На сегодняшний день чай является одним из самых популярных напитков среди россиян. Но как и когда он появился в России?
Опять виноват Пётр I?
Появление чая на Руси приписывается Петру I, однако в действительности же русские узнали о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения Петра.
Считается, что употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века. Существует версия, что уже в 1618 году царь Михаил Фёдорович Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая.
Само слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века
Как и во Франции, чай стал популярен, прежде всего, как лечебный напиток, но вскоре начал употребляться просто для удовольствия. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен.
До конца XVIII века высококачественный зеленый чай из Китая в импорте России превосходил черный, поскольку больше соответствовал традиционному взвару из трав.
Самым дешевым считался черный китайский чай, который потребляли в основном представители низших сословий.
Редким сортам желтого и «императорского» чая отдавала предпочтение российская аристократия.
В эпоху Николая I чаепитие в России приобрело национальный характер
С начала 1840-х гг. чаепитие в России, как и в викторианской Британии, приобрело характер национальной традиции. Ярмарочные базары, как основное прежде место сбыта чая, в середине XIX века сменились бакалейными лавками и магазинами колониальных товаров, которые появились сначала в столицах, а затем и в других крупных городах.
«Чай — пятая стихия жителей столицы»
По впечатлениям маркиза Астольфа де Кюстина, оставившего записки о путешествии в Россию в 1839 году: «русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар, пьют чай по утрам и вечерам в кругу семьи».
Наблюдение касалось, прежде всего, москвичей. Бытописатели Москвы действительно оставили убедительные свидетельства того, что «чай — пятая стихия жителей столицы», а самовар — непременный участник семейных и городских торжеств.
Хлебосольные москвичи пили больше всего чая
Московская купеческо-мещанская среда с её традицией патриархального хлебосольства оказала существенное влияние на формирование церемонии чаепития в России.
Непременной составляющей гостеприимства служило приглашение «присесть к самовару», что в прохладную погоду давало повод согреться, а в теплые дни — «пить чай для прохлаждения». Понятия «чай» и «самовар» к тому времени для москвичей стали неразделимыми, тогда как в российской глубинке чаепитие пока оставалось доступным лишь для состоятельных граждан. Москва потребляла большую часть всего ввозимого в Российскую империю чая.
Чай до сих пор остаётся в лидерах по потреблению - россияне в год выпивают около 150 тонн этого прекрасного напитка.
Любовь к чаю осталась, а самоваров уже нет почти ни у кого в столице.