Перевозки речным транспортом воспринимается большинством, как некая форма развлечения. Прогулки по рекам, длинные круизы... И всё это за большие деньги. А может ли речной транспорт вписаться в общую транспортную систему города или целого региона? Разбираемся.
Оговорка
Будем рассматривать речной транспорт как альтернативу и/или дополнение к существующим маршрутам и видам транспорта. Т.е. мы стараемся не смотреть на те случаи, когда кораблю объективной альтернативы нет.
Внутригородской транспорт
Так исторически сложилось, что города в России, как правило, имеют в центре крупную водную артерию, которая, ко всему прочему, ещё и судоходна. Часто можно встретит проблему, когда в городе есть всего 1-2 моста, и они сильно перегружены (Саратов, например). В таком случае необходимо интегрировать альтернативный водный транспорт в общую городскую транспортную систему:
1. Подвозить пассажиров к причалам, путём сезонного изменения действующих маршрутов
2. Ввести единую систему оплаты и\или скидки на пересадку
3. Обеспечить рациональный интервал движения судов
Хороший пример - Ярославль. Там есть регулярный маршрут Речной вокзал - Толга. Стоимость проезда 37 рублей в одну сторону, что не критично выше общегородской. При этом корабль несколько раз пересекает Волгу соединяя разные берега в отдалении от мостовых переходов и осуществляет подвоз туристов к Толгскому монастырю.
Интервал, правда, от 3 часов.
Используются корабли проекта Р-51Э. Конкретно в моём случае была Москва-182, 1986 года выпуска. Внутри более-менее. На некоторых остановках выход по носовому трапу (поправьте, если он называется по другому). Из явных минусов, вышеупомянутый интервал и минимум подвозного транспорта.
Интегрировать водный транспорт в общую систему хочет и Москва. Сейчас основная масса перевозок выполняется в экскурсионных целях, при этом часто соблюдается очень маленький интервал (раз в 30 минут). Есть "пригородный" маршрут Северный Речной вокзал - Химки, но стоимость проезда не многим меньше такси. На коротком маршруте Северный Речной вокзал - Захарково можно прокатится и по Тройке.
В перспективе запуск регулярных маршрутов с использованием электрических судов (заставим электробусы плавать!). Пол макета этого инженерного чуда уже показывали Собянину, рабочих прототипов естественно нет.
Зато есть вполне рабочий проект ледоколов, для обеспечения круглогодичной навигации. Проект БР-29, первую машину планируют передать к 2022 году, т.е. в теории весь проект с регулярным речным движением могут запустить как раз к 2022-2023 году. Вопрос о стоимости и реально необходимости таких маршрутов открытый, но в Москве потребители такого продукта точно найдутся, да и Дептранс уже хорошо умеет пиарить различные вундервафли.
К слову об маркетинге таких перевозок. Что бы найти хоть какую-то информации о том, где, когда и куда ходят регулярные пассажирские суда нужно изрядно поломать себе голову. Часто информация на сайтах речных вокзалов не обновляется годами. Нет ни точных графиков, не стоимости. А уж чтоб купить билет заранее или расплатится единой транспортной карточкой города можно забыть. Неудобство, вызванное не сколько изношенным флотом, а сложностью поиска достоверной информации.
Второе, не мало важное замечание - производство новых судов для местных линий. Да, есть отдельные проекты (Пример - А44212). Да, они строятся в каком-то количестве, но этого мало. Необходимо какое-то "народное" судно вроде теплоходов типа Москва.
Хотелось бы видеть больше регулярных маршрутов внутри волжских городов. Сейчас даже крупные города типа Волгограда, Самары или Саратова - имеют минимальный набор внутренних маршрутов по воде, хотя потенциал огромный.
Межгород
Тут мы сразу забываем про круизы, так как это разновидность туриндустрии и на транспортную систему едва ли влияет. В большинстве случаев междугородные пассажирские перевозки выполняются в те районы, куда либо очень не удобно добираться другими видами транспорта, либо можно только по воде. Хороший пример Нарьян-Мар, но это скорее исключительные ситуации и своеобразная экономика.
А что на счёт речного транспорта, как альтернативы поезду или автобусу? Вот тут полигон достаточно большой, и есть пара интересных примеров. Так исторически сложилось, что у России осталась очень сильная школа производства судов на подводных крыльях. Их основное преимущество - высокая скорость хода до 50-60 км/ч.
Сейчас строятся два современных речных типа таких судов - Валдай 45Р и Метеор 120Р. Валдаи активно работают в Нижнем Новгороде возят туристов по ближайшим пригородам. При этом на маршруте Нижний Новгород - Павлово время хода у Валдая примерно такое же, как и у автобуса. 2 часа у СПК, против 1:40 у автобуса, при том что корабль идёт из центра, а автобус с окраины. Но вот разница в стоимости билетов весомая, что объяснимо так как расход на человека и риск не заполнится у Валдая в любом случае выше.
В 2021 году Валдаи обслуживают регулярные маршруты на севере, например:
- Ханты-Мансийск – Селиярово – Ханты-Мансийск
- Ханты-Мансийск – Сургут – Банный – Сургут – Ханты-Мансийск
Так же в эксплуатации на севере есть и более крупные Метеоры:
- Ханты-Мансийск – Берёзово – Ханты-Мансийск
- Берёзово – Салехард – Мужи
На этих линиях используются старые Метеоры, к 2022 должны поставить новые машины Метеор 120Р. Первый уже спущен на воду в Нижнем Новгороде. Перечислены те линии, где есть альтернативы по дороге/по воздуху.
Перспективы у такого вида транспорта есть. Основная проблема - обновления флота. Метеоры дорабатывают по всей стране, так как срок эксплуатации со всеми ремонтами подходит к концу. Ориентировочная стоимость нового Метеора 120Р в районе 400-500 млн руб. за единицу. Официальных прайсов нет, но есть информация из открытых профильных источников. Выше будет и стоимость билета, но она будет компенсироваться меньшим временем в пути при выборе оптимального маршрута и достаточно высоким уровнем комфорта.
Итог
Пожалуй самый не очевидный для меня вид транспорта, пришлось в теме покопаться. Материала много, поэтому сделал определённые выдержки для общего понимания. Персональное отношение к развитию речного транспорта - двоякое, с одной стороны есть потенциал, с другой стороны огромная стоимость новых судов и куча экономических рисков.
Напоминаю, что у нас есть Telegram-канал, куда приходят уведомления о новых публикациях.