Найти в Дзене
KhaDm.drive

Редкая модификация Оки! ЗМА-1901 “Ока-Гном” с дизельным движком!

На первый взгляд, кажется, что Ока это сверхкомпактный автомобиль в котором с трудом можно перевести больше двух человек. При этом, не о каких грузоперевозках и думать не стоит. Но, что если я вам скажу, что у машины была не просто грузовая, а прямо таки коммерческая версия с дизельным мотором! Сегодня, именно о ней.

Автомобиль получивший название ЗМА-1901 или “Ока-Гном”, был представлен в 2000 году. Это был проект завода Завода малолитражных автомобилей (ЗМА), находившегося в Набережных Челнах. Именно ЗМА, а не КАМАЗ занимался выпуском обычной Оки параллельно с ВАЗом и СеАЗом. Однако, стоит отметить, что завод ЗМА был дочерним предприятием КАМАЗа и поэтому, украшал свою продукцию логотипом КАМАЗ.

ЗМА-1901 “Ока-Гном”
ЗМА-1901 “Ока-Гном”

"Гном" представлял собой полурамный пикап, на подобие тех, что делали на заводе ВИС в Тольятти, на основе "Жигулей". Машина имела идентичную с обычной "Окой" переднюю часть (кабину) и небольшую бортовую платформу сзади с фонарями от ВАЗ 2106. К стати, амортизаторы на грузовичок установили от этой же модели "Жигулей". Так же, для увеличения грузоподъёмности, предполагалась и установка более жёстких пружин, в замен стандартных.

ЗМА-1901 “Ока-Гном”
ЗМА-1901 “Ока-Гном”

По мимо амортизаторов, для адаптации под перевозку грузов, машину ещё оснастили увеличенными колёсными дисками. Здесь применили 13-ый, вместо 12-ого диаметра диска. Но, в целом, автомобиль имел ту же ходовую часть, что и стандартная Ока. Поэтому, грузоподъёмность не сильно возросла. Около 300 кг мог брать на себя "Гном" (пассажиры + груз).

Гораздо интереснее было то, что находилось у грузовой Оки под капотом. Здесь располагался предкамерный, четырёхтактный дизельный двигатель Д18А, спроектированный во Владимире. По сути, это был переработанный под микролитражку тракторный дизель Д12М1.

ЗМА-1901 “Ока-Гном”
ЗМА-1901 “Ока-Гном”

Двухцилиндровый дизель имел объём в 725 см^3 и выдавал всего 25 л.с. при 4400 об/мин. Расход топлива составлял около 4х литров на 100 км пути, что очень хорошо, даже для такого "малыша", как Ока.

Динамикой "Гном" похвастаться не мог. Максимальная скорость машины составляла примерно 110 км/ч, а разгон от 0 до 100 был очень сомнительным мероприятием. Да и зачем? Не для этого был создан автомобильчик. Низкая цена и супернизкий расход топлива, вот то, чем он должен был завоевать своего приобретателя.

ЗМА-1901 “Ока-Гном”
ЗМА-1901 “Ока-Гном”

Жаль, но этот проект так и остался на стадии сборки нескольких ходовых прототипов.

Запуск в серию таких грузовичков требовал не малых финансовых вливаний. Не менее внушительных средств требовала и постановка на конвейер нового дизельного мотора. Увы, но инвестора для такого проекта так и не нашлось.

Одновременно с грузовой "Окой" в России 00-х были и не менее интересные проекты вазовских машин, которые, в отличии от "Оки", добрались и до серийного производства. К стати, о них вы можете прочитать тут: https://zen.me/1Pf1P9

Авто
5,66 млн интересуются