисовать, - можем изобразить какой-то незначительный элемент, который имеет отношение к японской культуре. Всё же маки-э - это искусство более изящное.
  • В журнале об искусстве работы лаком уруси я видела японскую кисть из обезжиренного человеческого волоса - мне кажется, такая же у вас в мастерской.
  • Я не знаю, что в журнале упоминается, но эта кисть натуральная, из волоса сделана. Мы пробовали разные: и синтетические, и сейчас Илья тоже работает кистью - беличей. В России вообще специальных не найти инструментов. Максимум, как можно приблизиться, - купить хороший инструмент в магазине для художников, это будут натуральные кисти. Потому что они стоят недорого, ты относишься чуть-чуть по-другому к этому предмету или что-то формируешь из кисти сам. Но работать ими не так удобно. Совсем широкие натуральные из тонкого волоса у нас не изготавливают, а широкие синтетические слишком жёсткие, оставляют след.

Так как искусство кинцуги произошло как синтез разных изящных ремёсел, инструменты используются те же, что в техниках-«родителях». К примеру, для работы с лаком используют широкую кисть из тонкого, обезжиренного волоса. Для замеса скрепляющего состава саби используют шпатели. С такими инструментам соседствуют весьма неожиданные: бор-машинка стоматологическая, например.

  • Какие инструменты тяжело достать? Какие требуют больших вложений, на каких инструментах нельзя экономить?
  • Не тяжело достать. Но любой инструмент и материал для кинцуги, в принципе, стоит дорого, экономить нельзя ни на чём. От качественных материалов, прежде всего, будет зависеть качество работы. Сегодня мы с Ильёй как раз разбирали историю работы кистью недорогой и купленной в Японии, которая стоит в десять раз дороже примерно. Дело в том, что инструмента для кинцуги нет в принципе в России, потому что это мастерство в нашей стране не популярно.
  • Я слышала, что мастеров в России мало, в частности, из-за сложностей в выборе и приобретении качественных материалов.
  • Ну, и прежде всего, - оттого, что ремонт посуды в нашей стране это такое себе удовольствие. Большинство же стереотипом обладает, что разбитая посуда к несчастью. Мы таким стереотипом не обладаем: в основном, мы - чайные люди и коллекционеры... Это может быть не обязательно китайская посуда - это может быть европейский фарфор...
  • Как тарелка английская, которая сейчас сохнет в камере, да?
  • Да. Это могут быть статуэтки, посуда, тарелки. Могут быть какие-то предметы интерьера. По большому счёту, исправить можно всё. Например, стеклянный абажур разбился. Готов ли человек это изделие восстановить? И вот здесь в основу ложится концепция кинцуги. Есть реставрация изделия, когда реставратор делает незаметные работы по восстановлению, - а кинцуги наоборот подчёркивает видимые следы восстановления. В принципе японцам присуще понимание, - и я постепенно начинаю это понимать и кайфовать от этого - изделие или предмет, которым ты владеешь, должен иметь следы истории. Поэтому они спокойно реставрируют посуду: им нравится это. То есть в концепции кинцуги заложена любовь к древнему, любовь к старинному - любовь к предмету, который имеет душу, историю. У нас: разбилась чашка - выкинул.
  • Ну, у японцев, я так понимаю, вообще в основе восприятия лежит одухотворение вещей.
  • Пожалуй, что да. Поэтому... здесь всё цепляется. Сейчас подмешивается европейское восприятие - или китайское? - когда используют синтетический лак для склеивания. Не синтетический клей, а именно лак. Он сохнет быстрее, он не вызывает аллергических реакций - он обладает другими свойствами, вот такого, что делает сейчас Илья, такой глубины и блеска невозможно добиться синтетическими лаками. Такое может дать только природный лак уруси.
  • Вы знаете других мастеров лично, с кем Вы общались?
  • Пожалуй, нет. Томоко - автор книг о кинцуги, мы не знакомы лично, а только в Instagram @komatsu.tomoko. Нет какой-то особой «тусовки», наблюдаю за некоторыми мастерами, но у всех своё восприятие. Француженка одна - она бьёт специально изделия, чтобы потом ремонтировать.
  • Да, видела @kintsugifrance.
  • А у нас такой необходимости нет, например. Она эти изделия разбивает, и у неё целый магазин по продаже. Нам же интересно: человек пользовался, у человека случилась проблема - и вот...
  • Нам интересна история.

Выбор материала обусловлен сложностью реставрации, выбранной техникой и закладываемой стоимостью работы.

  • Существует ли разделение на виды работ внутри кинцуги?
  • Да, основные виды работ кинцуги: а.) Склеивание, б.) Наращивание отсутствующих частей клеящим составом саби, в.) Замещение отсутствующих частей элементами другой посуды или другим материалом (стекло, перламутр раковин моллюсков, тут голь на выдумку хитра, что хочешь вставляй - главное, чтобы было красиво и функционально), г.) Заполнение трещины лаком и отделка для герметизации и устранения течи. Последний, наверное, один из самых быстрых способов ремонта, потому что изделие имеет целостность.

Интересным примером замещения (вид работ В) являются пиалы наших сотрудников, где выполнена вставка из перламутра, место склеивания отделано серебряным порошком.

  • Это была первая работа с комбинированием материалом или были другие?
  • Пожалуй, первая.
  • Какие специфические трудности возникают в данном виде работы?
  • Да никаких трудностей не возникает, чуть увеличивается срок ремонта.

В некоторых работах наша мастерская использует скобы. Это не японское искусство кинцуги, это китайское искусство цзю-ху, где сочетаются метод ремонта керамики и ювелирное мастерство. Здесь стоит отметить, что в Китае и Японии очень разное эстетическое восприятие реставрированной посуды. Применение в одной работе и цзю-ху, и кинцуги является ноу-хау мастерской МОЙЧАЙ.РУ.

  • Какие самые важные аспекты в кинцуги, если такие можно выделить?
  • Спокойствие, концентрация, любовь во всём. Ну, если говорить о человеческих факторах, то усидчивость, спокойствие и кропотливость. Вот сегодня мы линии на пиале рисовали 30-40 минут: ты сидишь, рисуешь и рисуешь. Кстати, нужно в них вкропить металл (обращается к подмастерью).

В настоящее время в нашей мастерской кинцуги трудятся три специалиста: два мастера и один ученик.

  • Восстановительные работы - часто работа группы специалистов, каждый из которых выполняет определённый этап. Вы сторонник такой концепции или считаете, что один мастер должен вести работу от начала до конца?
  • Мы разделяем, нам нравится разделять. Оба варианта работы нам нравятся. То есть можно взять предмет и от начала и до конца вести, а можно с мастерами подразделить этапы изготовления. Выгода и плюс в этом: если кто-то не любит выводить форму, а кто-то не любит рисовать линии, то здесь можно как раз разделить.
  • Что вдохновило Вас в начале пути и что вдохновляет теперь?
  • Всё то же самое - это исправить предмет, с которым, быть может, уже попрощался владелец. Изначально идея и замысел был в том, чтобы исправить разбитое. Причём это не был мой предмет. Твоя пиала одна из первых, десяток туда - десяток обратно. Вот, кстати, любопытно: первый предмет я не помню.
  • Многие реставраторы замечают, что такое занятие меняет взгляд не только на вещи, но и на жизнь. Замечаете ли Вы подобные изменения?
  • Да, да, я говорил об этом. Я стал больше любить предметы, на которых видны следы использования. Но, - изначально это должен быть очень качественный предмет, вот тогда это сочетание. А если предмет был дорогой, классно сделанный, то на нём должно быть обязательно видно, что им работали, что...
  • Патина времени?
  • Угу.

Какая она - философия кинцуги? «Увидеть красоту в несовершенстве». Многие пишут об умении ценить недостатки и изъяны, здесь посуда является отражением человека в широком смысле слова, когда каждая трещинка является нашей особенностью. Работая с трещиной и умея её верно подчеркнуть, можно создать нечто прекрасное. Философия кинцуги заключается в том, что каждая трещина - часть истории, часть пути становления посуды (и человека) такой, какая она есть. Поэтому трещины не маскируют, а подчёркивают.

  • Дмитрий Евгеньевич, насколько сказанное отражает суть кинцуги и что Вы находите для себя в этой глубокой философии?
  • Ну, если говорить о концепции кинцуги - да. Но вот начало «увидеть красоту в несовершенстве» - это не только кинцуги свойственно, это свойственно самой концепции японской ваби-саби. Почему большинство японских пиал - именно японских (юноми, тяван) - они не идеальные?
  • Не отточенные?
  • Да. Может, даже техника раку чем-то похожа, когда предмет бросают - и вот что к нему прилипло, что осталось, то и красиво; японцы умеют это ценить. И в японском чайном действии перед началом чаепития каждый берёт пиалу и любуется ею, то есть должен увидеть в этом предмете, в этой форме что-то совершенное. Линии повторяют, линии - это как бы индивидуальность и особенность. В этом одна из характерных черт, присущих кинцуги: нет такого предмета больше, он единственный. Даже если выпустили десять одинаковых пиал, но твоя пиала разбилась и она склеена - ни у кого не будет такой же.
  • И последний вопрос: Как Вы относитесь к названию статьи «Философия несовершенства. Кинцуги»? Насколько название корректно?
  • М-м, философия несовершенства? Ну, не знаю. Наверное, не могу я согласиться с этим.
  • Из-за спорного определения совершенства и несовершенства?
  • Да, здесь скорее подходит «восстановленное безвозвратно потерянное», - что-то такое. Ведь мы создаём-то совершенство, а не несовершенство. Но, опять же, понятие совершенства растянутое. Целостность изделия была нарушена, если брать с технической точки зрения, и наши работы не создадут ту целостность, которая была изначально.
  • Мне интересно с точки зрения философии.
  • С точки зрения философии скорее уникальность, нежели совершенство-несовершенство. Вторая жизнь, совершенство и неповторимость.

Философия ваби-саби, понятие моно-но-аварэ и многие тайны японского мировоззрения пронизывают всякий предмет кинцуги. Красота предмета, пережившего трагедию - вызывает искренний вздох, но это вздох сожаления и восхищения вместе. Это невероятная история.

МАСТЕРСКАЯ КИНЦУГИ

В 2018 году открылся клуб МОЙЧАЙ.РУ в Ставрополе и вслед за ним в 2019 году мастерская кинцуги.

Если Вы хотите задать вопрос о кинцуги или цзю-ху:

В данной статье использованы интервью с мастером кинцуги Лебединцем Д. Е., видео из наполнения канала С. Шевелева, а также цитата из статьи Новиковой О. Г. о зарождении и распространении декоративных техник лакирования.