Найти тему
Любитель интересного

Долго думал: зачем на каждом электродвигателе сверху есть кольцо?

Сегодня вечером на меня свалилась неожиданная подработка, на одной фирме, нужно было установить и подключить электродвигатель. Работа не пыльная, тем более что в цеху, где предстояло работать, есть кран-балка. Это значит не придется тащить движок на себе к месту установки.

Пока я переодевался у рабочих в цеху возник небольшой спор - можно или нет подвешивать двигатель за небольшое кольцо, расположенное сверху. Практически на всех более-менее больших электродвигателях есть такое кольцо. Один из рабочих утверждал, что такое маленькое кольцо просто не выдержит вес двигателя, а другой говорил, что оно специально предназначено для подъёма.

Помнится сразу после школы я долго не мог устроится на работу и подрабатывал как мог. Однажды один мой родственник, рассказал, что планирует продать электродвигатель, который нашел у себя в гараже, одному мужчине. Ему мотор нуден для электро наждака. Родственник попросил меня присутствовать при продаже, в качестве технического консультанта, пообещав мне десять процентов от сделки. Я согласился.

Дотащив двигатель на санках (дело было зимой) до дома покупателя, мы стали всячески нахваливать электродвигатель, рассказывая, что именно такой как у нас, больше всего подходит и для наждака и для циркулярной пилы. Мужчина, осмотрев движок со всех сторон, задал мне провокационный вопрос: как подключить трехфазный двигатель к однофазной сети 220 вольт?

Но я все-таки Любитель Радио, и да, я знал ответ на это вопрос.


- Нужно использовать конденсатор! - Легко ответил я. - Соединяем обмотки двигателя треугольником, затем два угла треугольника подсоединяем к нулю и фазе 220 вольт, а третий угол к нулю через конденсатор!


В подтверждение своим словам, я предъявил покупателю страничку из журнала "Юный Техник", с приведенной схемой подключения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть. Прочитав статью на страничке, покупатель убедился в правоте моих слов и сказал, что двигатель ему подходит.
Я загордился, что мне удалось убедить покупателя приобрести наш мотор и тем что моя техническая консультация очень пригодилась. И вот когда покупатель уже отсчитывал требуемую сумму, а я подсчитывал свою долю, он вдруг отдернул руку с деньгами и спросил:

- А это кольцо зачем? —Указывая на рым болт, расположенный сверху двигателя. - Если не объясните, не возьму мотор!


Вот к такому меня жизнь не готовила. Мой родственник смотрел на меня с надеждой, а я представил, как мы потащим двигатель назад и как все перестанут считать меня специалистом в электротехнике. Это теперь я знаю, что кольцо, на верхней части двигателя предназначено для его транспортировки или подъема. Рым болт - так правильно называется это кольцо, находится ровно по центру масс двигателя и рассчитан на его вес. При помощи этого болта удобно опускать двигатель краном или тельфером и аккуратно устанавливать на место. Это теперь, а тогда...

Тогда нужно было что-то делать, как-то спасать ситуацию. Схватив отвертку я вывернул по резьбе болт и указывая внутрь отверстия произнес:

- Масло, сюда надо заливать масло!

Я понимал, что мой ответ мягко сказать неправильный, но к удивлению, он устроил покупателя!

Мы ударили по рукам и получили деньги за двигатель. А я вместо десяти, взял с продавца целых пятнадцать процентов!

Продолжение этой истории я узнал спустя несколько лет. Её рассказал сосед того мужичка, покупателя двигателя. Смонтировав двигатель по приведенной мной схеме, у него получился неплохой наждак. Поработав на нем некоторое время, он решил залить масло!!! Это сейчас на многих движках отверстие под рым-болт не сквозное, но тот движок был из старых, в которых отверстие просверлено внутрь. После заливки масла у мужичка из двигателя пошел белый дым! Пришлось полностью его разбирать и вытирать части насухо. Он долго ругался на горе специалистов. Говорил, что теперь точно знает, куда нужно заливать масло!

С тех пор я четко усвоил - кольцо сверху двигателя нужно для его подъема и транспортировки.

Если вам понравилась статья, пожалуйста поставьте лайк, также подпишитесь на мой канал "Любитель Радио", впереди будет много интересного.